История и перспективы развития.

Хмельницкий троллейбус
Троллейбусная система
Страна Украина
Город Хмельницкий
Дата открытия 5 декабря
Количество маршрутов 21 + 3 ночных
Количество троллейбусных парков 1
Количество троллейбусов 110
Модели эксплуатируемых троллейбусов ЗиУ-682 , КТГ-1 , ЮМЗ-Т1 , ЮМЗ-Т2 , Днипро-Е187 , Богдан-Т60111, Электрон Т19, Богдан-Т70117
Стоимость проезда 3,50 грн
Компания-перевозчик ХКП «Электротранс»
Сайт компании trolley.org.ua
Хмельницкий троллейбус на Викискладе

История и перспективы развития

Е годы ознаменовались бурным развитием Хмельницкого, промышленной развитием и значительным подъёмом жилищного строительства, как следствие - ростом населения. Все эти факторы обусловили скорейшее решение проблемы надёжного общественного транспорта. В 1968 году началось возведение троллейбусного депо и всей необходимой инфраструктуры.

Троллейбусное движение в Хмельницком начало в 1970 году . Первым городским троллейбусным маршрутом 12 декабря 1970 года стал «Катион - Железнодорожный вокзал» - ул. Тернопольская, Каменецкая, Проскуривская (длина контактной сети - около 15 км). Первым водителем хмельницкого троллейбуса была Михалева Светлана Николаевна, первый начальник управления - Чернишен Петр Филиппович, а первые пассажиры - члены горисполкома, специалисты и строители, администрация управления, жители города . По улицам Хмельницкого начали курсировать 12 троллейбусов Киев-6, специально доставленных из столицы УССР.

В начале 1971 году город получил ещё 11 троллейбусов Киев-6. За год было построено новое линию до промзоны - микрорайон Раково. Для неё было дополнительно приобретено ещё 24 троллейбуса ЗиУ-5. В течение 1971 хмельницкими троллейбусами было перевезено 16,8 млн. человек.

В 1971 году был продлён маршрут №1 в микрорайон «Раково» в школу №9, который соединил микрорайон с центром города. В 1972 году было открыто 2-й маршрут «З-д Катион - Обувная фабрика» , который значительно улучшил сообщение Северного микрорайона с центром города. А 1973 года открыто движение троллейбусов по маршруту №3 «Обувная фабрика - Школа №9» .

От 1984 года директором был назначен Солтик Александр Иванович, на годы руководства которого пришёлся наибольшее развитие троллейбусного предприятия. Именно в это время разрасталась маршрутная сеть: были построены маршруты в микрорайоны Гречаны, Озёрная, Дубовое, Раково, продлён маршрут до улицы Довженко (всего в городе действовало уже 7 маршрутов, троллейбусный парк насчитывал 102 машины). Поэтому длина контактной сети выросла в шесть раз и составила 96,6 км, а объёмы перевозок постоянно росли.

В 1988 году было принято решение освободить центральную улицу города от транспорта и сделать её пешеходной зоной. Таким образом, троллейбусные провода перенесли с Проскуровской на Театральную. По 1988 год предприятием было перевезено 59,7 млн. пассажиров.

В 1990 году с целью улучшения обслуживания пассажиров микрорайона Раково и села Книжкивци (теперь в составе города) продлён маршрут №4 на 3,6 км. Поэтому, начиная от 1991 года троллейбусные маршруты связали микрорайоны Раково, Гречаны, улицу Озёрную, Львовское шоссе и автовокзал №1.

К 1995 года троллейбусный парк в Хмельницком значительно вырос и состоял из 141 единиц.

В августе 2008 года было приобретено 2 троллейбуса с низким полом Богдан Т601 для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В связи с экономическим кризисом, 2009 года предприятие было вынуждено сократить последние рейсы некоторых троллейбусных маршрутов, однако троллейбус до сих пор остаётся очень популярным видом транспорта, играя при этом важную роль в пассажироперевозках.

Транспортная реформа и ликвидация популярных маршрутов

27 декабря 2017 года была проведена т.н. "Транспортная реформа", таким образом прекратилось существование троллейбусных маршрутов №№8 (который следовал от Гречан до улицы Старогородской) и 16А (следовавшего от Гречан по Каменецком на Львовское шоссе). Изменились маршруты: 1, 2а, 13 и 15. Вместо маршруток которые должны были обслуживать маршруты 56 и 57 их начали обслуживать троллейбусы.

В связи с постоянными жалобами пассажиров под номерами 1 и 15 ездили по 4 троллейбуса на 15 маршруте и 2 на 1-м. Таким образом 2 троллейбуса с №15 ехали по старому маршруту а 2 по новому, и 1 троллейбус 1-го маршрута по старому направлению и 1 по новому.

Подвижной состав

Маршруты

Ночные маршруты

С 1 февраля по 1 мая в тестовом режиме запущены ночные троллейбусы, которые захватывают в основном район ЖД вокзала, были созданы специальные графики привязанные к расписанию поездов. Стоимость проезда в ночном троллейбусе составляет 6 гривен, льготы в ночное время отменены. В ночное время ездят всего 3 троллейбуса 006, 007 и 008 в которых установлены GPS - навигаторы.

Если ночные троллейбусы покажут себя с лучшей стороны то они будут ездить постоянно.

  • № 61 Завод «Катион» - улица Довженко (по Львовскому шоссе, ул. Тернопольской, ул. Институтской, ул. Каменецкой, ул. Подольской, ул. Шевченко, ул. Чорновола, ул. Майборского)
  • № 62 «ПП Алмаз» - Автовокзал № 2 (по ул. Курчатова, ул. Каменецкой, ул. Шевченко)
  • № 63 «Озерная» - Автовокзал № 2 (по ул. Героев Майдана, ул. Каменецкой, ул. Старогородской, ул. Степана Бандеры (бывш. М. Рыбалка) , Проспект Мира, Озёрная, Проспект Мира, Староконстантиновское шоссе, ул. Горького, Автовокзал № 2)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 сентября 2017; проверки требуют.

Хмельницкий троллейбус - один из видов общественного транспорта города Хмельницкий . Движение открыто 5 декабря 1970 года .

Е годы ознаменовались бурным развитием Хмельницкого, промышленной развитием и значительным подъёмом жилищного строительства, как следствие - ростом населения. Все эти факторы обусловили скорейшее решение проблемы надёжного общественного транспорта. В 1968 году началось возведение троллейбусного депо и всей необходимой инфраструктуры.

Троллейбусное движение в Хмельницком начало в 1970 году . Первым городским троллейбусным маршрутом 12 декабря 1970 года стал «Катион - Железнодорожный вокзал» - ул. Тернопольская, Каменецкая, Проскуривская (длина контактной сети - около 15 км). Первым водителем хмельницкого троллейбуса была Михалева Светлана Николаевна, первый начальник управления - Чернишен Петр Филиппович, а первые пассажиры - члены горисполкома, специалисты и строители, администрация управления, жители города . По улицам Хмельницкого начали курсировать 12 троллейбусов Киев-6, специально доставленных из столицы УССР.

В начале 1971 году город получил ещё 11 троллейбусов Киев-6. За год было построено новое линию до промзоны - микрорайон Раково. Для неё было дополнительно приобретено ещё 24 троллейбуса ЗиУ-5. В течение 1971 хмельницкими троллейбусами было перевезено 16,8 млн. человек.

В 1971 году был продлён маршрут №1 в микрорайон «Раково» в школу №9, который соединил микрорайон с центром города. В 1972 году было открыто 2-й маршрут «З-д Катион - Обувная фабрика» , который значительно улучшил сообщение Северного микрорайона с центром города. А 1973 года открыто движение троллейбусов по маршруту №3 «Обувная фабрика - Школа №9» .

От 1984 года директором был назначен Солтик Александр Иванович, на годы руководства которого пришёлся наибольшее развитие троллейбусного предприятия. Именно в это время разрасталась маршрутная сеть: были построены маршруты в микрорайоны Гречаны, Озёрная, Дубовое, Раково, продлён маршрут до улицы Довженко (всего в городе действовало уже 7 маршрутов, троллейбусный парк насчитывал 102 машины). Поэтому длина контактной сети выросла в шесть раз и составила 96,6 км, а объёмы перевозок постоянно росли.

В 1988 году было принято решение освободить центральную улицу города от транспорта и сделать её пешеходной зоной. Таким образом, троллейбусные провода перенесли с Проскуровской на Театральную. По 1988 год предприятием было перевезено 59,7 млн. пассажиров.

В 1990 году с целью улучшения обслуживания пассажиров микрорайона Раково и села Книжкивци (теперь в составе города) продлён маршрут №4 на 3,6 км. Поэтому, начиная от 1991 года троллейбусные маршруты связали микрорайоны Раково, Гречаны, улицу Озёрную, Львовское шоссе и автовокзал №1.

К 1995 года троллейбусный парк в Хмельницком значительно вырос и состоял из 141 единиц.

В августе 2008 года было приобретено 2 троллейбуса с низким полом Богдан Т601 для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В связи с экономическим кризисом , 2009 года предприятие было вынуждено сократить последние рейсы некоторых троллейбусных маршрутов, однако троллейбус до сих пор остаётся очень популярным видом транспорта, играя при этом важную роль в пассажироперевозках.

27 декабря 2017 года была проведена т.н. "Транспортная реформа", таким образом прекратилось существование троллейбусных маршрутов №№8 (который следовал от Гречан до улицы Старогородской) и 16А (следовавшего от Гречан по Каменецком на Львовское шоссе). Изменились маршруты: 1, 2а, 13 и 15. Вместо маршруток которые должны были обслуживать маршруты 56 и 57 их начали обслуживать троллейбусы.

В связи с постоянными жалобами пассажиров под номерами 1 и 15 ездили по 4 троллейбуса на 15 маршруте и 2 на 1-м. Таким образом 2 троллейбуса с №15 ехали по старому маршруту а 2 по новому, и 1 троллейбус 1-го маршрута по старому направлению и 1 по новому.

С 1 февраля по 1 мая в тестовом режиме запущены ночные троллейбусы, которые захватывают в основном район ЖД вокзала, были созданы специальные графики привязанные к расписанию поездов. Стоимость проезда в ночном троллейбусе составляет 6 гривен, льготы в ночное время отменены. В ночное время ездят всего 3 троллейбуса 006, 007 и 008 в которых установлены GPS - навигаторы.

Если ночные троллейбусы покажут себя с лучшей стороны то они будут ездить постоянно.

Хмельницкий троллейбус - один из видов общественного транспорта города Хмельницкий . Движение открыто 5 декабря 1970 года .

История и перспективы развития

 1950 - - е годы ознаменовались бурным развитием Хмельницкого, промышленной развитием и значительным подъемом жилищного строительства, как следствие & nbsp; - ростом населения. Все эти факторы обусловили скорейшее решение проблемы надежного общественного транспорта. В году началось возведение троллейбусного депо и всей необходимой инфраструктуры.

Троллейбусное движение в Хмельницком начало в году. Первым городским троллейбусным маршрутом 12 декабря года стал «Катион & nbsp; - Железнодорожный вокзал» & nbsp; - ул. Тернопольская, Каменецкая, Проскуривска (длина контактной сети & nbsp; - около 15 км). Первым водителем хмельницкого троллейбуса была Михалева Светлана Николаевна, первый начальник управления & nbsp; - Чернишен Петр Филиппович, а первые пассажиры & nbsp; - члены горисполкома, специалисты и строители, администрация управления, жители города . По улицам Хмельницкого начали курсировать 12 троллейбусов Киев-6, специально снабжены из столицы УССР.

В начале году город получил еще 11 троллейбусов Киев-6. За год было построено новое линию до промзоны & nbsp; - микрорайон Раково. Для нее было дополнительно приобретено еще 24 троллейбуса ЗиУ-5. В течение 1971 хмельницкими троллейбусами было перевезено 16,8 & nbsp; млн человек.

В 1971 году был продлен маршрут № & nbsp; 1 в микрорайон «Раково» в школу № & nbsp; 9, который соединил микрорайон с центром города. В году было открыто 2-й маршрут «З-д Катион & nbsp; - Обувная фабрика» , который значительно улучшил сообщение Северного микрорайона с центром города. А года открыто движение троллейбусов по маршруту № & nbsp; 3 «Обувная фабрика & nbsp; - Школа № & nbsp; 9» .

От года & nbsp; - директором был назначен Солтик Александр Иванович, на годы руководства которого пришелся наибольшее развитие троллейбусного предприятия. Именно в это время разрасталась маршрутная сеть: были построены маршруты в микрорайоны Гречаны, Озерная, Дубовое, Раково, продлен маршрут до улицы Довженко (всего в городе действовало уже 7 маршрутов, троллейбусный парк насчитывал 102 машины). Поэтому длина контактной сети выросла в шесть раз и составила 96,6 км, а объемы перевозок постоянно росли.

В году было принято решение освободить центральную улицу города от транспорта и сделать ее пешеходной зоной. Таким образом, троллейбусные провода перенесли в Проскуровской на Театральную. По год предприятием было перевезено 59,7 & nbsp; млн пассажиров.

В году с целью улучшения обслуживания пассажиров микрорайона Раково и села Книжкивци (теперь в составе города) продлен маршрут № & nbsp; 4 на 3,6 км. Поэтому, начиная от года троллейбусные маршруты связали микрорайоны Раково, Гречаны, улицу Озерную, Львовское шоссе и автовокзал № & nbsp; 1.

К года троллейбусный парк в Хмельницком значительно вырос и состоял из 141 единиц.

В августе года было приобретено 2 троллейбуса с низким полом Богдан Т601 для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В связи с экономическим кризисом, года предприятие было вынуждено сократить последние рейсы некоторых троллейбусных маршрутов, однако троллейбус до сих пор остается очень популярным видом транспорта, играя при этом важную роль в пассажироперевозках.

Подвижной состав

  1. ЗиУ-682 (ЗиУ-682В, ЗиУ-682Г) (82 + 2 служебных)
  2. ЮМЗ-Т1Р (4)
  3. Богдан - Т-601.11 c декабря 2008 (2)
  4. ЗиУ-682Г0М (ЗиУ-682Г.016.018)
  5. Электрон Т19 (2)
  6. Богдан Т70117 (4)

Маршруты

Общее число маршрутов - 19.

  • № 1: Кинотеатр «Силистра» - Поликлиника № 1
  • № 2а: Завод «Катион» - жилой массив «Озёрная»
  • № 3: Жил. массив «Озёрная» - улица Довженко
  • № 5: Улица Шевченко - улица Заречанская
  • № 7: Завод «Катион» (по улице Тернопольской) - улица Довженко
  • № 7а: Завод «Катион» (по улице Институтской, Молодёжной) - улица Довженко
  • № 8: «Алмаз» - улица Старогородская (Примакова)
  • № 8А: «Алмаз» - жил. массив «Озёрная»
  • № 9: Улица Заречанская - улица Довженко
  • № 10: Жилой массив «Озёрная»- Торговый центр
  • № 11: Завод «Катион» - жил. массив «Озёрная»
  • № 11а: Завод «Катион» - жил. массив «Озёрная»
  • № 12: Завод «Катион» (через Львовское шоссе) - жил. массив «Озёрная»
  • № 13: «Алмаз» - Автовокзал № 2
  • № 14: Завод «Катион» (через Львовское шоссе) - железнодорожный вокзал «Хмельницкий»
  • № 15: Улица Старогородская (Примакова) - Улица Петра Болбочана (Городовикова)
  • № 16: «Алмаз» - завод «Катион»
  • № 16А: «Алмаз» - завод «Катион»
  • № 17: Автостанция № 1 - завод «Катион»

Ночные маршруты

С 1 февраля по 1 мая в тестовом режиме запущены ночные троллейбусы, которые захватывают в основном район ЖД вокзала, были созданы специальные графики привязанные к расписанию поездов. Стоимость проезда в ночном троллейбусе составляет 6 гривен, льготы в ночное время отменены. В ночное время ездят всего 3 троллейбуса 006, 007 и 008 в которых установлены GPS - навигаторы.

Если ночные троллейбусы покажут себя с лучшей стороны то они будут ездить постоянно.

  • № 61 Завод «Катион» - улица Довженко (по Львовскому шоссе, ул. Тернопольской, ул. Институтской, ул. Каменецкой, ул. Подольской, ул. Шевченко, ул. Чорновола, ул. Майборского)
  • № 62 «ПП Алмаз» - Автовокзал № 2 (по ул. Курчатова, ул. Каменецкой, ул. Шевченко)
  • № 63 «Озерная» - Автовокзал № 2 (по ул. Героев Майдана, ул. Каменецкой, ул. Старогородской, ул. Степана Бандеры (бывш. М. Рыбалка) , Проспект Мира, Озерная, Проспект Мира, Староконстантиновское шоссе, ул. Горького, Автовокзал № 2)

, ЮМЗ-Т2 , Днипро-Е187 , Богдан-Т60111 , Электрон Т19 , Богдан-Т70117

Стоимость проезда

1,50 грн. с 21.05.14

Компания-перевозчик

ХКП «Электротранс»

Сайт компании

www.trolley.org.ua/

Хмельницкий троллейбус - один из видов общественного транспорта города Хмельницкий . Движение открыто 5 декабря 1970 года .

История и перспективы развития

1950 - - е годы ознаменовались бурным развитием Хмельницкого, промышленной развитием и значительным подъемом жилищного строительства, как следствие & nbsp; - ростом населения. Все эти факторы обусловили скорейшее решение проблемы надежного общественного транспорта. В году началось возведение троллейбусного депо и всей необходимой инфраструктуры.

Троллейбусное движение в Хмельницком начало в году. Первым городским троллейбусным маршрутом 12 декабря года стал «Катион & nbsp; - Железнодорожный вокзал» & nbsp; - ул. Тернопольская, Каменецкая, Проскуривска (длина контактной сети & nbsp; - около 15 км). Первым водителем хмельницкого троллейбуса была Михалева Светлана Николаевна, первый начальник управления & nbsp; - Чернишен Петр Филиппович, а первые пассажиры & nbsp; - члены горисполкома, специалисты и строители, администрация управления, жители города на . По улицам Хмельницкого начали курсировать 12 троллейбусов Киев-6, специально снабжены из столицы УССР.

В начале году город получил еще 11 троллейбусов Киев-6. За год было построено новое линию до промзоны & nbsp; - микрорайон Раково. Для нее было дополнительно приобретено еще 24 троллейбуса ЗиУ-5. В течение 1971 хмельницкими троллейбусами было перевезено 16,8 & nbsp; млн человек.

В 1971 году был продлен маршрут № & nbsp; 1 в микрорайон «Раково» в школу № & nbsp; 9, который соединил микрорайон с центром города. В году было открыто 2-й маршрут «З-д Катион & nbsp; - Обувная фабрика» , который значительно улучшил сообщение Северного микрорайона с центром города. А года открыто движение троллейбусов по маршруту № & nbsp; 3 «Обувная фабрика & nbsp; - Школа № & nbsp; 9» .

От года & nbsp; - директором был назначен Солтик Александр Иванович, на годы руководства которого пришелся наибольшее развитие троллейбусного предприятия. Именно в это время разрасталась маршрутная сеть: были построены маршруты в микрорайоны Гречаны, Озерная, Дубовое, Раково, продлен маршрут до улицы Довженко (всего в городе действовало уже 7 маршрутов, троллейбусный парк насчитывал 102 машины). Поэтому длина контактной сети выросла в шесть раз и составила 96,6 км, а объемы перевозок постоянно росли.

В году было принято решение освободить центральную улицу города от транспорта и сделать ее пешеходной зоной. Таким образом, троллейбусные провода перенесли в Проскуровской на Театральную. По год предприятием было перевезено 59,7 & nbsp; млн пассажиров.

В году с целью улучшения обслуживания пассажиров микрорайона Раково и села Книжкивци (теперь в составе города) продлен маршрут № & nbsp; 4 на 3,6 км. Поэтому, начиная от года троллейбусные маршруты связали микрорайоны Раково, Гречаны, улицу Озерную, Львовское шоссе и автовокзал № & nbsp; 1.

К года троллейбусный парк в Хмельницком значительно вырос и состоял из 141 единиц.

В августе года было приобретено 2 троллейбуса с низким полом Богдан Т601 для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В связи с экономическим кризисом , года предприятие было вынуждено сократить последние рейсы некоторых троллейбусных маршрутов, однако троллейбус до сих пор остается очень популярным видом транспорта, играя при этом важную роль в пассажироперевозках.

Подвижной состав

  1. ЗиУ-682 (ЗиУ-682В, ЗиУ-682Г) (82 + 2 служебных)
  2. Богдан - Т-601.11 c декабря 2008 (2)
  3. ЗиУ-682Г0М (ЗиУ-682Г.016.018)
  4. Богдан Т70117 (4)

Маршруты

Общее число маршрутов - 19.

  • № 1: Кинотеатр «Силистра» - Поликлиника № 1
  • № 2а: Завод «Катион» - жилой массив «Озёрная»
  • № 3: Жил. массив «Озёрная» - улица Довженко
  • № 5: Улица Шевченко - улица Заречанская
  • № 7: Завод «Катион» (по улице Тернопольской) - улица Довженко
  • № 7а: Завод «Катион» (по улице Институтской, Молодёжной) - улица Довженко
  • № 8: «Алмаз» - улица Старогородская (Примакова)
  • № 8А: «Алмаз» - жил. массив «Озёрная»
  • № 9: Улица Заречанская - улица Довженко
  • № 10: Жилой массив «Озёрная»- Торговый центр
  • № 11: Завод «Катион» - жил. массив «Озёрная»
  • № 11а: Завод «Катион» - жил. массив «Озёрная»
  • № 12: Завод «Катион» (через Львовское шоссе) - жил. массив «Озёрная»
  • № 13: «Алмаз» - Автовокзал № 2
  • № 14: Завод «Катион» (через Львовское шоссе) - железнодорожный вокзал «Хмельницкий»
  • № 15: Улица Старогородская (Примакова) - Улица Петра Болбочана (Городовикова)
  • № 16: «Алмаз» - завод «Катион»
  • № 16А: «Алмаз» - завод «Катион»
  • № 17: Автостанция № 1 - завод «Катион»

Ночные маршруты

С 1 февраля по 1 мая в тестовом режиме запущены ночные троллейбусы, которые захватывают в основном район ЖД вокзала, были созданы специальные графики привязанные к расписанию поездов. Стоимость проезда в ночном троллейбусе составляет 6 гривен, льготы в ночное время отменены. В ночное время ездят всего 3 троллейбуса 006, 007 и 008 в которых установлены GPS - навигаторы.

Если ночные троллейбусы покажут себя с лучшей стороны то они будут ездить постоянно.

  • № 61 Завод «Катион» - улица Довженко (по Львовскому шоссе, ул. Тернопольской, ул. Институтской, ул. Каменецкой, ул. Подольской, ул. Шевченко, ул. Чорновола, ул. Майборского)
  • № 62 «ПП Алмаз» - Автовокзал № 2 (по ул. Курчатова, ул. Каменецкой, ул. Шевченко)
  • № 63 «Озерная» - Автовокзал № 2 (по ул. Героев Майдана, ул. Каменецкой, ул. Старогородской, ул. Степана Бандеры (бывш. М. Рыбалка) , Проспект Мира, Озерная, Проспект Мира, Староконстантиновское шоссе, ул. Горького, Автовокзал № 2)
С 10 февраля маршруты подверглись изменениям, теперь вместо 61, 62, 63 они стали 1, 2, и 3.

Напишите отзыв о статье "Хмельницкий троллейбус"

Отрывок, характеризующий Хмельницкий троллейбус

Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.