Какой слог называется ударным какой безударным. Ударный слог ударный слог

краткое содержание других презентаций

«Деление слов на слоги» - Маль-вина. Емеля. Не-знайка. Маль-ви-на. Не-знай-ка. Чиполлино. Чипол-лино. Чиполли-но. Незнай-ка. Чи-пол-ли-но. Бу-ра-ти-но. Мальви-на. Незнайка. Еме-ля. Чи-поллино. Буратино. Мальвина. Лино. Деление слов на слоги и для переноса.

«Первая буква» - Синий дом. Скороговорки. Кроссворд. Антрекот. Буква потерялась. Место буквы а. Доктор Айболит. Слово рассыпалось. Ребусы. Мальчик. Занимательное азбуковедение. Буква А. Обобщение. Буква а – алфавиту голова. Отгадайте слово. Анаграммы. Фонетическая зарядка. Азбука. Начало алфавита. Словечко. Слово. Кто больше запомнит.

«Буква Р» - Карточки со словами. Составление слов из слогов и запись слов. Письмо. Слоговые таблицы. Чтение. Отгадывание загадок. Буквенный конструктор. Письмо двусложных слов. Чтение слов с подготовкой. Составление прописной и строчной буквы. Сюжетные картинки. Фрагменты урока. Образец прописной буквы. Карточки с цепочками слогов. Различение букв. Чтение слов и предложений. Календарь. Чтение трехсложных слов.

«Русский перенос слова» - Работа в тетради. Правила переноса. Открытие нового знания. Моделирование в системе УУД. Самоопределение к деятельности. Проверь себя. Помни правило. Правила переноса слов. Герой сказочной повести. Актуализация опорных знаний и мотивация. Перенос слова.

««Имена собственные» 1 класс» - Напишите имена собственные. Алгоритм оформления приглашения. Имя собственное. Роза стоит на остановке. Имена. Язык. Прочитайте предложения и назовите значение выделенных слов. Приглашение. Спишите текст, раскрывая скобки. Прочитайте текст и подчеркните имена собственные. Диагностические задания. Подберите к словам левого столбика соответствующее имя собственное. Важно правильно писать имя собственное.

«Мягкий знак - показатель мягкости» - Спасская башня. Может стоять в середине слова. Предложения. Ключевые слова. Тайницкая башня. Царь - колокол. Алфавит. Гусь. Красная площадь. Москва. Колокольня. Употребление Ь. Церковь. Собор. Может стоять в конце слова. Кремль. Обозначает мягкость согласных звуков на письме. Царь - пушка. Олень. Урок обучения грамоте в 1 классе. Мягкий знак. Мель. Буква ь. Угол. Продолжите любое предложение.



Ударный слог

Уда́рный слог

Одно из основных понятий фонетики и силлабо-тонического и тонического стихосложения. В лингвистике ударный слог – слог, на который падает ударение, в зависимости от особенностей языка, он может выделяться бо́льшим напряжением органов речи или бо́льшей длительностью по сравнению с безударными. В тоническом стихосложении число ударных слогов – основа соизмеримости строк. В силлабо-тоническом стихосложении ударные слоги и их расположение относительно безударных слогов создают ритмический рисунок строки. Ударные слоги делятся на безусловно-ударные (в знаменательных частях речи) и двойственные (в служебных, особенно односложных словах), которые могут терять ударение: Уж я в третью: мужик! Что́ ты бабу бьёшь? (Н. А. Некрасов); Чего ж вам больше? Свет решил, / Что о́н умён и очень мил. (А. С. Пушкин).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "ударный слог" в других словарях:

    ударный слог - определенный слог в слове, выделяемый более сильным произношением. В силлабо тоническом стихосложении (см. силлабо тоническое стихосложение) слог, тяготеющий к сильному месту (см. сильное место) в стихе. В свою очередь, безударный слог тяготеющий …

    УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ - УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ, основные понятия силлабо тонического и тонического стихосложения: в силлабо тоническом стихосложении Ударные слоги тяготеют к метрически сильным местам (иктам), безударные слоги — к слабым местам (см. Сильное… … Литературный энциклопедический словарь

    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей… … Словарь лингвистических терминов

    Одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

    СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    Ая, ое. 1. Относящийся к нанесению или получению удара (1 зн.). У. механизм. У. взрыватель снаряда. У. музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2. Наносящий решающий удар (5 зн.); связанный с нанесением решающего удара. У ая армия. У ое… … Энциклопедический словарь

    ударный - ая, ое. см. тж. ударно 1) относящийся к нанесению или получению удара 1) Уда/рный механизм. Уда/рный взрыватель снаряда. Уда/рный музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2) наносящий решающий … Словарь многих выражений

    ударный - 1. удар/н/ый¹ (механизм). 2. удар/н/ый² (слог). 3. удар/н/ый³ (труд) … Морфемно-орфографический словарь

    безударный слог - См. ударный слог … Словарь литературоведческих терминов

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс. 16 таблиц + методика , Учебный альбом из 16 листов: - Предложение. Слово. Слог. Ударный слог. - Звуки гласные и согласные. - Гласные буквы А, Я. - Согласные буквы М, Н, Л, Р. - Гласные буквы И, Ы. - Гласные буквы… Категория: Плакаты, наглядные пособия, карты Серия: Учебные таблицы. Русский язык Издатель: Спектр (пособия) ,
  • Учебно-игровой комплект `Найди ударный слог`. , Насонова Т. Р. , Бурлакина Ольга Викторовна , ISBN:9785994906781… Категория:

1. Прочитай . Озаглавь стихотворение.

      Ударный слог, ударный слог -
      Он назван так недаром.
      Эй, невидимка-молоток,
      Отметь его ударом!
      И молоТО́К стуЧИ́Т , стуЧИ́Т ,
      И чётко речь моЯ́ звуЧИ́Т !
      (А. Шибаев)

  • О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? Почему один из слогов в слове назван ударным?
  • Читай стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог.

2. Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.

  • Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.

3. Прочитай выразительно народную песенку.

      Жаворонки, жавороночки!
      Прилетите к нам,
      Принесите нам
      Лето тёплое,
      Унесите от нас
      Зиму холодную.

  • Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?
  • Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?

Запомни! Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес ) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр ).
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.

4. Прочитай . Догадайся, почему каждое слово написано три раза. Назови слова, в которых знак ударения поставлен верно.

  • Сделай вывод: как ещё можно найти в слове ударный слог? Какое значение имеет для слова ударение?
  • Напиши слова, в которых знак ударения поставлен правильно. Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог в каждом слове.

Обрати внимание! В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим .

5. Познакомься с орфоэпическим словарём учебника. Найди в нём данные слова. Прочитай их с правильным ударением.

Звонить, банты, портфель, туфля.

  • Запиши слова. Обозначь в них ударение.

6. Прочитай .

      Мы слова из русской речи,
      Из родного языка!
      Одинаково нас пишут,
      Но... по-разному нас слышат.
      (Я. Козловский)

  • О каких словах говорится в стихотворении?

7. Прочитай слова . Что обозначает каждое из них?

  • Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
  • Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение.

8. Найди в толковом словаре слова а́тлас и атла́с . Прочитай, что обозначают эти слова.

  • Устно составь предложение с любым из этих слов.

9. Прочитай . Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл?

      Приучить сороку одна морока,
      А сорок сорок - сорок морок.

  • Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки.
  • Спиши скороговорку. Проверь себя.

со ро́ка

10. Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово.

  • Как ты думаешь, почему слова распределены на группы именно так?
  • Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов.
Придумай предложение с любым словом.

Вспомни! Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр .

11. Прочитай начало и конец сказки. Рассмотри рисунки.

Давным-давно в лесу жила собака. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти.

С тех пор собака и человек живут вместе. Днём они ходят на охоту. Ночью собака лает, дом охраняет.

  • Как же встретились собака и человек? Вспомни эту часть сказки или придумай её сам. Подготовься рассказать сказку.
  • Придумай для сказки название.

со ба́ка

В этой статье освящается тема "Ударный слог ударный слог" .

Громкое правило (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

ширма - ширма - ширма - шИ рма

ударение - ударение - ударЕ ние

Сформируйте вопросительное предложение с участием нужного вам слова.

Где олЕ ни?

где О ля?

Слог - это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона - о-бо-ро-на; строка - стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра Расставь слоги по местам
  • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
  • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
  • Онлайн игра Слово в матрице
  • Игра - тренинг Отгадай пиктограмму
  • Онлайн игра Запоминание пиктограмм - складов

Обо обучении грамоте

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение . большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог». Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий . Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии . Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

  • замедленный темп чтения;
  • исключение согласных звуков (букв) в стечениях;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • регулярные орфографические ошибки.
  • искажение слоговой структуры слова;
  • слияние двух или нескольких слов в одно слово;
  • замены букв при письме;
  • трудности соединения звуков в слоги и слова;
  • побуквенное чтение;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства . Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме "Ударный слог ударный слог" .

Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся I класса значительную трудность и требует систематических упражнений. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. 1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный. 3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения.

Видео: Постановка ударения в словах

Настроение у всех хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

СЛОГв Толковом словаре русского языка Ушакова:слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). ДЕНЬв Словаре экономических терминов:РАСЧЕТНЫЙ — см. РАСЧЕТНЫЙ ДЕНЬ. ДЕНЬ УДАРНЫЙ-см.

Сегодня наш урок будет необычным. Давайте снова посмотрим на наши картинки, слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Ребята, а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

Разделите на слоги слово «мама». Какой слог вы произносите с большей силой:первый или второй? Надо слово угадать. А потом малыши взяли свои любимые игрушки: Лука - ту, в названии которой ударение падает на первый слог (мячик, куклу, кубики…

Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова.И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения. Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает. Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая.