Страшные сказки истории полные ужаса и жути. Страшные сказки

Рассказы о мертвецах

Королева-ведьма

Рассказ о ведьме

Скрипач в аду

Сказка о злой жене

Смерть скупого

Беглый солдат и чёрт

Рассказы о мертвецах

Ехал ночью мужик с горшками; ехал, ехал, лошадь у него устала и

остановилась как раз против кладбища.

Мужик выпряг лошадь, пустил на траву, а сам прилег на одной могиле;

только что-то не спится ему. Лежал, лежал, вдруг начала под ним могила

растворяться; он почуял это и вскочил на ноги.

Вот могила растворилась, и оттуда вышел мертвец С гробовою крышкою, в

белом саване; вышел и побежал к церкви, положил в дверях крышку, а сам в

Мужик был человек смелый; взял гробовую крышку и стал возле своей

телеги, дожидается - что будет?

Немного погодя пришел мертвец, хвать - а крышки-то нету; стал по следу

добираться, добрался до мужика и говорит:

Отдай мою крышку, не то в клочья разорву!

А топор-то на что? - отвечает мужик. - Я сам тебя искрошу на мелкие

Отдай, добрый человек!

Просит его мертвец.

Тогда отдам, когда скажешь:

где был и что делал?

А был я в селе; уморил там двух молодых парней.

Ну, скажи теперь: как их оживить можно? Мертвец поневоле сказывает:

Отрежь от моего савана левую полу и возьми с собой; как придешь в тот

дом, где парни уморены, насыпь в горшочек горячих угольев и положи туда

клочок от савана да дверь затвори; от того дыму они сейчас оживут.

Мужик отрезал левую полу от савана и отдал гробовую крышку.

Мертвец подошел к могиле - могила растворилась; стал в нее опускаться -

вдруг петухи закричали, и он не успел закрыться как надо: один конец крышки

снаружи остался.

Мужик все это видел, все приметил. Стало рассветать; он запряг лошадь и

поехал в село.

Слышит в одном доме плач, крики; входит туда -лежат два парня мертвые.

Не плачьте! Я смогу их оживить.

Оживи, родимый; половину нашего добра тебе отдадим, - говорят родичи.

Мужик сделал все так, как научил его мертвец, и парни ожили.

Родные обрадовались, а мужика тотчас схватили, скрутили веревками -

Нет, дока! Мы тебя начальству представим; коли оживить сумел, стало быть, ты

и уморил-то!

Что вы, православные!

Бога побойтесь! -завопил мужик и рассказал все, что с ним ночью было.

Вот дали знать по селу, собрался народ и повалил на кладбище, отыскали

могилу, из которой мертвец выходил, разрыли и вбили ему прямо в сердце

осиновый кол, чтоб больше не вставал да людей не морил; а мужика знатно

наградили и с честью домой отпустили.

Отпустили одного солдата в побывку па родину; вот он шел, шел, долго

ли, коротко ли, и стал к своему селу приближаться.

Недалеко от села жил мельник на мельнице; в былое время солдат водил с

ним большое знакомство; отчего не зайти к приятелю? Зашел; мельник встретил

его ласково, сейчас винца принес, стали распивать да про свое житье-бытье

толковать. Дело было к вечеру, а как погостил солдат у мельника -так и вовсе

смерклось. Собирается солдат идти на село; а хозяин говорит:

Служивый, ночуй у меня; теперь уж поздно, да, пожалуй, и беды не

Что так?

Бог наказал! Помер у нас страшный колдун; по ночам встает из могилы,

бродит по селу и то творит, что на самых смелых страх нагнал! Как бы он и

тебя не потревожил!

Ничего! Солдат - казенный человек, а казенное ни в воде не тонет, ни

в огне не горит; пойду, больно хочется с родными поскорей увидаться.

Отправился; дорога шла мимо кладбища. Видит - на одной могиле огонек

Что такое? Дай посмотрю.

Подходит, а возле огня колдун сидит да сапоги тачает.

Здорово, брат! - крикнул ему служивый. Колдун взглянул и спрашивает:

Ты сюда зачем?

Да захотелось посмотреть, что ты делаешь.

Колдун бросил свою работу и зовет солдата на свадьбу:

Пойдем, брат, погуляем - в селе нонче свадьба!

Пришли на свадьбу, начали их поить, угощать всячески. Колдун пил-пил,

гулял-гулял и осердился; прогнал из избы всех гостей и семейных, усыпил

повенчанных, вынул два пузырька и шильце, ранил шильцем руки жениха и

невесты и набрал их крови. Сделал ото и говорит солдату:

Теперь пойдем отсюда.

Вот и пошли. На дороге солдат спрашивает:

Скажи, для чего набрал ты в пузырьки крови?

Для того, чтоб жених с невестою померли; завтра никто их не

добудится! Только один я знаю, как их оживить.

Надо разрезать у жениха и невесты пяты и в те раны влить опять

кровь - кажному свою: в правом кармане спрятана у меня кровь жениха, а в

левом невестина.

Солдат выслушал, слова не проронил; а колдун все хвалится:

Я,- говорит, - что захочу, то и сделаю!

Будто с тобой и сладить нельзя?

Как нельзя? Вот если б кто набрал костер осиновых дров во сто возов

да сжег меня на этом костре, так, может, и сладил бы со мною! Только жечь

меня надо умеючи; в то время полезут из моей утробы змеи, черви и разные

гады, полетят галки, сороки и вороны; их надо ловить да в костер бросать:

если хоть один червяк уйдет, тогда ничто не поможет! В том червяке я

ускользну!

Солдат выслушал и запомнил.

Говорили, говорили и дошли, наконец, до могилы.

Ну, брат, - сказал колдун, - теперь я тебя разорву; а то ты все

расскажешь.

Что ты, образумься! Как меня рвать? Я богу и государю служу.

Колдун заскрипел зубами, завыл и бросился на солдата, а тот выхватил

саблю и стал наотмашь бить.

Дрались, дрались, солдат почти из сил выбился; эх, думает, ни за грош

Вдруг запели петухи - колдун упал бездыханен. Солдат вынул из его

карманов пузырьки с кровью и вошел к своим родичам.

Приходит, поздоровался; родные спрашивают:

Не видал ли ты, служивый, какой тревоги?

Нет, не видал.

То-то! А у нас на селе горе: колдун ходить повадился.

Поговорили и легли спать; наутро проснулся солдат и начал спрашивать:

Говорят, у вас свадьба где-то справляется? Родные в ответ:

Была свадьба у одного богатого мужика, только и жених и невеста

нынешней ночью померли, а отчего - неизвестно.

А где живет этот мужик?

Указали ему дом; он, не говоря ни слова, пошел туда; приходит и застает

все семейство в слезах.

О чем горюете?

Так и так, служивый!

Я могу оживить ваших молодых, что дадите?

Да хоть половину именья бери!

Солдат сделал так, как научил его колдун, и оживил молодых; вместо

плача начались радость, веселье.

Солдата и угостили и наградили.

Он налево кругом и марш к старосте; наказал ему собрать крестьян и

приготовить сто возов осиновых дров.

Вот привезли дрова на кладбище, свалили в кучу, вытащили колдуна из

могилы, положили на костер и зажгли; а кругом народ обступил - все с

метлами, лопатами, кочергами. Костер облился пламенем, начал и колдун

гореть; утроба его лопнула, и полезли оттуда змеи, черви и разные гады, и

полетели оттуда вороны, сороки и галки; мужики бьют их да в огонь бросают,

ни одному червяку не дали ускользнуть. Так колдун и сгорел! Солдат тотчас

собрал его пепел и развеял по ветру.

С того времени стала на селе тишина; крестьяне отблагодарили солдата

всем миром; он побыл на родине, нагулялся досыта и воротился на царскую

службу с денежками. Отслужил свой срок, вышел в отставку и стал

жить-поживать, добра наживать, худа избывать.

Отпросился солдат в отпуск - родину навестить, родителей повидать, и

пошел в дорогу. День шел, другой шел, на третий забрел в дремучий лес. Где

тут ночевать? Увидал - на опушке две избы стоят, зашел в крайнюю и застал

дома одну старуху.

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, служивенькой!

Пусти меня ночь переспать.

Ступай, только тебе здесь беспокойно будет.

Что? Али тесно у вас?

Это, бабушка, ничего; солдату немного места надо; где-нибудь в уголок

прилягу, только бы не на дворе!

Не то, служивенькой! На грех пришел ты...

На какой грех?

А вот на какой: в соседней избе помер недавно старик - большой

колдун; и таперича каждую ночь рыщет он по чужим домам да людей ест.

Э, бабушка, бог не выдаст, свинья не съест. Солдат разделся, поужинал

и полез на полати; лег отдыхать, а возле себя тесак положил. Ровно в

двенадцать часов попадали все запоры и растворились все двери; входит в избу

покойник в белом саване и бросился на старуху.

Ты, проклятый, зачем сюда?

Закричал на него солдат.

Колдун оставил старуху, вскочил па полати и давай о солдатом возиться.

Тот его тесаком, рубил, рубил, все пальцы на руках поотбивал, а все не может

поправиться. Крепко они сцепились, и оба с полатей на пол грохнулись; колдун

под низ, а солдат наверх попал; схватил солдат его за бороду и до тех пор

угощал тесаком, пока петухи не запели. В ту самую минуту колдун омертвел;

лежит, не тронется, словно деревянная колода.

Солдат вытащил его на двор и бросил в колодезь - головой вниз, ногами

кверху. Глядь: на ногах у колдуна славные новые сапоги, гвоздями убиты,

дегтем смазаны! "Эх, жаль, так задаром пропадут,- думает солдат, - дай-ка я

сниму их!" Снял с мертвого сапоги и воротился в избу.

Ах, батюшка служивенькой, - говорит старуха, - зачем ты с него

сапоги-то снял?

Дак, неужели ж на нем оставить? Ты смотри: какие сапоги-то! Кому не

надо - рубль серебра даст; а я ведь человек походный, мне они очень

пригодятся!

На другой день простился солдат с хозяйкою и пошел дальше; только с

того самого дня - куда он ни зайдет на ночлег, ровно в двенадцать часов ночи

является под окно колдун и требует своих сапог.

Я,- грозит, - от тебя нигде не отстану; всю дорогу с тобой пройду; на

родине не дам отдыху, на службе замучу!

Не выдержал солдат:

Да что тебе, проклятый, надобно?

Подай мои сапоги! Солдат бросил в окно сапоги:

На, отвяжись от меня, нечистая сила! Колдун подхватил свои сапоги,

свистнул и с глаз пропал.

В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня; жили

они дружно, вместе по беседам ходили, друг друга за родного брата почитали.

Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться,

тому звать своего товарища на свадьбу; жив ли он будет, помрет ли - все

Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько

месяцев задумал его товарищ жениться.

Собрался со всем сродством своим и поехал за невестою.

Случилось им ехать мимо кладбища; вспомнил жених своего приятеля,

вспомнил старый уговор и велел остановить лошадей.

Я,- говорит, - пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе

на свадьбу погулять; он был мне верный друг!

Пошел на могилу и стал звать:

Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне. Вдруг могила

растворилась, покойник встал и вымолвил:

Спасибо тебе, брат, что исполнил свое обещание! На радостях взойди ко

мне; выпьем с тобой по стакану сладкого вина.

Зашел бы, да поезд стоит, народ дожидается. Покойник отвечает:

Эх, брат, стакан ведь недолго выпить. Жених спустился в могилу;

покойник налил ему чашу вина, он выпил - и прошло целое сто лет.

Пей, милый, еще чашу!

Выпил другую - прошло двести лет.

Ну, дружище, выпей и третью да ступай с богом, играй свою свадьбу!

Выпил третью чашу - прошло триста лет. Покойник простился с своим

товарищем; гроб закрылся, могила заровнялась. Жених смотрит; где было

кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, ни лошадей, везде

поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню -и деревня уж не та:

дома иные, люди все незнакомые.

Пошел к священнику - и священник не тот; рассказал ему, как и что было.

Священник начал по книгам справляться и нашел, что триста лет тому

назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и

пропал, а невеста его вышла потом замуж за другого.

В одном селе жили-были муж да жена; жили они весело, согласно, любовно;

все соседи им завидовали, а добрые люди, глядючи на них, радовались. Вот

хозяйка отяжелела, родила сына, да с тех родов и померла.

Бедный мужик горевал да плакал, пуще всего о ребенке убивался: как

теперь выкормить, возрастить его без родной матери? Нанял какую-то старушку

за ним ходить; все лучше.

Только что за притча? Днем ребенок не ест, завсегда кричит, ничем его

не утешишь; а наступит ночь - словно и нет его, тихо и мирно спит.

Отчего так? - думает старуха.

Дай-ка я ночь не посплю, авось разведаю.

Вот в самую полночь слышит она: кто-то отворил потихоньку двери и

подошел к люльке; ребенок затих, как будто грудь сосет.

На другую ночь и на третью опять то же.

Стала она говорить про то мужику; он собрал своих сродственников и стал

совет держать. Вот и придумали:

не поспать одну ночь да подсмотреть: кто это ходит да ребенка кормит?

С вечера улеглись все на полу, в головах у себя поставили зажженную

свечу и покрыли ее глиняным горшком.

В полночь отворилась в избу дверь, кто-то подошел к люльке - и ребенок

затих. В это время один из сродственников вдруг открыл свечу - смотрят:

покойная мать в том самом платье, в каком ее схоронили, стоит на коленях,

наклонясь к люльке, и кормит ребенка мертвой грудью.

Только осветилась изба - она тотчас поднялась, печально взглянула на

своего малютку и тихо ушла, не говоря никому ни единого слова. Все, кто ее

видел, превратились в камень, а малютку нашли мертвым.

Королева-ведьма

В некотором королевстве жил-был король; у этого короля была

дочь-волшебница. При королевском дворе проживал поп, а у попа был сынок

десяти лет и каждый день ходил к одной старушке - грамоте учиться. Раз

случилось ему поздно вечером идти с ученья; проходя мимо дворца, глянул он

на одно окошечко. У того окошечка сидит королевна, убирается: сняла с себя

голову, мылом намылила, чистой водой вымыла, волосы гребнем расчесала,

заплела косу и надела потом голову на старое место. Мальчик диву дался:

"Вишь, какая хитрая! Прямая колдунья!" Воротился домой и стал всем

рассказывать, как он королевну без головы видел.

Вдруг расхворалась-разболелась королевская дочь, призвала отца и стала

ему наказывать:

Если я помру, то заставьте поповского сына три ночи сряду надо мною

Померла королевна, положили ее в гроб и вынесли в церковь.

Король призывает попа:

Есть у тебя сын?

Есть, ваше величество.

Пусть, - говорит, - читает над моей дочерью псалтырь три ночи сряду.

Поп воротился домой и велел сыну изготовиться.

Утром пошел попович учиться я сидит над книгою такой скучный.

О чем запечалился? - спрашивает его старушка.

Как мне не печалиться, коли я совсем пропал?

Да что с тобой? Говори толком.

Я прежде тебя это ведала!

Только не бойся, вот тебе ножик; когда придешь в церковь, очерти около

себя круг, читай псалтырь да назад не оглядывайся. Что бы там ни было, какие

бы страсти ни представлялись- знай свое, читай да читай! А если назад

оглянешься - совсем пропадешь!

Вечером пришел мальчик в церковь, очертил ножом около себя круг и

принялся за псалтырь. Пробило двенадцать часов, с гроба поднялась крышка,

королевна встала, выбежала и закричала:

А, теперь ты узнаешь, как под моими окнами подсматривать да людям

рассказывать!

Стала на поповича бросаться, да никак через круг перейти не может; тут

начала она напускать разные страсти; только что ни делала - он все читает да

читает, никуда не оглядывается.

А как стало светать, бросилась королевна в гроб и со всего размаху

повалилась в него- как попало!

На другую ночь то же приключилось; попович ничего не убоялся, до самого

света безостановочно читал, а поутру пошел к старухе. Она спрашивает:

Ну что, видел страсть?

Видел, бабушка!

Нынче еще страшнее будет!

Вот тебе молоток и четыре гвоздя - забей их по четырем ст оронам гроба,

Вечером пришел попович в церковь и сделал все так, как научила

старушка. Пробило двенадцать часов, гробовая крышка на пол упала, королевна

встала и начала летать по всем сторонам да грозить поповичу; то напускала

большие страсти, а теперь еще больше: чудится поповскому сыну, что в церкви

пожар сделался, пламя так все стены и охватило; а он стоит себе да читает,

назад не оглядывается.

Перед рассветом королевна в гроб бросилась, и тотчас пожара как не

бывало - все наважденье сгинуло!

Поутру приходит в церковь король, смотрит - гроб открыт в гробу

королевна кверху спиной лежит. - Что такое? - спрашивает мальчика.

Тот ему рассказал, как и что было. Король приказал забить своей дочери

осиновый кол в грудь и зарыть ее в землю, а поповича наградил казною и

разными угодьями.

Рассказ о ведьме

стал проситься:

корму и идет в избу.

забрехала и убежала прочь.

отрубленную руку.

Скрипач в аду

Был-жил мужик, у него было три сына. Жил он богато, собрал два котла

денег - один закопал в овине, другой в воротах. Вот помер этот мужик, а про

деньги никому не сказал.

Однажды был на деревне праздник; шел скрипач на гулянку и вдруг

провалился сквозь землю; провалился и попал в ад, прямо в то место, где

богатый мужик мучился.

Здравствуй, знакомый!

Говорит скрипач. Отвечает ему мужик:

Ты неладно попал сюда!

Здесь ад, и я в аду сижу.

За что же ты, дядя, сюда угодил?

За деньги! Было у меня денег много, нищим не давал, два котла в землю

закопал. Вот сейчас станут меня мучить; палками бить, когтями терзать.

Как же мне-то быть? Пожалуй, и меня замучают!

А ты поди, сядь за трубой на печке да три года не ешь - так уцелеешь!

Скрипач спрятался за трубой; пришли не наши, стали богатого мужика бить

да приговаривать:

Вот тебе, богач! Тьму денег накопил, а спрятать не сумел; туда

закопал их, что нам сторожить невмоготу! В воротах бесперечь ездят, лошади

нам головы подковами поразбивали, а в овине цепами нас молотят.

Только ушли не наши, мужик и говорит скрипачу:

Если выйдешь отсюдова, скажи моим детям, чтобы они взяли деньги: один

котел у ворот закопан, а другой- в овине, и чтобы роздали их на нищую

Потом еще набежала целая изба не наших и спрашивают у богатого мужика:

Что у тебя русским духом пахнет? Мужик говорит:

Это вы по Руси ходили, русского духу набрались!

Как бы не так!

Стали искать, нашли скрипача и закричали:

Ха-ха-ха, скрипач здесь!

Стащили его с печки и заставили играть на скрипке. Он три года играл, а

ему за три дня показалось; уморился и говорит:

Что за диво! Бывало, играл я - в один вечер все струны изорву, а

теперь третий день играю - и все целы. Господи благослови!

Только вымолвил - все струны и лопнули.

Ну, братцы, - говорит скрипач, - сами видите: струны лопнули, не на

чем играть!

Постой, - сказал один нечистый, - у меня есть два бунта струн, я тебе

Сбегал и принес; скрипач взял струны, потянул и опять только вымолвил:

"Господи благослови!" -оба бунта лопнули.

Нет, братцы, ваши струны мне не годятся; у меня свои дома есть,

дайте - схожу! Не наши его не пущают:

Ты уйдешь! - говорят.

Если вы не верите, то пошлите со мной кого-нибудь в провожатых.

Не наши выбрали одного и послали с скрипачом. Скрипач пришел в деревню;

слышит: в крайней избе свадьбу справляют.

Пойдем па свадьбу!

Вошли в избу; тут все скрипача узнали, спрашивают:

Где это ты, братец, три года пропадал?

На том свете был!

Посидели, погуляли, не наш зовет скрипача:

Пора идти! А тот:

Погоди еще немножко; дай мне на скрипке поиграть, молодых повеселить.

До тех пор просидели, пока петухи запели; тут не наш пропал, а скрипач

стал говорить сыновьям богатого мужика:

Ваш батюшка приказал вам взять деньги: один котел у ворот зарыт, а

другой - в овине, и велел все эти деньги нищим раздать.

Вот откопали оба котла, стали раздавать деньги по нищей братии: чем

больше их раздают, тем больше их прибавляется.

Вывезли эти котлы на перекресток:

кто ни едет мимо, всякий берет оттуда, сколько рукой захватит, а деньги

всё не сбывают. Подали челобитную государю; он и приказал: в некотором

городе шла дорога в объезд - верст пятьдесят будет, а если прямо проложить,

то всего пять верст, и приказал государь выстроить прямоезжий мост.

Вот и выстроили мост на пять верст, и на то дело оба котла опорожнили.

В те времена некая девица родила сына и покинула его с малолетства;

этот младенец три года не ел, не пил, и все с ним божий ангел ходил.

Пришел младенец на мост и говорит:

Ах, какой славный мост!

Дай бог тому царство небесное, на чьи деньги его построили.

Услышал господь эту молитву и велел своим ангелам выпустить богатого

мужика из аду кромешного.

Жил-был богатый купец Марко - скупей его не было! Раз как-то пошел он

гулять; идучи дорогою, увидал нищего: сидит старец и просит милостыни:

Подайте, православные, Христа ради!

Марко Богатый прошел мимо.

Следом за ним шел на ту пору бедный мужик, возжалел нищего и подал ему

копеечку.

Стыдно показалось богатому, остановился он и говорит мужику:

Послушай, земляк, дай мне взаймы копеечку; хочется убогому подать, да

мелких нету! Мужик дал ему и спрашивает:

А когда за долгом приходить?

Завтра приходи!

На другой день бедный идет к богатому за своей копейкою. Пришел на его

широкий двор:

Что, Марко Богатый дома?

Дома! Тебе что надо? - спрашивает Марко.

За копеечкой пришел.

Ах, брат, приди после; ну, право, мелких нет.

Бедный поклонился и назад.

Я,- говорит, - приду завтра.

Наутро приходит - опять то же:

Мелких денег вовсе нет, коли хошь, давай с сотенной сдачи... а не то

приходи через две недели.

Через две недели снова идет бедный к богатому, а Марко Богатый увидал

его в окно и говорит жене:

Слушай, жена! Я разденусь догола и лягу под святые; а ты покрой меня

полотном, сиди и плачь, словно над мертвым. Когда придет мужик за долгом,

скажи ему, что я сегодня помер.

Вот ладно, как муж приказал, так жена и сделала: сидит да горючими

слезами заливается. Приходит мужик в горницу, она его и спрашивает:

Тебе что?

За должком к Марку Богатому,- отвечает бедный. - Ну, мужичок, Марко

Богатый приказал долго жить; сейчас только помер.

Царство ему небесное!

Позволь, хозяйка, за мою копеечку послужу ему - хоть грешное тело

С этим словом ухватил чугун с горячей водою и давай Марка Богатого

кипятком ошпаривать. Марко еле терпит, морщится да ногами дрыгает.

Дрыгай не дрыгай, а копейку подай! - говорит бедный.

Обмыл, снарядил как надо.

Ну, хозяйка, покупай гроб да вели в церковь выносить; я стану над ним

Положили Марка Богатого в гроб и вынесли в церковь; а мужик стал над

Наступила темная ночь. Вдруг открывается окно, и лезут в церковь

воры-разбойники; мужик за алтарь спрятался.

Воры влезли и начали меж собой добычу делить; все поделили, остается

золотая сабля - всякий к себе тащит, никто не уступает. Бедный как выскочит,

как закричит:

Что вы спорите? Кто мертвецу голову отрубит, того и сабля будет!

Марко Богатый вскочил сам не свой. Воры испугались, побросали свою

казну и кинулись бежать.

Ну, мужичок, - говорит Марко, - давай деньги делить.

Разделили поровну; много досталось и тому и другому.

Что ж копеечку? - спрашивает бедный.

Эх, брат, сам видишь - мелких нет! Так-таки и не отдал Марко Богатый

копеечки.

Сказка о злой жене

Поздним вечером приехал один казак в село, остановился у крайней избы и

стал проситься:

Эй, хозяин, пусти переночевать!

Ступай, коли смерти не боишься.

"Что за речь такая!" - думает казак, поставил коня в сарай, дал ему

корму и идет в избу.

Смотрит - и мужики, и бабы, и малые ребятишки - все навзрыд плачут да

богу молятся; помолились и стали надевать чистые рубашки.

Чего вы плачете? - спрашивает казак.

Да вишь, - отвечает хозяин, - в нашем селе по ночам смерть ходит, в

какую избу ни заглянет - так наутро клади всех жильцов в гроба да вези на

погост. Нынешнюю ночь за нами очередь.

Э, хозяин, не бойся; бог не выдаст, свинья не съест. Хозяева полегли

спать; а казак себе на уме - и глаз не смыкает. В самую полночь отворилось

окно; у окна показалась ведьма - вся в белом, взяла кропило, просунула руку

в избу и только хотела кропить - как вдруг казак размахнул своей саблею и

отсек ей руку по самое плечо. Ведьма заохала, завизжала, по-собачьи

забрехала и убежала прочь.

А казак поднял отрубленную руку, спрятал в свою шинель, кровь замыл и

лег спать. Поутру проснулись хозяева, смотрят - все до единого живы -

здоровы, и несказанно обрадовались.

Хотите, - говорит казак, - я вам смерть покажу? Соберите скорей всех

сотников и десятников, да пойдемте ее по селу искать.

Тотчас собрались все сотники и десятники и пошли по домам; там нету,

здесь нету, наконец добрались до пономарской избы.

Вся ли семья твоя здесь налицо? - спрашивает казак.

Нет, родимый! Одна дочка больна, на печи лежит. Казак глянул на печь,

а у девки рука отсечена; тут он объявил все, как было, вынул и показал

отрубленную руку.

Мир наградил казака деньгами, а эту ведьму присудил утопить.

Смерть скупого

Жил-был скупой скряга, старик; имел двух сыновей и множество денег;

послышал смерть, заперся один в избе и сел на сундук, начал глотать золотые

деньги и есть ассигнации и так покончил свою жизнь.

Пришли сыновья, положили мертвого под святые иконы и позвали дьячка

Вдруг в самую полночь является в образе человека нечистый, поднял

мертвого старика на плечо и сказал:

Держи, дьячок, полу! И начал трусить старика:

Деньги твои, а мешок мой!

Понес его и невидим стал.

Беглый солдат и чёрт

Отпросился солдат в отпуск, собрался и пошел в поход. Шел, шел, не

видать нигде воды, чем бы ему сухарики помочить да на пути на дороге

закусить, а в брюхе давно пусто. Нечего делать - потащился дальше; глядь -

бежит ручеек, подошел к этому ручейку, достал из ранца три сухаря и положил

в воду. Да была еще у солдата скрипка; в досужее время он на ней разные

песни играл, скуку

разгонял. Вот сел солдат у ручья, взял скрипку и давай наигрывать.

Вдруг откуда ни возьмись - приходит к нему нечистый в виде старца, с книгою

Здравствуй, господин служба!

Здорово, добрый человек!

Черт аж поморщился, как солдат обозвал его добрым человеком.

Послушай, дружище, поменяемся: я отдам тебе свою книгу, а ты мне

Эх, старый, на что мне твоя книжка? Я хоть десять лет прослужил

государю, а грамотным никогда не бывал; прежде не знал, а теперь и учиться

Ничего, служивый! У меня такая книга - кто ни посмотрит, всякий

А ну дай - попробую!

грамоте, обрадовался и тотчас же променял свою скрипку. Нечистый взял

скрипку, начал смычком водить, а дело не клеится - нет в его игре никакого

Слушай, брат,- говорит он солдату,- оставайся-ка у меня в гостях дня

на три да поучи на скрипке играть; спасибо тебе скажу!

Нет, старик,- отвечает солдат,- мне надо на родину, а за три дня я

далеко уйду.

Пожалуйста, служивый, коли останешься да научишь на скрипке играть, я

тебя в один день домой доставлю - на почтовой тройке довезу.

Солдат сидит в раздумье: оставаться или нет? И вынимает он сухари из

ручья - хочет закусывать.

Эх, брат служивый,- говорит нечистый,- плохая твоя еда; покушай-ка

Развязал мешок и достал белого хлеба, жареной говядины, водки и всяких

заедков: ешь - не хочу!

Солдат наелся-напился и согласился остаться у того незнакомого старика

и поучить его на скрипке играть. Погостил у него три дня и просится домой;

черт выводит его из своих хором - перед крыльцом стоит тройка добрых коней.

Садись, служивый! Мигом довезу.

Солдат сел с чертом в повозку; как подхватили их лошади, как понесли -

только версты в глазах мелькают! Духом довезли.

А что, узнаешь эту деревню? - спрашивает нечистый.

Как же не узнать!-отвечает солдат.- Ведь в этой деревне я родился и

Ну, прощай!

Солдат слез с повозки, пришел к сродственникам, стал с ними здороваться

да про себя рассказывать, когда его и на сколько из полку отпустили.

Показалось ему, что пробыл он у нечистого в гостях всего-навсего три дня, а

на самом деле пробыл у него три года; срок отпуску давным-давно кончился, а

в полку, чай, в бегах его считают.

Оробел солдат, не знает, что и делать ему! И гульба на ум нейдет! Вышел

за околицу и думает: "Куда теперь деваться? Коли в полк идти - так там

сквозь строй загоняют. Эх, нечистый, славно ты подшутил надо мною". Только

вымолвил это слово, а нечистый тут как тут.

Не кручинься, служивый! Оставайся со мной - ведь у вас в полку житье

незавидное, сухарями кормят да палками бьют, а я тебя счастливым сделаю...

Хочешь, купцом сделаю?

Вот это ладно: купцы хорошо живут, дай и я попробую счастья!

Нечистый сделал его купцом, дал ему в столичном городе большую лавку с

разными дорогими товарами и говорит:

Теперь, брат, прощай! Я уйду от тебя за тридевять земель, в

тридесятое государство; у тамошнего короля есть прекрасная дочь

Марья-королевна; стану ее всячески мучить!

Живет наш купец, ни о чем не тужит; счастье само так и валит на двор; в

торговле такая ему задача, что лучше требовать нельзя! Стали ему другие

купцы завидовать. "Давайте-ка,- говорят,- его спросим: что он за человек, и

откуда приехал, и может ли торг вести? Ведь он у нас всю торговлю отбил -

чтоб ему пусто было!" Пришли к нему, стали допрашивать, а он отвечает им:

Братцы вы мои! Теперь у меня дел подошло много, некогда с вами

потолковать; приходите завтра-всё узнаете.

Купцы разошлись по домам; а солдат думает, что ему делать? Как ответ

давать? Думал, думал и решил-ся бросить свою лавку и уйти ночью из города.

Вот забрал он все деньги, какие налицо были, и пошел в тридесятое

государство.

Шел, шел и приходит на заставу.

Что за человек? - спрашивает его часовой. Он отвечает:

Я лекарь; иду в ваше царство, потому что у вашего короля дочь больна;

хочу ее вылечить.

Часовой доложил про то придворным, придворные довели до самого короля,

Король призвал солдата:

Коли ты вылечишь мою дочь, отдам ее за тебя замуж.

Ваше величество, прикажите мне дать три колоды карт, три бутылки вина

сладкого да три бутылки спирту горячего, три фунта орехов, три фунта

свинцовых пуль да три пучка свеч воску ярого.

Хорошо, все будет готово!

Солдат дождался вечера, купил себе скрипку и пошел к королевне; зажег в

ее горницах свечи, начал пить-гулять, на скрипочке играть.

В полночь приходит нечистый, услыхал музыку и бросился к солдату:

Здравствуй, брат!

Здорово!

Что ты пьешь?

Квасок потягиваю.

Дай-ка мне!

Изволь! -и поднес ему полный стакан горячего спирту; черт выпил - и

глаза под лоб закатил:

Эх, крепко забирает! Дай-ка закусить чем-нибудь.

Вот орехи, бери да закусывай! -говорит солдат, а сам свинцовые пули

подсовывает. Черт грыз, грыз, только зубы поломал. Стали они в карты играть;

пока то да се - время ушло, петухи закричали, и нечистый пропал. Спрашивает

король королевну:

Каково ночь спала?

Слава богу, спокойно!

И другая ночь так же прошла; а к третьей ночи просит солдат короля:

Ваше величество! Прикажите в пятьдесят пуд клещи сковать да сделать

три прута медных, три прута железных и три оловянных.

Хорошо, все будет сделано!

В глухую полночь является нечистый.

Здравствуй, служивый! Я опять к тебе погулять пришел.

Здравствуй! Кто не рад веселому товарищу! Начали пить-гулять.

Нечистый увидел клещи испрашивает:

А это что такое?

Да, вишь, король взял меня в свою службу да заставил музыкантов на

скрипке учить; а у них у всех пальцы-то кривые - не лучше твоих, надо в

клещах выправлять.

Ах, братец,- стал просить нечистый,- нельзя ли и мне выправить

пальцы? А то до сей поры не умею на скрипке играть.

Отчего нельзя? Клади сюда пальцы.

Черт вложил обе руки в клещи; солдат прижал их, стиснул, потом схватил

прутья и давай его потчевать; бьет да приговаривает: "Вот тебе купечество!"

Черт молит, черт просит:

Отпусти, пожалуй! За тридцать верст не подойду к дворцу.

А он знай бичует. Прыгал, прыгал черт, вертелся, вертелся, насилу

вырвался и говорит солдату:

Хоть ты и женишься на королевне, а моих рук не уйдешь! Только

отъедешь за тридцать верст от города - сейчас захвачу тебя!

Сказал и исчез.

Вот женился солдат на королевне и жил с нею в любви и согласии; а

спустя несколько лет помер король, и он стал управлять всем царством. В одно

время вышел новый король с своею женою в сад погулять.

Ах, какой славный сад!-говорит он.

Это что за сад! -отвечает королева.- Есть у нас за городом другой

сад, верст тридцать отсюда, вот там есть на что полюбоваться!

Король собрался и поехал туда с королевою; только вылез он из коляски,

а нечистый навстречу:

Ты зачем? Разве забыл, что тебе сказано! Ну, брат, сам виноват,

теперь из моих лап не вырвешься.

Что делать! Видно, такова судьба моя! Позволь хоть с молодой женой

проститься.

Прощайся, да поскорей!..

Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути

Посвящается Дот, с благодарностью

Введение

Не пугайте детей

В самом начале XIX столетия немецкие лингвисты братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859) Гримм начали собирать во всей Европе [А точнее - по раздробленным немецким княжествам, которые еще ждали своего объединения в единую Германию. Здесь и далее прим. переводчика. ] народные сказки, стремясь не только найти в них отображение культурной самобытности Германии, но и сохранить сами эти истории, веками передававшиеся из поколения в поколение в устной традиции.

Это привело к возникновению множества различных версий одних и тех же сказок в разных регионах (в особенности во Франции), и братья Гримм не только впервые собрали их в цельный манускрипт, выслушивая истории в изложении друзей, членов семей и других рассказчиков и записывая их, но и сохранили отображенные в этих историях древние религиозные верования.

Можно без преувеличения назвать Якоба и Вильгельма Гримм создателями одной из первых антологий литературы ужасов. Это связано с тем, что, несмотря на последующее редактирование и переработку различными авторами (включая самого Вильгельма), многие оригинальные истории содержат сцены крайне жестоких расправ и неявно подразумеваемую сексуальность, что сделало их в глазах первых рецензентов совершенно неподходящими для самых юных читателей (которые, впрочем, изначально и не были, по сути дела, их целевой аудиторией).

В более поздние версии сказок были добавлены духовные и религиозные мотивы, чтобы сделать их более вдохновляющими в глазах читателей из среднего класса, а мотивы жестокости, сексуальности и антисемитизма в то же время были значительно смягчены. Братья Гримм даже добавили вступления, в которых советовали родителям убедиться в том, что их отпрыскам будут доступны только те сказки, которые подходят им по возрасту.

В контексте культуры того времени воспитание во многом базировалось на страхе, и зачастую подобные сказки служили своего рода «предостережением», чтобы дети не вели себя дурно, а не то с ними случится нечто ужасное (бросят в огонь или съедят заживо).

Между 1812 и 1862 годами «Kinder- und Hausmärchen» («Детские и семейные сказки», или «Сказки братьев Гримм», как они стали называться позднее) были напечатаны семнадцать раз и многократно переработаны, число сказок постепенно росло, увеличившись в некоторых наиболее полных изданиях от 86 до 200. Книга также часто перепечатывалась незаконно, так что другие составители часто добавляли туда различные народные сказки.

Сейчас, спустя два столетия после того, как Якоб и Вильгельм впервые опубликовали свое собрание, эти сказки популярны как никогда. Правда, Голливуд (и особенно студия Уолта Диснея) достаточно вольно обходился с наследием братьев Гримм практически с момента рождения кинематографа, а в последнее время мы буквально завалены их «переосмыслениями», такими как связанная с темой вервольфов «Красная Шапочка» (2011), «Гензель и Гретель: охотники на ведьм» (2013) и «Джек - покоритель великанов» (2013), не говоря уж о различных версиях «Белоснежки», а также популярных телесериалах, таких как «Однажды в сказке» (“Once upon a time”) и «Гримм» (оба выходят с 2011 г.).

На протяжении многих лет даже о самих братьях Гримм снимались биографические фильмы (в которые щедро добавлялись элементы фэнтези), такие как «Чудесный мир братьев Гримм» Джорджа Пэла и немного более мрачная картина «Братья Гримм» Терри Гиллиама (2005).

А для этого издания я предложил нескольким известным писателям представить свои трактовки классических сказок, вдохновленные братьями Гримм или фольклорными историями из других культур. Поскольку задумано оно было прежде всего как антология ужасов, я поставил перед авторами единственное обязательное условие - чтобы за образец брались ранние, не выхолощенные цензурой, версии сказок.

Я рад сообщить, что все писатели, работы которых вошли в это издание, блестяще справились со своей задачей и создали свои собственные, уникальные версии классических историй, при этом неуклонно придерживаясь исходного материала.

Их работы - по-настоящему жуткие и волнующие истории, достойные XXI столетия.

В 1884 году в Англии был опубликован новый перевод сказок братьев, сделанный британской романисткой Маргарет Хант (матерью писательницы-фантаста Вайолет Хант). Я не только использовал некоторые из этих переводов как основу для современных сказок, но и поместил их в сборнике, вперемежку с оригинальным материалом.

Не все истории, написанные для этой книги, были созданы под влиянием именно братьев Гримм, но в этих случаях я постарался подобрать аналоги из числа более старых их сказок, либо связанных тематически, либо послуживших отправной точкой для более современных историй, сложенных после них. И, поскольку это как-никак антология ужасов, я позволил себе пополнить книгу парой малоизвестных «страшилок», изначально входивших в коллекцию немецких братьев.

Ну и, наконец, повторим предупреждение Якоба и Вильгельма, которое они адресовали своим читателям двести лет назад: несмотря на то что истории, вошедшие в это издание, основаны на сюжетах народных сказок и мифов, они, возможно, не совсем подходят для юных читателей.

Если, конечно, вы не хотите наполнить ужасом их крохотные умишки!


Стивен Джонс

Лондон, Англия

2013 год

Непослушное дитя

Жила-была своевольная девочка, которая не слушалась маму. Бог разгневался на девочку за ее своенравие и послал ей болезнь, да такую, что никто из врачей не сумел ее вылечить и вскоре она умерла.

Девочку опустили в могилку и засыпали землей, как вдруг из-под земли высунулась детская ручка и помахала. Могилу снова и снова засыпали свежей землей, да только все было напрасно, рука каждый раз высовывалась наружу.

Пришлось матери прийти на могилку девочки и ударить по руке розгой. Как только она это сделала, рука убралась под землю, и непослушное дитя обрело, наконец, покой под землей.

Рэмси Кэмпбелл

Угадай мое имя

Дорин проснулась внезапно и попыталась понять, что же ее разбудило. На дальнем конце теннисного корта лаяла собака, другая вторила ей со стороны гольф-клуба, а затем Дорин услышала звуки из бывшей комнаты Анны. Там в кроватке заворочался Бенджамин - «радионяня» одновременно искажала и усиливала звук. Дорин собиралась уже тихонько заглянуть к нему в комнату, но малыш затих, и она снова уронила голову на подушку. Перед тем как закрыть глаза, она бросила взгляд на прикроватные часы - те показывали полночь. Женщина совсем было задремала, когда до нее донесся тихий голос. «Теперь ты мой, Бенджамин», - сказал он.

Казалось, ночь навалилась на нее своей удушливой тяжестью и придавила, и все же Дорин сумела разлепить непослушные губы.

Никогда этому не бывать. Убирайся, Денни, не то я вызову полицию.

Я не отец мальчика. Его мать получила то, чего хотела, теперь мой черед.

Это наверняка был сон - в пустом доме некому было вступать с Дорин в разговор - но ее сковал ужас.

И чего же хотела Анна?

Чтобы сын был с ней, пока ему не исполнится год.

Половину этого времени отец ребенка мучил ее и издевался. Может, этого она тоже хотела?

Она пожелала - я исполнил. Она знала, какова цена.

От горя у Дорин навернулись слезы.

Она сполна расплатилась за свою ошибку.

Дорин сама не понимала, что она пытается сделать - понять его или проснуться.

Какое еще твое время?

Твой год с Бенджамином почти на исходе, так что попрощайся с ним, пока еще можешь, Дорин.

А вас как зовут, раз уж вы знаете мое имя?

Моего не знает никто. - Дорин услышала приглушенный смешок, хотя, возможно, кто-то просто поскреб по пластиковому микрофону. - Увидимся в день его рождения, - произнес голос. - Я оставлю тебе знак.

Снова залаяли собаки, к ним присоединились другие. Их лай был реальным, и, Дорин это почувствовала, других звуков в ночи больше не раздавалось - поняв это, она заснула.

Поздним утром, лежа в постели, Дорин вспоминала свой сон. Возможно, она действительно боится, что к ним заявится отец Бенджамина, пронюхав, что ее муж уехал на совещание директоров? Но суд постановил, чтобы Денни держался от ребенка подальше, и в случае чего можно было вызвать полицию. А может, ей так тревожно потому, что ровно год назад, в свой первый день рождения, Бенджамин лишился матери. Именно поэтому Дорин хотелось постараться на этот раз устроить внуку настоящий праздник, и она обдумывала, как это сделать, когда услышала, что мальчик возится.

По утрам малыш всегда сонно бормотал какую-то невнятицу, будто его языку требовалось время, чтобы проснуться. «Пелена ветров, жир, цепь», ей почти верилось, что она может различить в его лепете нечто подобное, а то и такое: «Вепрь жарен во теплице» - и где он только берет эти слова? Лет тридцать назад она приходила в восторг, вслушиваясь в младенческие монологи Анны, но теперь старалась этого не вспоминать. Тем временем Бенджамин заговорил с Носиком и Ворчуном, плюшевыми мишками, которые спали с ним в кроватке. Когда он принялся колотить по деревянным рейкам, не то изображая барабанщика, не то требуя свободы, Дорин вошла в детскую.

Бенджамин стоял, держась за спинку кроватки, лицом к двери, и ей опять невольно вспомнилась Анна. Его крошечное личико было почти копией материнского - светлые волосы, высокий лоб, маленький вздернутый нос, пухлые губы, упрямый подбородок. Только брови у Анны в последнее время были постоянно нахмурены, а волосы она красила в самые разные цвета, но ни один из них не помогал привести ее супруга в мирное расположение - впрочем, его вообще мало что могло утихомирить. В прошлом году глаза у Анны потухли и стали безжизненными, как камни, а улыбка - Дорин видела ее совсем редко - больше походила на мольбу о помощи, даже после того, как она решилась порвать с Денни. По крайней мере, Анна практически довела дело до суда, но, возможно, из-за этого она боялась еще сильнее? Дорин предполагала, что так все и было.

Готов к приключениям? - обратилась она к Бенджамину.

Мщениям [Игра слов: adventures - приключения, avengers - мститель.].

Ах ты, маленький попугайчик! - улыбнулась Дорин и вдруг вздрогнула. Микрофон «радионяни», который она всегда ставила сверху на синий комод, валялся на полу. Было совершенно ясно, что Бенджамин не сумел бы дотянуться до провода, и она похолодела, осознав, что не слышала шума падения. Мелькнула мысль, что это ее ошибка: она сама что-то упустила - видно, стареет.

Больше так не делай, Бенджамин, - сказала она, ставя микрофон на место.

Мальчик упрямо выпятил нижнюю губу.

Я не делал, ба.

Ну-ка, не шали. Если не ты, то кто же?

Какой еще дядя?

Ходит ко мне.

Кто к тебе приходит, Бенджамин? Это не твой… - выпалила она от волнения и нехотя договорила, - не твой отец? Это не папа?

Не папа, - сказал малыш и засмеялся.

Дорин заподозрила, что он, возможно, просто повторяет за ней слова.

А кто же тогда, Бенджамин?

Ребенок с озадаченным видом помолчал, потом произнес:

То есть ты его не видел. А знаешь почему? Он не настоящий. Это просто сон.

Потрясен.

Порой мне кажется, что ты меня дразнишь… - сказала Дорин, хотя сама в это не верила.

Конечно, Бенджамин наверняка задел микрофон, просыпаясь. Дорин взяла малыша на руки, и он, теплый со сна, обнял ее за шею. Ему не терпелось поскорее оказаться на полу и пробежаться по комнатам. Дорин догнала его на кухне и помогла снять ночной комбинезончик. Сняв с горшка и похвалив за то, что все сделал, одела его, стараясь делать все так, чтобы малышу казалось, что он оделся практически сам. Потом усадила внука в высокий стульчик, приготовила завтрак, а потом смотрела, как он управляется с хлопьями, почти не пролив молоко и не перепачкавшись. Тем не менее щеки ему она тщательно вытерла - Бенджамин изо всех сил старался увернуться - и спросила:

Чем же нам с тобой заняться сегодня утром?

Смотреть поезда.

Бенджамин болтал без умолку, пока они шли полмили по широкой пригородной дороге. «Там прыгают за мячиком», - сказал он у теннисных кортов, и «Какая маленькая машинка», - возле площадки для гольфа. «Пошли читать», - сообщил он, проходя мимо безлюдного школьного двора. Дорин знала: внук вспомнил, как она объясняла, что и он будет ходить в школу. «Кувшины разбойников», - объявил Бенджамин у витрины антикварного салона, и она поняла: сейчас он думает о сказке про Али-Бабу, которую она ему читала. Посетительниц парикмахерской он назвал «тети-космонавты» из-за формы фенов, под которыми они сидели, а у витрины цветочной лавки произнес: «Куда идут цветы», и Дорин, услышав это, постаралась отогнать мысли о похоронах. Когда добрались до железной дороги, она покрепче сжала его доверчивую теплую ручонку. «Красный звон», - сказал Бенджамин. В самом деле, когда зажигались красные сигнальные огни, раздавался резкий звонок. Когда по обе стороны переезда опустились шлагбаумы, им пришлось остановиться, и Бенджамин нетерпеливо зашевелил пальчиками, зажатыми в кулаке Дорин. Когда поезд отошел от станции, Дорин стало любопытно, и она спросила: «На что он похож?»

На много марок.

Бенджамин до сих пор не забыл, как они клеили марки на конверты к прошлому Рождеству - полоса вагонных окон их ему напомнила. Анна в его возрасте обожала облизывать рождественские марки перед тем, как приклеить. Сейчас их просто отделяли от липкой основы, а следующее поколение, подумалось Дорин, и этого, пожалуй, не узнает, если поздравления будет рассылать компьютер. Мимо них проехало шесть поездов и трижды опускался шлагбаум, прежде чем Бенджамин согласился пойти домой.

Уложив его спать, Дорин приготовила обед и позаботилась об ужине. После обеда они пешком, мимо Клуба консерваторов и Масонского зала, добрались до детской группы «Малыши-крепыши».

О, прибыл наш говорун! - издали воскликнул Ди Мейтланд, когда Бенджамин устремился навстречу к своей подружке Дейзи, такой же болтушке, как и он сам. Обычно Дорин не доверяла внука посторонним людям - она ведь даже вышла на пенсию прежде времени, чтобы заботиться о внуке, - но на сей раз спросила Джонквиль, маму Дейзи, не согласится ли та завтра забрать Бенджамина после группы, пока она будет печь внуку именинный торт.

С радостью - охотнее, чем любого другого ребенка, - ответила Джонквиль, и Дорин отчего-то припомнился ее полуночный сон.

Дома она удивилась, увидев, какой кавардак устроил Бенджамин - игрушки были раскиданы по всему этажу. А ведь утром он даже помогал ей убираться - и когда только успел разбросать все снова? Дорин напомнила себе, что не успеет она оглянуться, как мальчик станет старше, и заранее загрустила, что лишится всей этой кутерьмы, а после еды помедлила, не торопясь вытирать его запачканные щеки. Окончательно она успокоилась, когда позвонил Губерт.

Где глава семьи? - поинтересовался он.

В настоящий момент - под присмотром женщины.

Вот оно как… - Кажется, ее тон озадачил Губерта. - Дома все в порядке?

Просто непривычно, что тебя нет рядом.

К главному дню я вернусь, ты же знаешь. А в остальном-то у вас все нормально?

Да, в общем и целом все, как обычно. - Дорин чувствовала: именно это муж надеется услышать, именно этих слов ждет от нее. - А ты как? - спросила она.

Не особенно. Представь, мне предстоит еще три дня слушать, как нам улучшить имидж банков в глазах общественности. Я бы предпочел по возможности улучшать их работу, уж если на то пошло. - Губерт говорил слишком громко, рискуя быть услышанным коллегами, чьи голоса раздавались неподалеку. - Но… хватит брюзжать. Позволишь мне поговорить с молодым человеком на сон грядущий?

Он еще и не ложился, - ответила Дорин, переключаясь на громкую связь, - Слышишь, кто это, Бенджамин?

Дядя. - Но когда Губерт поздоровался с Бенджамином, голосок мальчика зазвучал куда радостнее: - Дедуля!

Как дела у молодой смены? Еще всего три ночи, и мы с тобой увидимся.

Смотри, ночи!

Ну да, три ночи. Ты слушаешься бабулю? Присматривай за ней и следи, чтобы с ней не случилось ничего плохого, пока я на совещании.

На миг Дорин показалось, что малыш встревожен.

Ничего плохого.

Ничего не случится, - уверила его Дорин. - А теперь пожелай дедушке спокойной ночи. Он устал и хочет отдохнуть.

Спокойной ночи, дедушка, - произнес Бенджамин с таким воодушевлением, что бабушка и дед дружно рассмеялись.

Перед купанием внук помогал Дорин убирать игрушки.

Горячо, - серьезно сказал он, когда Дорин проверяла воду, а потом: - Теперь нет.

Дорин едва ли могла назвать себя религиозной - она уделяла этому аспекту даже меньше внимания, чем ее родители, оттого-то, видно, ее молитвы за Анну, казалось бы, такие истовые, не достигали цели - и все же каждый раз при виде Бенджамина, сидящего в ванночке, ей невольно приходили на ум купель и крещение. Дорин вытерла внука, расцеловала и поклялась себе оберегать его, пока жива - пусть это и звучало как-то напыщенно.

Дорин помогла малышу надеть ночной комбинезон, затем уложила его в кроватку. Сидя рядом, она перелистывала страницы старой книги Анны, и взгляд ее упал на заглавие одной из сказок. Той, которую Анна любила больше всего. Неудивительно, что Дорин привиделось во сне нечто подобное, но сейчас ей не захотелось читать Бенджамину именно эту историю.

Много лет тому назад, - начала она вместо этого, - жил-был бедный дровосек со своей женой и двумя детьми; мальчика звали Гензель, а девочку - Гретель…

Печь и страшную опасность, грозившую детям, она пропустила. Дети были спасены, и Бенджамин безмятежно заснул. Дорин выключила свет, а приемник «радионяни» унесла вниз и, пока ужинала, держала его перед собой на кухонном столе. День с Бенджамином утомил ее, как обычно, но иного она для себя и не хотела бы. Легла Дорин рано.

Проснулась она внезапно, как от толчка, и сразу заметила нули на циферблате - прикроватные часы показывали полночь. Не хватало еще, подумала она, чтобы это вошло в привычку - просыпаться каждую ночь в одно и то же время, - и тут раздался голос. Он звучал так приглушенно, будто раздавался у нее в голове.

Это снова ты? - прошептала, или подумала, она. - Чего ты хочешь на этот раз?

Того, что всегда получаю.

В сказке ты это не получил, верно? Потому что твое имя угадали.

Ты об этом старье? Не верь всему, что читаешь.

А что, разве тебя зовут не Румпельштильцхен?

Это просто сказочка. - Издав сдавленный смешок, похожий на дребезжание множества мелких зубок, голос продолжал: - Кое-что там правда. Я знаю, когда нужен.

Тогда ты должен понимать, когда совсем не нужен.

Твоей дочке был нужен, когда ей потребовался свидетель.

Не смей о ней говорить. - Дорин даже удалось выдавить смешок. - Что я вообще с тобой разговариваю? Ты же просто сон.

Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути (сборник) Рэмси Кэмпбелл, Юн Линдквист, Брайан Ламли и др

(Пока оценок нет)

Название: Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути (сборник)
Автор: Рэмси Кэмпбелл, Юн Линдквист, Брайан Ламли, Реджи Оливер, Маркус Хайц, Джоанн Харрис, Танит Ли, Энджела Слэттер, Гарт Никс, Питер Кроутер, Роберт Ширмен, Кристофер Фаулер, Брайан Ходж, Нил Гейман, Майкл Смит, Стивен Джонс
Год: 2013
Жанр: Ужасы и Мистика, Зарубежное фэнтези

О книге «Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути (сборник)» Рэмси Кэмпбелл, Юн Линдквист, Брайан Ламли и др

Наверное, любовь к книгам закладывается еще в самом раннем детстве и первым литературным жанром, с которым знакомится будущий заядлый книгочей, это, конечно, сказки. Практически любой взрослый человек может вспомнить множество сказок, даже если не читал и не слышал их уже много лет. В этом и состоит особенность такого жанра. Он уникален, не похож ни на какой другой. Это же целая жизнь в миниатюре, рассказанная вроде бы не серьезно, вроде бы о совсем отвлеченных вещах, но имеющая глубочайший философский смысл. К тому же, в сказках любой направленности неизменно присутствует что-то волшебное. Возможно, в этом причина такой популярности их среди детей. А поскольку взрослые, это всего лишь подросшие дети, то сказки одинаково и неизменно любимы всеми людьми независимо от возраста. И это поистине прекрасно.

Поскольку сказки появились задолго до того, как люди начали сохранять свои фантазии на бумаге, то привычным способом передачи удивительных историй было так называемое «сарафанное радио». Поначалу фольклор развивался очень бурно, но вскоре было замечено, что много из того, что переходит от родителей к детям, постепенно начинает забываться, исчезать. Так в начале XIX века, знаменитые ныне братья Гримм, Якоб и Вильгельм, начали собирать народные сказки, блуждавшие по всей Европе. Они ставили целью сохранить уникальное народное творчество для будущих поколений, сохранить историю. Стоит отметить, что братья Гримм стали также авторами первых сборников в стиле хоррор, которые на сегодняшний день приобрели необыкновенную популярность.

Представляем Вашему вниманию уникальный сборник под названием «Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути». Название поистине интригующее, разжигающее любопытство у каждого поклонника жанра хоррор. В составе сборника сказки таких знаменитых авторов, как: Рэмси Кэмпбелл, Юн Линдквист, Брайан Ламли, Реджи Оливер, Маркус Хайц, Джоанн Харрис, Танит Ли, Энджела Слэттер, Гарт Никс, Питер Кроутер, Роберт Ширмен, Кристофер Фаулер, Брайан Ходж, Нил Гейман, Майкл Смит, Стивен Джонс.

В чем же особенность этого сборника? Все просто. Каждый из перечисленных писателей, конечно, не является в полной мере настоящим автором описываемых им сказок и сказочных сюжетов. Изюминка данной книги в том, что эти непревзойденные авторы, предлагают свою трактовку повсеместно известных сказок. Сборник «Страшные сказки» представит хорошо известные произведения под совершенно новым углом зрения. И если учитывать, что в массе своей сказки являются добрыми, то этак книга обещает неслабый накал страстей и немалый выброс адреналина. Читайте и наслаждайтесь, сборник совершенно нестандартный.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути (сборник)» Рэмси Кэмпбелл, Юн Линдквист, Брайан Ламли и др в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.


Страшные сказки (сборник)

авт. – сост. Стивен Джонс

Посвящается Дот, с благодарностью

Edited by Stephen Jones

Печатается с разрешения издательства Quercus Editions Ltd (UK)

Selection and Editorial material Copyright

© Stephen Jones, 2013

© Е. Мигунова, перевод на русский язык

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Введение

Не пугайте детей

В самом начале XIX столетия немецкие лингвисты братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859) Гримм начали собирать во всей Европе народные сказки, стремясь не только найти в них отображение культурной самобытности Германии, но и сохранить сами эти истории, веками передававшиеся из поколения в поколение в устной традиции.

Это привело к возникновению множества различных версий одних и тех же сказок в разных регионах (в особенности во Франции), и братья Гримм не только впервые собрали их в цельный манускрипт, выслушивая истории в изложении друзей, членов семей и других рассказчиков и записывая их, но и сохранили отображенные в этих историях древние религиозные верования.

Можно без преувеличения назвать Якоба и Вильгельма Гримм создателями одной из первых антологий литературы ужасов. Это связано с тем, что, несмотря на последующее редактирование и переработку различными авторами (включая самого Вильгельма), многие оригинальные истории содержат сцены крайне жестоких расправ и неявно подразумеваемую сексуальность, что сделало их в глазах первых рецензентов совершенно неподходящими для самых юных читателей (которые, впрочем, изначально и не были, по сути дела, их целевой аудиторией).

В более поздние версии сказок были добавлены духовные и религиозные мотивы, чтобы сделать их более вдохновляющими в глазах читателей из среднего класса, а мотивы жестокости, сексуальности и антисемитизма в то же время были значительно смягчены. Братья Гримм даже добавили вступления, в которых советовали родителям убедиться в том, что их отпрыскам будут доступны только те сказки, которые подходят им по возрасту.

В контексте культуры того времени воспитание во многом базировалось на страхе, и зачастую подобные сказки служили своего рода «предостережением», чтобы дети не вели себя дурно, а не то с ними случится нечто ужасное (бросят в огонь или съедят заживо).

Между 1812 и 1862 годами «Kinder– und Hausmärchen» («Детские и семейные сказки», или «Сказки братьев Гримм», как они стали называться позднее) были напечатаны семнадцать раз и многократно переработаны, число сказок постепенно росло, увеличившись в некоторых наиболее полных изданиях от 86 до 200. Книга также часто перепечатывалась незаконно, так что другие составители часто добавляли туда различные народные сказки.

Сейчас, спустя два столетия после того, как Якоб и Вильгельм впервые опубликовали свое собрание, эти сказки популярны как никогда. Правда, Голливуд (и особенно студия Уолта Диснея) достаточно вольно обходился с наследием братьев Гримм практически с момента рождения кинематографа, а в последнее время мы буквально завалены их «переосмыслениями», такими как связанная с темой вервольфов «Красная Шапочка» (2011), «Гензель и Гретель: охотники на ведьм» (2013) и «Джек – покоритель великанов» (2013), не говоря уж о различных версиях «Белоснежки», а также популярных телесериалах, таких как «Однажды в сказке» (“Once upon a time”) и «Гримм» (оба выходят с 2011 г.).

На протяжении многих лет даже о самих братьях Гримм снимались биографические фильмы (в которые щедро добавлялись элементы фэнтези), такие как «Чудесный мир братьев Гримм» Джорджа Пэла и немного более мрачная картина «Братья Гримм» Терри Гиллиама (2005).

А для этого издания я предложил нескольким известным писателям представить свои трактовки классических сказок, вдохновленные братьями Гримм или фольклорными историями из других культур. Поскольку задумано оно было прежде всего как антология ужасов, я поставил перед авторами единственное обязательное условие – чтобы за образец брались ранние, не выхолощенные цензурой, версии сказок.

Я рад сообщить, что все писатели, работы которых вошли в это издание, блестяще справились со своей задачей и создали свои собственные, уникальные версии классических историй, при этом неуклонно придерживаясь исходного материала.

Их работы – по-настоящему жуткие и волнующие истории, достойные XXI столетия.

В 1884 году в Англии был опубликован новый перевод сказок братьев, сделанный британской романисткой Маргарет Хант (матерью писательницы-фантаста Вайолет Хант). Я не только использовал некоторые из этих переводов как основу для современных сказок, но и поместил их в сборнике, вперемежку с оригинальным материалом.

Не все истории, написанные для этой книги, были созданы под влиянием именно братьев Гримм, но в этих случаях я постарался подобрать аналоги из числа более старых их сказок, либо связанных тематически, либо послуживших отправной точкой для более современных историй, сложенных после них. И, поскольку это как-никак антология ужасов, я позволил себе пополнить книгу парой малоизвестных «страшилок», изначально входивших в коллекцию немецких братьев.

Ну и, наконец, повторим предупреждение Якоба и Вильгельма, которое они адресовали своим читателям двести лет назад: несмотря на то что истории, вошедшие в это издание, основаны на сюжетах народных сказок и мифов, они, возможно, не совсем подходят для юных читателей.

Если, конечно, вы не хотите наполнить ужасом их крохотные умишки!

Стивен Джонс

Лондон, Англия

2013 год

Непослушное дитя

Жила-была своевольная девочка, которая не слушалась маму. Бог разгневался на девочку за ее своенравие и послал ей болезнь, да такую, что никто из врачей не сумел ее вылечить и вскоре она умерла.

Девочку опустили в могилку и засыпали землей, как вдруг из-под земли высунулась детская ручка и помахала. Могилу снова и снова засыпали свежей землей, да только все было напрасно, рука каждый раз высовывалась наружу.

Пришлось матери прийти на могилку девочки и ударить по руке розгой. Как только она это сделала, рука убралась под землю, и непослушное дитя обрело, наконец, покой под землей.

Рэмси Кэмпбелл

Угадай мое имя

Дорин проснулась внезапно и попыталась понять, что же ее разбудило. На дальнем конце теннисного корта лаяла собака, другая вторила ей со стороны гольф-клуба, а затем Дорин услышала звуки из бывшей комнаты Анны. Там в кроватке заворочался Бенджамин – «радионяня» одновременно искажала и усиливала звук. Дорин собиралась уже тихонько заглянуть к нему в комнату, но малыш затих, и она снова уронила голову на подушку. Перед тем как закрыть глаза, она бросила взгляд на прикроватные часы – те показывали полночь. Женщина совсем было задремала, когда до нее донесся тихий голос. «Теперь ты мой, Бенджамин», – сказал он.

Казалось, ночь навалилась на нее своей удушливой тяжестью и придавила, и все же Дорин сумела разлепить непослушные губы.

– Никогда этому не бывать. Убирайся, Денни, не то я вызову полицию.

– Я не отец мальчика. Его мать получила то, чего хотела, теперь мой черед.

Это наверняка был сон – в пустом доме некому было вступать с Дорин в разговор – но ее сковал ужас.

– И чего же хотела Анна?

– Чтобы сын был с ней, пока ему не исполнится год.

– Половину этого времени отец ребенка мучил ее и издевался. Может, этого она тоже хотела?

– Она пожелала – я исполнил. Она знала, какова цена.

От горя у Дорин навернулись слезы.

– Она сполна расплатилась за свою ошибку.

Дорин сама не понимала, что она пытается сделать – понять его или проснуться.

– Какое еще твое время?

Страшная сказка для детей
Про качели

У одного мальчика был длинный нос. А еще его звали Егор. Вот как-то вышел Егор во двор и сразу на качели уселся. И стал качаться - вверх-вниз, вверх-вниз. И вперед-назад. Часа два катался и все ему мало.
Другие дети во дворе стали просить:
- Егорка! Дай и нам покататься!
Но Егор ничего не ответил, а только еще сильнее стал раскачиваться - вверх-вниз, вверх-вниз. И вперед-назад. Только длинный нос мелькает. Тогда другие дети взялись за руки и стали петь дразнилку, которую сами сочинили:
«Егор - длинный нос,
К качелям прирос!»
Егор обиделся, но с качелей не слез. А дети тоже обиделись и пошли есть блины со сметаной. Егор еще покачался и решил, что пора бы тоже зайти домой и чего-нибудь съесть, но остановиться не получилось - качели не хотели его отпускать! Уж он и вертелся, и кричал - ничего не помогает. Качели закачались еще сильнее и так заскрипели, что у других детей на блинах прокисла сметана.
Тут во двор вышла Маленькая Волшебница и закричала:
- Егорка! Дай покататься!
-Я бы дал, - ответил Егор, - да с качелей не могу слезть!
- Почему? Что случилось?
- Да я качался-качался, а другие дети стали меня дразнить Длинным Носом и еще, что я к качелям прирос. Помоги мне-е-е!
- Тебя заколдовали! - воскликнула Маленькая Волшебница.
- Ну так расколдуй меня!
- Это не так просто, надо придумать заклинание, которое остановит качели, - ответила Маленькая Волшебница и села думать на краешек песочницы.
А Егор все качался и орал.
В это время мимо шел милиционер, который сразу понял, что что-то не так. Милиционер ухватился за качели, чтобы спасти Егора, но только сам прилип к ним и они стали качаться вдвоем.
- Кажется, придумала, - тихо сказала Маленькая Волшебница, - сейчас попробуем. - И быстро-быстро забормотала:
«Качели-качели, Егора простите
И поскорее домой отпустите».
Тут что-то звякнуло, и качели остановились. Да так быстро, что милиционер от неожиданности упал на клумбу, а Егор - на него. Потом Егор вскочил и побежал домой есть блины с прокисшей сметаной. А милиционер улыбнулся и пошел к себе в отделение писать рапорт о спасении мальчика.
А Маленькая Волшебница села на качели и стала качаться - вверх-вниз, вверх-вниз. И вперед-назад. А когда на следующее утро Егор вышел во двор, она сразу же уступила ему место. Ну… почти сразу.
Вячеслав Свальнов

***
Очень страшная сказка
В одном сицилийском городе по ночам начали пропадать мальчики (девочки если у девочек в палате рассказываешь), причем пропадали только мальчики (девочки если у девочек в палате рассказываешь), которые не спали после восхода луны.
Много слез пролили мамы да папы пока не раскрылась тайна страшная.
Дело в том, что по ночам в бухту заходил корабль с кроваво-алыми парусами. С него в ночь на шлюпках уходили к берегу матросы. Найдя не спящего мальчика\девочку на берегу в каком-то доме, они усыаляли ребенка и забирали его.
Команда корабля была проклята и чтобы избавиться от проклятия нужно было собрать коллекцию из 239 кистей маленьких детей.
На корабле страшный доктор пока ребенок находился по наркозом отрезал ему кисть руки.
Ребенок проснувшись от наркоза и еще не понимая что происходит глядя на культю спрашивал у доктора:
- Дяденька, а где моя ручка?
На что доктор отвечал:
- Вот она.!!! Вот Она!!! ВОт ОНА!!!

Последняя реплика инсценируется самому ближнему ребенку… Вы просто трясете своей кистью перед его лицом.

Дети сразу пугаются но потом начинают смеяться.

***
Гвоздик
Жили-были мама и дочка. К ним никто не ходил, потому что у них в полу торчал гвоздь. Он торчал в самой середине комнаты и девочке приходилось всё время его обходить. Девочка часто просила маму:
- Мама, давай вытащим этот гвоздь!
- Что ты доченька! Никогда, никогда не трогай этот гвоздь. И никогда никого в дом не приглашай.
- А почему?
- Потому что кто-нибудь захочет вытащить этот гвоздь, и тогда не миновать беды!
- А что же будет?
- Лучше и не спрашивай меня, доченька. Случится ужасное, страшное несчастье.
И девочка перестала спрашивать. Так прошли годы. Девочка выросла, и ей захотелось позвать гостей.
И вот однажды страшным, ужасным осенним вечером мама девочки ушла на кладбище подышать свежим воздухом; и девочка позвала гостей. Гости стали танцевать, а гвоздь им всё время мешал. Тогда гости сказали:
- Давайте вытащим этот гвоздь!
А девочка закричала:
- Нельзя! Не надо! Случиться что-то ужасное!
Но гости посмеялись над девочкой и, улучив момент, выдернули гвоздь. И тут раздался страшный грохот. Спустя некоторое время в дверь позвонили. Девочка хотела открыть дверь, но гости закричали:
- Не надо! Не открывай!
Девочка была пионеркой и поэтому всё же открыла. На пороге стояла женщина вся в чёрном. Она сразу же стала заходить в квартиру. Она всё заходила и заходила, а гости и девочка пятились и пятились, пока не кончилась квартира.
- Что вы наделали… - сказала чёрная женщина тихим, словно у покойника, скрипучим голосом. - Что вы наделали. - повторила она чуть громче. - Под этим полом, в моей квартире… - и тут она заорала каким-то страшным нечеловеческим голосом. - … люстра свалилась!!!
Агафья Княжинская

***
Цветик-семицветик
Жила-была девочка Женя. И вот однажды под Новый год получила она в подарок от Деда Мороза цветик-семицветик. Обрадовалась Женя, а вечером пошла на дискотеку. Оторвала она красный лепесток от цветика-семицветика и говорит:
- Хочу, чтобы мне было колбасно! - и стала на дискотеке колбаситься. Спустя пять часов Жене надоело колбаситься, она оторвала оранжевый лепесток и говорит:
- Хочу, чтобы мне не было колбасно, - и сразу перестала колбаситься. Посидела она чуть-чуть и стало ей грустно. Тогда она оторвала жёлтый лепесток и сказала:
- Хочу, чтобы мне было весело! - и стало ей так весело, что и пересказать нельзя, что она на радостях отмочила. Когда веселить стало некого, оторвала Женя зелёный лепесток и говорит:
- Хочу, чтобы мне не было весело, - и сразу перестала веселиться. Поглядела Женя вокруг на пол, усеянный молодыми трупами и решила себя наказать. Оторвала она голубой лепесток и говорит:
- Хочу, чтобы мне было грустно, - и тут же начала плакать.
До своего двора Женя добрела уже по колено в слезах. Во дворе она увидела соседского мальчика Витю, который пытался залесть на скамейку, чтобы не промочить ботинки. Витя давно нравился Жене за красивые костыли. Ей хотелось такие же, покрытые искусной замысловатой резьбой, отделанные золотом и слоновой костью, усыпанные бриллиантами, рубинами и изумрудами, но, к сожалению, она не была хромой, как Витя.
Сейчас, когда Жене было так плохо, ей показалось, что Витя недостаточно счастлив. Может быть ему что-то нужно ещё кроме костылей? Жене мешали думать слёзы, непрерывными потоками бегущие из глаз. Она наощупь оторвала синий лепесток и быстренько сказала:
- Хочу, чтобы мне не было грустно, - и, перестав плакать, она подплыла к Вите.
- Здравствуй, Витя. Я давно хочу сказать тебе, что ты клёвый чувак, и я хочу сделать для тебя что-нибудь прикольное, чтобы ты не кис на этой скамеечке.
С этими словами Женя оторвала фиолетовый лепесток и сказала:
- Хочу, чтобы Вите было колбасно…
А больше лепестков у доброй девочки и не было…
Агафья Княжинская

Другие темы из этого раздела смотрите здесь -