Расставление коэффициентов в химических уравнениях онлайн. Как составить уравнение реакции? девятую Пример двоичного имени соединения

Класс: 8

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Реакции между разного рода химическими веществами и элементами являются одним из главных предметов изучения в химии. Чтобы понять, как составить уравнение реакции и использовать их в своих целях необходимо достаточно глубокое понимание всех закономерностей при взаимодействии веществ, а также процессов с химическими реакциями.

    Составление уравнений

    Одним из способов выражения химической реакции является – химическое уравнение. В нем записывается формула исходного вещества и продукта, коэффициенты, которые показывают, какое количество молекул имеет каждое вещество. Все известные химические реакции разделяются на четыре типа: замещение, соединение, обмен и разложение. Среди них выделяют: окислительно-восстановительные, экзогенные, ионные, обратимые, необратимые и т.д.

    Подробнее о том, как составлять уравнения химических реакций:

    1. Необходимо определить, название веществ, взаимодействующих между собой в реакции. Пишем их в левой части нашего уравнения. В качестве примера рассмотрим химическую реакцию, которая образовалась между серной кислотой и алюминием. Реагенты располагаем слева: H2SO4+Al. Далее пишем знак «равно». В химии вы можете повстречать знак «стрелочка», которая указывает вправо, или же направленные противоположно две стрелки, они означают «обратимость». Результат взаимодействия металла и кислоты – соль и водород. Полученные после реакции продукты запиши после знака «равно», то есть справа. H2SO4+Al= H2+ Al2(SO4)3. Итак, у нас видна схема реакции.
    2. Для составления химического уравнения обязательно нужно найти коэффициенты. Вернемся к предыдущей схеме. Посмотрим на левую ее часть. В составе серной кислоты содержатся атомы водорода, кислорода и серы, в примерном соотношении 2:4:1. В правой части – 3 атома серы и 12 атомов кислорода в соли. Два атома водорода содержится в молекуле газа. В левой части соотношение этих элементов составляет2:3:12
    3. Для уравнивания количества атомов кислорода и серы, которые в составе сульфата алюминия (III), необходимо поставить перед кислотой в левую часть уравнения коэффициент 3. Теперь у нас в левой части имеется 6 атомов водорода. Для того чтобы сравнять количество элементов водорода, нужно поставить 3 перед водородом в правой части уравнения.
    4. Теперь осталось лишь уравнять количество алюминия. Поскольку в состав соли входит два атома металла, то в левой части перед алюминием выставляем коэффициент 2. В итоге, мы получим уравнение реакции этой схемы: 2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

    Поняв основные принципы как составить уравнение реакции химических веществ, в дальнейшем не вызовет особого труда записать любую, даже самую экзотическую, с точки зрения химии, реакцию.

    Химическим уравнением можно назвать визуализацию химической реакции с помощью знаков математики и химических формул. Такое действие является отображением какой-либо реакции, в процессе которой появляются новые вещества.

    Химические задания: виды

    Химическое уравнение - это последовательность химических реакций. Они основываются на законе сохранения массы каких-либо веществ. Существует всего два вида реакций:

    • Соединения - к ним относятся (происходит замена атомов сложных элементов атомами простых реагентов), обмена (замещение составными частями двух сложных веществ), нейтрализации (реакция кислот с основаниями, образование соли и воды).
    • Разложения - образование двух и более сложных или простых веществ из одного сложного, но состав их более простой.

    Химические реакции также можно разделить на типы: экзотермические (происходят с выделением теплоты) и эндотермические (поглощение теплоты).

    Этот вопрос волнует многих учащихся. Мы предлегаем несколько простых советов, которые подскажут, как научиться решать химические уравнения:

    • Желание понять и освоить. Нельзя отступать от своей цели.
    • Теоретические знания. Без них невозможно составить даже элементарную формулу соединения.
    • Правильность записи химической задачи - даже малейшая ошибка в условии сведет к нулю все ваши усилия в ее решении.

    Желательно, чтобы сам процесс решения химических уравнений был для вас увлекательным. Тогда химические уравнения (как решать их и какие моменты нужно запомнить, мы разберем в этой статье) перестанут быть для вас проблемными.

    Задачи, которые решаются с использованием уравнений химических реакций

    К таким задачам относятся:

    • Нахождение массы компонента по данной массе другого реагента.
    • Задания по комбинации «масса-моль».
    • Расчеты по комбинации «объем-моль».
    • Примеры с применением термина «избыток».
    • Расчеты с использованием реагентов, один из которых не лишен примесей.
    • Задачи на распад результата реакции и на производственные потери.
    • Задачи на поиск формулы.
    • Задачи, в которых реагенты предоставлены в виде растворов.
    • Задачи, содержащие смеси.

    Каждый из этих видов задач включает в себя несколько подтипов, которые обычно подробно рассматриваются еще на первых школьных уроках химии.

    Химические уравнения: как решать

    Существует алгоритм, который помогает справиться с практически любым заданием из этой непростой науки. Чтобы понять, как правильно решать химические уравнения, нужно придерживаться определенной закономерности:

    • При записи уравнения реакции не забывать расставлять коэффициенты.
    • Определение способа, с помощью которого можно найти неизвестные данные.
    • Правильность применения в выбранной формуле пропорций или использование понятия «количество вещества».
    • Обратить внимание на единицы измерений.

    В конце важно обязательно проверить задачу. В процессе решения вы могли допустить элементарную ошибку, которая повлияла на результат решения.

    Основные правила составления химических уравнений

    Если придерживаться правильной последовательности, то вопрос о том, что такое химические уравнения, как решать их, не будет вас волновать:

    • Формулы веществ, которые вступают в реакцию (реагенты), записываются в левой части уравнения.
    • Формулы веществ, которые образуются в результате реакции, записываются уже в правой части уравнения.

    Составление уравнения реакции основывается на законе сохранения массы веществ. Следовательно, обе части уравнения должны быть равны, т. е. с одинаковым числом атомов. Достичь этого можно при условии правильной расстановки коэффициентов перед формулами веществ.

    Расстановка коэффициентов в химическом уравнении

    Алгоритм расстановки коэффициентов таков:

    • Подсчет в левой и правой части уравнения атомов каждого элемента.
    • Определение меняющегося количества атомов у элемента. Также нужно найти Н.О.К.
    • Получение коэффициентов достигается путем деления Н.О.К. на индексы. Обязательно проставить данные цифры перед формулами.
    • Следующим шагом является пересчет количества атомов. Иногда возникает необходимость в повторении действия.

    Уравнивание частей химической реакции происходит с помощью коэффициентов. Расчет индексов производится через валентность.

    Для успешного составления и решения химических уравнений необходимо учитывать физические свойства вещества, такие как объем, плотность, масса. Также нужно знать состояние реагирующей системы (концентрация, температура, давление), разбираться в единицах измерения данных величин.

    Для понимания вопроса о том, что такое химические уравнения, как решать их, необходимо использование основных законов и понятий этой науки. Чтобы успешно вычислять подобные задачи, необходимо также вспомнить или освоить навыки математических операций, уметь совершать действия с числами. Надеемся, с нашими советами вам будет легче справляться с химическими уравнениями.

    Окислительно-восстановительные реакции - это процесс «перетекания» электронов от одних атомов к другим. В результате происходит окисление или восстановление химических элементов, входящих в состав реагентов.

    Основные понятия

    Ключевой термин при рассмотрении окислительно-восстановительных реакций - это степень окисления, которая представляет собой условный заряд атома и количество перераспределяемых электронов. Окисление - процесс потери электронов, при котором увеличивается заряд атома. Восстановление, наоборот, представляет собой процесс присоединения электронов, при котором степень окисления уменьшается. Соответственно, окислитель принимает новые электроны, а восстановитель - теряет их, при этом такие реакции всегда происходят одновременно.

    Определение степени окисления

    Вычисление данного параметра - одна из самых популярных задач в школьном курсе химии. Поиск зарядов атомов может быть как элементарным вопросом, так и задачей, требующей скрупулезных расчетов: все зависит от сложности химической реакции и количества составляющих соединений. Хотелось бы, чтобы степени окисления указывались в периодической таблице и были всегда под рукой, однако этот параметр приходится либо запоминать, либо вычислять для конкретной реакции. Итак, существует два однозначных свойства:

    • Сумма зарядов сложного соединения всегда равна нулю. Это значит, что часть атомов будет иметь положительную степень, а часть - отрицательную.
    • Степень окисления элементарных соединений всегда равна нулю. Простыми называются соединения, которые состоят из атомов одного элемента, то есть железо Fe2, кислород O2 или октасера S8.

    Существуют химические элементы, электрический заряд которых однозначен в любых соединениях. К таким относятся:

    • -1 - F;
    • -2 - О;
    • +1 - H, Li, Ag, Na, K;
    • +2 - Ba, Ca, Mg, Zn;
    • +3 - Al.

    Несмотря на однозначность, существуют некоторые исключения. Фтор F -уникальный элемент, степень окисления которого всегда составляет -1. Благодаря этому свойству многие элементы изменяют свой заряд в паре с фтором. Например, кислород в соединении с фтором имеет заряд +1 (O 2 F 2) или +2 (ОF2). Кроме того, кислород меняет свою степень в перекисных соединениях (в перекиси водорода H202 заряд равен -1). И, естественно, кислород имеет нулевую степень в своем простом соединении O2.

    При рассмотрении окислительно-восстановительных реакций важно учитывать вещества, которые состоят из ионов. Атомы ионных химических элементов имеют степень окисления, равную заряду иона. Например, в соединении гидрида натрия NaH по идее водород имеет степень +1, однако ион натрия также имеет заряд +1. Так как соединение должно быть электрически нейтральным, то атом водорода принимает заряд -1. Отдельно в этой ситуации стоят ионы металлов, так как атомы таких элементов ионизируются на разные величины. К примеру, железо F ионизируется и на +2, и на +3 в зависимости от состава химического вещества.

    Пример определения степеней окисления

    Для простых соединений, которые включают в себя атомы с однозначным зарядом, распределение степеней окисления не составляет труда. Например, для воды H2O атом кислорода имеет заряд -2, а атом водорода +1, что в сумме дает нейтральный нуль. В более сложных соединениях встречаются атомы, которые могут иметь разный заряд и для определения степеней окисления приходится использовать метод исключения. Рассмотрим пример.

    Сульфат натрия Na 2 SO 4 имеет в своем составе атом серы, заряд которого может принимать значения -2, +4 или +6. Какое значение выбрать? Первым делом определяем, что ион натрия имеет заряд +1. Кислород в подавляющем большинстве случаев имеет заряд –2. Составляем простое уравнение:

    1 × 2 + S + (–2) × 4 = 0

    Таким образом, заряд серы в сульфате натрия равен +6.

    Расстановка коэффициентов по схеме реакции

    Теперь, когда вы знаете, как определять заряды атомов, вы можете расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях для их балансировки. Стандартное задание по химии: подобрать коэффициенты реакции при помощи метода электронного баланса. В этих заданиях вам нет нужды определять, какие вещества образуются на выходе реакции, так как результат уже известен. Например, определите пропорции в простой реакции:

    Na + O2 → Na 2 O

    Итак, определим заряд атомов. Так как натрий и кислород в левой части уравнения - простые вещества, то их заряд равен нулю. В оксиде натрия Na2O кислород имеет заряд -2, а натрий +1. Мы видим, что в левой части уравнения натрий имеет нулевой заряд, а в правой – положительный +1. То же самое с кислородом, который изменил степень окисления с нуля до -2. Запишем это «химическим» языком, указав в скобках заряды элементов:

    Na(0) – 1e = Na(+1)

    O(0) + 2e = O(–2)

    Для балансировки реакции требуется уравновесить кислород и добавить коэффициент 2 к оксиду натрия. Получим реакцию:

    Na + O2 → 2Na2O

    Теперь у нас дисбаланс по натрию, уравновесим его при помощи коэффициента 4:

    4Na + O2 → 2Na2O

    Теперь количество атомов элементов совпадают с обеих сторон уравнения, следовательно, реакция сбалансирована. Все это мы проделали вручную, и это было несложно, так как реакция сама по себе элементарна. Но что делать, если требуется сбалансировать реакцию вида K 2 Cr 2 O 7 + KI + H 2 SO 4 → Cr 2 (SO 4)3 + I2 + H 2 O + K 2 SO 4 ? Ответ прост: используйте калькулятор.

    Калькулятор балансирования окислительно-восстановительных реакций

    Наша программа позволяет автоматически расставить коэффициенты для самых распространенных химических реакций. Для этого вам необходимо вписать в поле программы реакцию или выбрать ее из раскрывающегося списка. Для решения выше представленной окислительно-восстановительной реакции вам достаточно выбрать ее из списка и нажать на кнопку «Рассчитать». Калькулятор мгновенно выдаст результат:

    K 2 Cr 2 O 7 + 6KI + 7H 2 SO 4 → Cr 2 (SO 4)3 + 3I2 + 7H 2 O + 4K 2 SO 4

    Использование калькулятора поможет вам быстро сбалансировать наиболее сложные химические реакции.

    Заключение

    Умение балансировать реакции необходимо всем школьникам и студентам, которые мечтают связать свою жизнь с химией. В целом расчеты выполняются по строго определенным правилам, для понимания которых достаточно элементарных знаний по химии и алгебре: помнить, что сумма степеней окисления атомов соединения всегда равна нулю и уметь решать линейные уравнения.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Химическими реакция называют превращения веществ, в которых происходит изменение их состава и (или) строения.

    Наиболее часто под химическими реакциями понимают процесс превращения исходных веществ (реагентов) в конечные вещества (продукты).

    Химические реакции записываются с помощью химических уравнений, содержащих формулы исходных веществ и продуктов реакции. Согласно закону сохранения массы, число атомов каждого элемента в левой и правой частях химического уравнения одинаково. Обычно формулы исходных веществ записывают в левой части уравнения, а формулы продуктов – в правой. Равенство числа атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения достигается расстановкой перед формулами веществ целочисленных стехиометрических коэффициентов.

    Химические уравнения могут содержать дополнительные сведения об особенностях протекания реакции: температура, давление, излучение и т.д., что указывается соответствующим символом над (или «под») знаком равенства.

    Все химические реакции могут быть сгруппированы в несколько классов, которым присущи определенные признаки.

    Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ

    Согласно этой классификации, химические реакции подразделяются на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

    В результате реакций соединения из двух или более (сложных или простых) веществ образуется одно новое вещество. В общем виде уравнение такой химической реакции будет выглядеть следующим образом:

    Например:

    СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О = Са(НСО 3) 2

    SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

    2Mg + O 2 = 2MgO.

    2FеСl 2 + Сl 2 = 2FеСl 3

    Реакции соединения в большинстве случаев экзотермические, т.е. протекают с выделением тепла. Если в реакции участвуют простые вещества, то такие реакции чаще всего являются окислительно-восстановительными (ОВР), т.е. протекают с изменением степеней окисления элементов. Однозначно сказать будет ли реакция соединения между сложными веществами относиться к ОВР нельзя.

    Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько других новых веществ (сложных или простых) относят к реакциям разложения . В общем виде уравнение химической реакции разложения будет выглядеть следующим образом:

    Например:

    CaCO 3 CaO + CO 2 (1)

    2H 2 O =2H 2 + O 2 (2)

    CuSO 4 × 5H 2 O = CuSO 4 + 5H 2 O (3)

    Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (4)

    H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O (5)

    2SO 3 =2SO 2 + O 2 (6)

    (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 +4H 2 O (7)

    Большинство реакций разложения протекает при нагревании (1,4,5). Возможно разложение под действием электрического тока (2). Разложение кристаллогидратов, кислот, оснований и солей кислородсодержащих кислот (1, 3, 4, 5, 7) протекает без изменения степеней окисления элементов, т.е. эти реакции не относятся к ОВР. К ОВР реакциям разложения относится разложение оксидов, кислот и солей, образованных элементами в высших степенях окисления (6).

    Реакции разложения встречаются и в органической химии, но под другими названиями — крекинг (8), дегидрирование (9):

    С 18 H 38 = С 9 H 18 + С 9 H 20 (8)

    C 4 H 10 = C 4 H 6 + 2H 2 (9)

    При реакциях замещения простое вещество взаимодействует со сложным, образуя новое простое и новое сложное вещество. В общем виде уравнение химической реакции замещения будет выглядеть следующим образом:

    Например:

    2Аl + Fe 2 O 3 = 2Fе + Аl 2 О 3 (1)

    Zn + 2НСl = ZnСl 2 + Н 2 (2)

    2КВr + Сl 2 = 2КСl + Вr 2 (3)

    2КСlO 3 + l 2 = 2KlO 3 + Сl 2 (4)

    СаСО 3 + SiO 2 = СаSiO 3 + СО 2 (5)

    Са 3 (РО 4) 2 + ЗSiO 2 = ЗСаSiO 3 + Р 2 О 5 (6)

    СН 4 + Сl 2 = СН 3 Сl + НСl (7)

    Реакции замещения в своем большинстве являются окислительно-восстановительными (1 – 4, 7). Примеры реакций разложения, в которых не происходит изменения степеней окисления немногочисленны (5, 6).

    Реакциями обмена называют реакции, протекающие между сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями. Обычно этот термин применяют для реакций с участием ионов, находящихся в водном растворе. В общем виде уравнение химической реакции обмена будет выглядеть следующим образом:

    АВ + СD = АD + СВ

    Например:

    CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O (1)

    NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (2)

    NаНСО 3 + НСl = NаСl + Н 2 О + СО 2 (3)

    AgNО 3 + КВr = АgВr ↓ + КNО 3 (4)

    СrСl 3 + ЗNаОН = Сr(ОН) 3 ↓+ ЗNаСl (5)

    Реакции обмена не являются окислительно-восстановительными. Частный случай этих реакций обмена -реакции нейтрализации (реакции взаимодействия кислот со щелочами) (2). Реакции обмена протекают в том направлении, где хотя бы одно из веществ удаляется из сферы реакции в виде газообразного вещества (3), осадка (4, 5) или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды (1, 2).

    Классификация химических реакций по изменениям степеней окисления

    В зависимости от изменения степеней окисления элементов, входящих в состав реагентов и продуктов реакции все химические реакции подразделяются на окислительно-восстановительные (1, 2) и, протекающие без изменения степени окисления (3, 4).

    2Mg + CO 2 = 2MgO + C (1)

    Mg 0 – 2e = Mg 2+ (восстановитель)

    С 4+ + 4e = C 0 (окислитель)

    FeS 2 + 8HNO 3 (конц) = Fe(NO 3) 3 + 5NO + 2H 2 SO 4 + 2H 2 O (2)

    Fe 2+ -e = Fe 3+ (восстановитель)

    N 5+ +3e = N 2+ (окислитель)

    AgNO 3 +HCl = AgCl ↓ + HNO 3 (3)

    Ca(OH) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 ↓ + H 2 O (4)

    Классификация химических реакций по тепловому эффекту

    В зависимости от того, выделяется ли или поглощается тепло (энергия) в ходе реакции, все химические реакции условно разделяют на экзо – (1, 2) и эндотермические (3), соответственно. Количество тепла (энергии), выделившееся или поглотившееся в ходе реакции называют тепловым эффектом реакции. Если в уравнении указано количество выделившейся или поглощенной теплоты, то такие уравнения называются термохимическими.

    N 2 + 3H 2 = 2NH 3 +46,2 кДж (1)

    2Mg + O 2 = 2MgO + 602, 5 кДж (2)

    N 2 + O 2 = 2NO – 90,4 кДж (3)

    Классификация химических реакций по направлению протекания реакции

    По направлению протекания реакции различают обратимые (химические процессы, продукты которых способны реагировать друг с другом в тех же условиях, в которых они получены, с образованием исходных веществ) и необратимые (химические процессы, продукты которых не способны реагировать друг с другом с образованием исходных веществ).

    Для обратимых реакций уравнение в общем виде принято записывать следующим образом:

    А + В ↔ АВ

    Например:

    СН 3 СООН + С 2 Н 5 ОН↔ Н 3 СООС 2 Н 5 + Н 2 О

    Примерами необратимых реакций может служить следующие реакции:

    2КСlО 3 → 2КСl + ЗО 2

    С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О

    Свидетельством необратимости реакции может служить выделение в качестве продуктов реакции газообразного вещества, осадка или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды.

    Классификация химических реакций по наличию катализатора

    С этой точи зрения выделяют каталитические и некаталитические реакции.

    Катализатором называют вещество, ускоряющее ход химической реакции. Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими. Протекание некоторых реакций вообще невозможно без присутствия катализатора:

    2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 (катализатор MnO 2)

    Нередко один из продуктов реакции служит катализатором, ускоряющим эту реакцию (автокаталитические реакции):

    MeO+ 2HF = MeF 2 + H 2 O, где Ме – металл.

    Примеры решения задач

    ПРИМЕР 1