Московско петроградская. Московско-петроградская линия

В связи с необходимостью встраивания камеры съездов для новой служебной соединительной ветви в электродепо ТЧ-7 «Замоскворецкое» с началом утреннего движения закрыт перегон Каховской линии «Варшавская» - «Каховская». Станция «Каховская» временно выведена из пассажирской эксплуатации. Общее количество действующих станций Московского метро сократилось до 222. Каховская линия продолжает работу на единственном перегоне «Каширская» - «Варшавская» с нормальным оборотом за обеими станциями (оборот поездов за ст. «Варшавская» выполняется на парковых путях электродепо «Замоскворецкое»). На линии работают 6-вагонные составы из вагонов типа 81-717/714 и 81-720/721 «Яуза». На ст. «Каховская» западный вестибюль закрыт, а восточный вестибюль продолжает работать для прохода пассажиров на ст. «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

  • 25.01.2019
    Москва - На ст. «Савёловская» Большой кольцевой линии открылся второй вестибюль, расположенный рядом с действующим вестибюлем ст. «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии, с выходом в существующий подземный переход возле Савёловского вокзала. Новый вестибюль связан со станцией наклонным ходом, подходными коридорами и лестничными сходами в середине центрального зала.
  • 30.12.2018
    Москва - В 13:35 первый поезд с пассажирами прибыл на ст. «Савёловская » Большой кольцевой линии: пущен в эксплуатацию участок БКЛ «Петровский парк » - «Савёловская». Открылась 224-я станция Московского метро. Общее количество действующих станций Московского метро составило 223. На участке работают два маршрута: Большой кольцевой линии от ст. «Савёловская-кольцевая» до ст. «Деловой центр » и Солнцевской линии от ст. «Савёловская-кольцевая» до ст. «Рассказовка ». Одновременно открылась пересадка на ст. «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Из двух сооружёных больших наклонных ходов работает один с выходом в вестибюль под Бутырской ул.
  • 20.12.2018
    Москва - В 11 ч на действующем участке Замоскворецкой линии «Речной вокзал» - «Ховрино» открылась 223-я станция Московского метро - «Беломорская».

  • Поиск

    Знаете ли вы, что...

    Кольцевая линия Московского метро, чьё строительство было завершено в 1954 г., не является единственной линией с кольцевым движением в мире, тем не менее количество таких линий весьма ограничено. Впервые кольцевое движение появилось в Лондоне 6 октября 1884 г. и действовало вплоть до 13 декабря 2009 г., когда сквозное кольцевое движение по линии было прекращено, а линия пополнила собой вариант, когда по существующему на схеме кольцу движение осуществляется по петле, либо с оборотом по одной из станций. Так работают линии в Бухаресте, Осло, Чикаго, Брюсселе, Токио. В Париже кольцо разделено на два полукольца. Полноценное кольцевое движение в настоящий момент существует помимо Москвы в Глазго (самое старое из действующих — с 1896 г., при этом других линий в Глазго нет), в Нагое (с 2004 г.) и в Шанхае (с 2007 г.). И в двух городах в мире существует сразу по две кольцевых линии: в Мадриде (1995 и 2003 гг., при этом кольца не пересекаются) и в Пекине (1987 и 2013 гг., кольца вложены друг в друга).

    Московско-Петроградская линия

    Московско-Петроградская линия - вторая линия Петербургского метрополитена, как по порядку ввода в строй, так и по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая север, Петроградскую сторону, центр и Московский район города. Линия имеет в своём составе участок глубокого заложения и два наземных участка на концах. Обозначается на картах синим цветом.

    В 1965 г. Ленметропроекту было дано задание на проектирование продления МПЛ на юг от ст. «Парк Победы» с тремя станциями: «Московская», «Имени Ленсовета» и «Витебская». Этот участок был введён в два этапа: сначала до ст. «Московская» поезда в пассажирами пошли 25 декабря 1969 г. При этом была увеличена составность поездов: с 5 до максимальных 6 вагонов. 12 декабря 1972 г. вступило в строй второе электродепо (не считая открытого 30 июня 1970 г. ремонтного электродепо ТЧ-2 «Дачное») Ленинградского метро - ТЧ-3 «Московское». Из ТЧ-1 «Автово» в него были переданы 6-вагонные составы из вагонов типа Д для обслуживания Московско-Петроградской линии. 25 декабря 1972 г. были открыты следующие за «Московской» станции под названиями «Звёздная» и «Купчино». Причём ст. «Купчино» стала первой крытой наземной станцией и первой станцией с боковыми платформами в Ленинградском метро, а «Звёздная» - последней станцией закрытого типа. Закончилась целая короткая эпоха строительства только станций без посадочных платформ.

    18 июля 1980 г. была закончена реконструкция ст. «Технологический институт-II»: у станции появился собственный наклонный ход, выходящий в новый расширенный вестибюль обеих станций.

    Продление линии на север от ст. «Петроградская» в сторону ж. д. станции «Удельная» предполагалось ещё по планам 1958 г., тем не менее никаких работ в этом направлении долгое время не велось. В 70-е годы до «Удельной» линия трассировалась через Светлановскую площ. со станциями «Новая Деревня», «Светлана» и «Удельная», дальнейшее развитие намечалось в новый район массовой жилой застройки Шувалово-Озерки. От строительства ещё одной станции - «Остров Трудящихся» - за ст. «Петроградская» на одноимённом острове было решено отказаться, также была отвергнута идея строительства ответвления линии от ст. «Петроградская» на Васильевский остров к ст. «Гаванская». Основные работы на участке развернулись в 1979 г. По окончательной трассировке на линии строились 3 станции: «Чёрная речка», «Богатырский проспект» и «Удельная», в феврале 1981 г. ст. «Богатырский проспект» была переименована в «Пионерскую».

    Все станции были новейшего типа: односводчатые глубокого заложения, при этом они отличались от первых трёх станций подобного типа увеличенной шириной пролёта. На ст. «Удельная» под единым объёмом станционного зала были размещены помимо пассажирской платформы, натяжной камеры, СТП и БСП ещё и поперечная камера примыкания перспективного второго наклонного хода, и камера съездов оборотных тупиков, что довело общую длину зала до рекордных 249 м. Также на ст. «Удельная» впервые был опробован метод сквозной проходки опорных тоннелей станции тоннелепроходческим комплексом «с ходу» после проходки перегонного тоннеля.

    6 ноября 1982 г. IV участок Московско-Петроградской линии, от ст. «Петроградская» до ст. «Удельная», длиной 6,85 км был введён в строй.

    В полдень 19 августа 1988 г. началась пассажирская эксплуатация V участка линии длиной 3,73 км от ст. «Удельная» до ст. «Проспект Просвещения» с промежуточной ст. «Озерки». За ст. «Проспект Просвещения» была сооружена группа камер съездов, при этом между внутренними путями, предназначенными для продления в виде служебной ветви к новому электродепо «Выборгское», имелся перекрёстный съезд для оборота составов, а главные пути заканчивались тупиками. Эти пути предназначались для дальнейшего продления линии ещё на две станции глубокого заложения: «Парнасская» и «Шуваловская». Однако такой вариант развития линии был вскоре заменён на более дешёвый: строительство одной наземной крытой ст. «Парнасская» на участке пути от портала до электродепо «Выборгское» по аналогии со станциями «Купчино», «Комсомольская» и «Рыбацкое».

    В то же время, в августе 1988 г., на строительстве правого перегонного тоннеля от ст. «Проспект Просвещения» к электродепо «Выборгское», на переходном участке с уклоном 50 тыс. произошла аварийная ситуация: прорыв плывуна в забой тоннеля с деформацией части обделки, а также деформацией дневной поверхности над строящимся участком. Был закрыт и дополнительно забетонирован затвор, отделяющий забой от готового тоннеля, производилось укрепление выработки. После естественного снижения горного давления и прекращения деформации проходку участка удалось возобновить. Разрушения в срочном порядке отселённых жилых зданий на поверхности не произошло.

    1 июля 1992 г. в рамках единственной кампании по переименованию действующих станций и самого метрополитена - он стал Петербургским - ст. «Площадь Мира» получила название «Сенная площадь».

    1 февраля 2000 г. I очередь нового электродепо ТЧ-6 «Выборгское» вступает в строй. Изначально, находясь на МПЛ, депо обслуживает Правобережную линию. Обслуживание МПЛ продолжает осуществляться только с помощью ТЧ-3 «Московское».

    22 декабря 2006 г. открылась последняя из введённых в строй станций Московско-Петроградской линии - «Парнас». С тех пор дальнейшее развитие линии не планируется.

    С августа 2013 г. обслуживанием Московско-Петроградской линии занимается ТЧ-6 «Выборгское». Одновременно ТЧ-3 «Московское» переведено на обслуживание Фрунзенско-Приморской линии.

    Последнее обновление в декабре 2014 г.

    Сведения о линии:

    Самая загруженная линия в Петербурге. Из-за своей загруженности, между поездами очень короткие интервалы - до 90 секунд. На этой линии впервые в мире была построена станция закрытого типа - «Парк Победы». Южнее этой станции пути проходят не так глубоко под землёй - порядка 35 метров. С 11 октября 2008 до 26 декабря 2009 года была закрыта для строительства нового вестибюля и капитального ремонта станция «Горьковская».

    Дата открытия:

    Перегоны:

    • Парнас <> Пр. Просвещения

    Ближе к станции «Проспект Просвещения» расположен перекрёстный съезд и два тупика, расположенные по бокам от главных путей. Есть предположение, что такое количество тупиков обусловлено изначальным проектом станции «Парнас», которая должна была стать не придеповской, а подземной и располагаться непосредственно в промзоне. Теоретически не исключается строительство продолжения линии в сторону Парголова, однако в обозримых планах строительства данное направление не фигурирует.

    • Пионерская <> Чёрная Речка

    Уклон шестьдесят (!) тысячных, что является превышением допустимого.

    • Чёрная Речка <> Петроградская

    Тупик, расположенный со смещением ко второму пути. В далёком будущем тупик будет использован для строительства соединительной ветки на Кольцевую линию.

    • Горьковская <> Невский Проспект

    Когда перегон строили, то обнаружили древний разлом в русле Невы, поэтому уклон на перегоне составляет 50 тысячных на первом пути и 50 и 60 тысячных по 2 пути. Ближе к станции «Невский Проспект» расположена соединительная ветка с линией 5 к станции «Садовая». По этой ветке ежедневно происходит выдача составов из депо "Московское" на 5 линию, не имеющую своего собственного депо. Соединительная ветка была построена без прекращения движения по линии на базе существующего тогда ПТО. В настоящее время канава ликвидирована.

    • Сенная Площадь <> Технологический Институт

    Посередине перегона есть разобранный оборотный тоннель (он использовался, когда станция «Технологический Институт» была конечной на первом участке МПЛ). В нём расположены сараи для хранения оборудования служб Пути и СЦБ. В направлении «Сенная - ТИ1» слева виден законсервированный тоннель к линии 1 (в сторону «Пушкинской»). На перегоне «Ти2 - Сенная» - слева ССВ от линии 1.

    • Технологический Институт <> Фрунзенская

    Сначала слева заброшенный тоннель, идущий с линии 1 (от «Балтийской»), а затем справа - соединительная ветка, ведущая на линию 1, служащая для тоннельного отстоя составов на станции «Нарвская» и ремонта составов в депо «Дачное».

    • Парк Победы <> Московская

    Когда «Парк Победы» была конечной станцией, на перегоне был перекрёстный съезд. После постройки станции «Московская» необходимость в нём отпала, и пути сняли. Теперь на перегоне можно увидеть встречный поезд.

    • Московская <> Звёздная

    В те незапамятные времена, когда «Московская» была конечной станцией, за ней был просто съезд. При продлении линии было решено превратить съезд в тупик, сделав перегонный обходной тоннель. Если ехать от «Звёздной», на север, то виден тоннель, который отходит влево, затем упирается в мостки, ведущие в тупик. В тупике впервые в Ленинграде была опробована автоматическая система пожаротушения (в тоннель под давлением через форсунки нагнеталась пена, которая тушила бы горящий состав), которая себя, к сожалению, не оправдала. Сейчас в тупике остались только обломки системы управления пожаротушением (СУП).

    • Купчино <> ТЧ-3

    Перекрёстный съезд. Далее - депо «Московское» со своим путевым развитием и гейт с железной дорогой. Гейт используется для экстренной переправки составов по железной дороге из одного депо в другое. Например, когда депо «Северное» было отрезано размывом от «большой земли», составы из него были переправлены именно таким образом в депо «Невское».

    Вторая линия Петербургского метрополитена, также известная как Московско-Петроградская или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время действительно начинается в Московском районе и достигает северной части Выборгского района.

    Первый участок Московско-Петроградской линии был открыт 29 апреля 1961 года, и состоял из 5 станций, от «Технологического института» до «Парка Победы».

    На линии используются вагоны типов 81–717/714 и 81–540.1/541.1(81–540.9/81–541.9), так называемые «номерные».

    С момента пуска первой очереди и до 1970 года «синиюю ветку» метро обслуживали пятивагонные составы, с 1970 года и по настоящее время линию обслуживают шестивагонные составы. Дальнейшее увеличение количества вагонов в составе невозможно из-за длины платформ на станциях линии, а также из-за наличия на линии четырех станций закрытого типа «горизонтальный лифт».

    Линию обслуживает электродепо ТЧ-3 «Московское». Также располагающееся на линии ТЧ-6 «Выборгское» обслуживает Фрунзенско-Приморскую линию, однако саму линию, на которой депо расположено, оно не обслуживает.

    Перспективы развития Московско-Петроградской линии метрополитена:

    Московско-Петроградской линия имеет завершённый вид. Дальнейшее продление линии до 2020 года не предполагается, тем не менее есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства: под «вилочное» продление на север, в район Парголово на станции «Проспект Просвещения» в сторону станции «Парнас» есть заделы для строительства новых тоннелей, строительство ответвления на юг в сторону аэропорта «Пулково», после станции «Московская» также технически возможно.

    Интересные факты о Московско-Петроградской линии метрополитена:

    • После открытия станции «Парнас» стала самой длинной линией в Петербургском метрополитене (по эксплуатационной длине).
    • Ряд станций этой линии проектировались и строились в стиле функционализма, характерного для хрущёвской эпохи, поэтому они украшены скромно и в этом более похожи на станции метро в других странах.
    • 7 станций на линии расположены вдоль Московского проспекта - одной из основных магистралей на юге города и дороге в аэропорт.
    • На линии имеется серия из семи пилонных станций, идущих подряд от «Электросилы» до «Горьковской». Также на этой линии есть серия из четырёх односводчатых станций глубокого заложения- от станции «Чёрная речка» до станции «Озерки». В то же время на линии только одна колонная станция - «Проспект Просвещения».
    • На этой линии впервые в мире была построена станция закрытого типа - «Парк Победы». Всего таких станций на линии четыре. Таким образом, на данной линии (единственной из всех) представлены все типы станций Петербургского метрополитена - пилонные, колонные, закрытые, односводчатые и наземные крытые.
    • На этой линии впервые в России были построены наземные крытые станции.
    • 9 октября 1965 года именно на этой ветке начаты испытания системы автоматического управления поездами, предусматривающей ведение без помощи машиниста.
    • На этой линии имеются рекордные для Санкт-Петербурга уклоны: до 60 тысячных на перегонах «Чёрная речка» - «Пионерская», «Проспект Просвещения» - «Парнас», а также на первом пути перегона «Невский Проспект» - «Горьковская».
    • Из-за плывуна под Марсовым полем станция там так и не была построена, по этой же причине пути на этом участке имеют значительный уклон.
    • Эта линия самая напряженная в Петербургском метрополитене: в часы пик интервалы доходят до 90 секунд и нередко поезда останавливаются в тоннелях и ждут ухода со станции впереди идущего состава.
    • Единственная линия в Петербургском метрополитене, где обе конечные станции - наземные.
    • C 25 мая до 2 июня 2009 года станции на второй линии объявлялись голосом певца Александра Розенбаума.
    • Единственная на данный момент линия в Петербургском метрополитене, где главные пути станций смещаются друг к другу наибольшее количество раз, а именно на станциях «Парнас» (боковые платформы), «Проспект Просвещения» (перекрестный съезд севернее станции), «Парк Победы» (разобранный перекрестный съезд южнее станции) и «Купчино» (боковые платформы).

    Частично Электросила), либо выложены керамической плиткой (Площадь Мира , Петроградская). На прочих для отделке использовались крупные плоские панели из мрамора. На первых станциях линии также не использовалось люстр, вместо них - люминесцентные лампы без плафонов, либо закарнизное освещение.

    Кроме устранения архитектурных излишеств, экономия средств выражалась и в других особенностях. Все станции этой линии, кроме «Технологического института», не способны принять поезда длиннее 6 вагонов (1 линия принимает 8 вагонов с частичным заходом заднего в тоннель). На линии было построено 7 пилонных станций подряд, многие из них имеют короткий центральный зал. 4 станции были построены с типовыми наземными вестибюлями - «ротондами», имеющими защиту от прямого попадания авиационной бомбы. На этой линии впервые были построены станции типа «горизонтальный лифт» .

    В рамках строительства 2 очереди 2 линии предполагалось построить станцию под Марсовым полем , однако из-за обнаруженного плывуна от станции пришлось отказаться.

    С 80-х годов на линии было также построено 4 станции односводчатого типа и одна колонная (Проспект Просвещения), имеющие более богатое оформление. Конечные станции - Купчино и Парнас , построены соответственно в 1972 и 2006 годах, и являются крытыми наземными станциями перед въездом в депо (соответственно ТЧ-3 , построенного в 1972 году и ТЧ-6 в 2000).

    Парнас
    оборотные тупики
    Проспект Просвещения
    Озерки
    оборотный тупик
    Пионерская
    Чёрная речка
    оборотный тупик
    Петроградская
    Горьковская
    ССВ на линию 5
    Невский проспект
    Сенная площадь
    съезд со 2 пути линии 1
    съезд на 1 путь линии 1
    Фрунзенская
    Московские ворота
    Парк Победы
    Московская
    оборотный тупик
    Звёздная
    Купчино

    Хронология пусков

    Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
    29 апреля 1961 года « » - «Парк Победы » 5,4 км 5
    1 июля 1963 года « » - «Петроградская » 5,9 км 4
    25 декабря 1969 года «Парк Победы » - «Московская » 1,8 км 1
    12 декабря 1972 года «Московская » - ТЧ-3 «Московское » 4,3 км -
    25 декабря 1972 года «Звёздная » и «Купчино »
    (на действующем участке «Московская» - ТЧ-3 «Московское»)
    - 2
    4 ноября 1982 года «Петроградская » - «Удельная » 6,6 км 3
    19 августа 1988 года «Удельная » - «Проспект Просвещения » 3,8 км 2
    1 февраля 2000 года «Проспект Просвещения » - ТЧ-6 «Выборгское » 2,3 км -
    22 декабря 2006 года «Парнас »
    (на действующем участке «Проспект Просвещения» - ТЧ-6 «Выборгское»)
    - 1
    Всего: 30,1 км 18 станций

    История переименований

    • 1 июля 1992 года : «Площадь Мира» → «Сенная площадь »

    Пересадки

    С севера на юг:

    Со станции На станцию
    «Невский проспект » «Гостиный двор »
    «Сенная площадь » «Спасская »
    «Садовая »
    « » « »

    Депо и подвижной состав

    На линии используются вагоны типов 81-717/714 и 81-540/541 , так называемые «номерные».

    С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, далее - шестивагонные. Дальнейшее удлинение составов невозможно, так как проектная длина платформ на всех станциях и канав в депо, а также количество дверей на станциях закрытого типа изначально рассчитывалась только на шесть вагонов.

    С 1972 года линию обслуживало электродепо ТЧ-3 «Московское» . С 1 августа 2013 года обслуживание линии было передано в ТЧ-6 «Выборгское» , которое раньше обслуживало пятую линию .

    Происшествия

    Авария на эскалаторе станции «Невский проспект»

    11 ноября 1993 года в 16:35 в зубья одного из работавших на спуск эскалаторов попало колесо хозяйственной сумки-тележки одного из пассажиров. Дежурная по станции отключила эскалатор, толпа пассажиров двинулась вниз пешком, несмотря на указания дежурной. В результате 15 человек, находившиеся в нижней части машины, оказались под давлением толпы, спасти жизнь одного из них не удалось .

    Обрушение бетонного козырька вестибюля станции «Сенная площадь»

    10 июня 1999 года в 19:45 пятиметровый бетонный козырёк наземного павильона, площадью около 50 квадратных метров, обрушился на людей. Авария унесла 7 жизней. Трое женщин и двое мужчин погибли на месте, ещё двое раненных - мужчина и женщина - скончались в больнице на следующий день. Причина - ошибки при проектировании вестибюля.

    Перспективы

    Согласно планам по развитию метрополитена до 2025 года , никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:

    Тем не менее, на данный момент эти проекты всерьёз не рассматриваются .

    • После открытия станции «Парнас » Московско-Петроградская линия стала самой длинной в Петербургском метрополитене (по эксплуатационной длине).
    • 7 станций на линии расположены вдоль Московского проспекта - одной из основных магистралей на юге города и дороге в аэропорт.
    • На этой линии имеются рекордные для Санкт-Петербурга уклоны: до 60 тысячных на перегонах «Чёрная речка » - «Пионерская », « до и защитными участками , дополненная АЛС-АРС . На линии используется система автоведения «ПА-КСД» и её модификации.

      Напишите отзыв о статье "Московско-Петроградская линия"

      Ссылки

      Примечания

      Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
      – Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
      Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
      – Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
      – Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
      – Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
      – Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
      – Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
      – Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
      – Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
      – Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
      – О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
      – Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
      – Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
      Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
      Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
      – Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
      – Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
      Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
      – Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

      Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
      Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
      Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
      – Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
      – Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
      – Нет, я знаю что.
      – Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
      – Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
      Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
      Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
      – Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
      – Я не люблю, когда ты так говоришь.
      – Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
      «Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
      – Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
      – Какая же это одна вещь? – спросил он.
      Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
      – Поцелуйте куклу, – сказала она.
      Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
      – Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
      – А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
      Борис покраснел.
      – Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
      Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
      Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
      – Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
      – Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
      – Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
      Наташа подумала.
      – Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
      И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
      – Кончено! – сказал Борис.
      – Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
      И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

      Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
      – С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
      Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
      – Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
      Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
      – Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
      Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
      Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
      – Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
      Она взяла от Николая чернильницу.
      – Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
      – Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
      Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
      – И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
      – Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
      Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
      – Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
      – У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
      – Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
      – Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
      – Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
      – Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
      – Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
      Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
      – Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
      – Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
      Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

      В гостиной продолжался разговор.
      – Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
      – Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
      – Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
      – Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
      – Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
      – Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.