Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "путешествие в буквоград". План-конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Предложение Занятие обучение дошкольников грамоте подготовительная группа

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

1. Закреплять навыки:

поиска анонимов;

знания гласных и согласных звуков;

составления слов из слогов;

2. Расширять словарный запас (следопыты, талисман);

3. Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;

4. Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.

Оборудование и материалы: письмо от следопытов, монетки с буквами по кол-ву детей, 2 ведра с прикрепленными к дну магнитами - удочки, 2 обруча – колодца, 2 бочки со словами, буквы – капельки ы и и с прикрепленными к ним магнитиками, чудесное колесо, мяч, карточки для разминки «Веселые человечки», камни со слогами, карта, талисманы в форме сердца с ребусом для разгадывания, карточки для цепочки слов, карандаши по кол – детей, 2 стола, 2 листа бумаги, стрелки, карточки с цифрами от 1 до 6, музыкальное сопровождение.

Ход занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно (зачитывает письмо)

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Волшебной Страны Слов.

Следопыты это те люди, которые первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого отправляем вам карту, по которой вам надо отправиться в путешествие, где вы будете выполнять различные задания. Чтобы быстрее пройти путь, вам надо разделиться на две команды с помощью монеток. В конце пути, если вы справитесь со всеми испытаниями, вас ждет сюрприз. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята, вы принимаете приглашение следопытов из Волшебной Страны Слов? (Да!) Тогда давайте разделимся на две команды. (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

Подходят к цифре 1

Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Смотрите на колесо, мысленно поворачивайте его слева направо, и наоборот и находите на нем слова. Найденные слова записывайте вот на эти листы, которые лежат на столах.

Дети находят слова на чудесном колесе, записывают их, а затем команды по очереди зачитывают вслух слов а (колесо, кол, сад, лес, око, осел, село, сок).

Воспитатель: Молодцы ребята все слова нашли, можно продолжать путь и идти к цифре 2.

Дети идут по стрелочкам и находят цифру 2

Воспитатель: Перед вами две бочки в которых живут слова, но буквы Ы и И из этих слов любят безобразничать и постоянно убегают из своих слов вот в эти колодцы.

Ребята, вам надо выловить каждому по очереди из колодца с помощью этих ведер по одной букве и вернуть беглецов на свои места в словах, вписав их в свободные клеточки. (Дети вылавливают ведрами буквы, находят их место в словах. Слова написанные на бочках: ш_на, ш_ло, ш_пы, л_жа, с_р, м_р, ш_ть, м_ть, ж_р, п_р)

Воспитатель: А теперь идем дальше по стрелочкам, впереди у нас цифра 3. Ребята, на пути «Кривое зеркало», дальше сможет пройти только тот, кто справится с чарами кривого зеркала. Сейчас зеркало вам будет называть слова, а вы должны в ответ назвать то слово, которое отразиться в кривом зеркале. Если вам скажут - далеко, а вы ответите - близко, скажут Маше -

высоко, а Маша ответит - низко. (С детьми проводится игра противоположности: тяжелый – легкий, старый – молодой, сладкий – кислый, широкий – узкий, гладкий – шершавый, холодный – горячий, день – ночь, старт – финиш, начало – конец)

Физминутка «Веселые человечки» .

Дети под музыку танцуют, как только музыка прекратилась, дети встают в фигуру, которую показывает воспитатель на карточке.

Воспитатель: Ребята, чтобы добраться до цифры 5 надо разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова. Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились, теперь мы у цифры 5. Здесь надо восстановить цепочку из слов с помощью этих карточек. (Детям даются карточки, на которых изображены предметы, которые составляют цепочку из слов: Машина – апельсин - нож – жук- кот – тигр – руль – лес – сом. Барабан – нитки – иголка – ананас – стул – лук – ключ – часы)

Дети подходят к цифре 6 и находят письмо.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята! Вот вы и справились со всеми заданиями. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т.е. предметы которые приносят счастье и удачу. Но получить талисман сможет лишь тот, кто разгадает ребус, который нарисован на талисмане. Ребята, не забывайте, только тот, кто выполнит задание, будет носить почетное звание следопыт!»

Дети получают талисманы в форме сердечек, на которых написан ребус.

Разгадав ребус, дети подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения задания и надевает ребенку талисман. Дети, которые выполнили первыми задание правильно, могут помочь воспитателю в проверке разгаданных ребусов.

Воспитатель: Ребята, я вас поздравляю, вы все справились с заданиями и теперь с гордостью можете носить почетное звание следопыт.

Людмила Дзюба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео

Дорогие коллеги!

Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная. Часть 1"). Спасибо за поддержку и за советы. А, как Вы поняли, работа моя в "Части 1" затрагивала, скажем так, "техническую" сторону обеспечения образовательного процесса. Поэтому и видеоролик был такой короткий, -- только показать наработку и спросить совет (сейчас оно удалено с одной целью -- не отнимать Ваше время). В этой публикации (Часть 2)видео -- 20 минут. Также я обещала, что если кто-то изъявит желание -- добавлю и текстовый файл занятия. Что с удовольствием и делаю.

Итак, видео-занятие:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

воспитателя Дзюба Л. Ю. (для коллективного просмотра).

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:

1 . Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, находить ударный слог.

2 . Составлять предложение по схемам.

3 . Учить различать гласные, согласные звуки.

4 . Закреплять знания о слово-различительной роли звука.

Демонстрационный материал : конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений, «Ромашка» со звуками.

Раздаточный материал : схемы предложений,слова с пропущенными буквами.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Воспитатель : К нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Воспитатель читает:

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок -- полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.

Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.

Задания от Карабаса-Барабаса (находятся в конверте и зачитываются воспитателем по ходу занятия): Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.

Первое задание от Карабаса-Барабаса:

– Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?

Дети : гласные звуки произносятся с голосом.

Воспитатель : правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом.

А (красный В (синий

У столбец) С столбец)

Воспитатель: Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей и, значит, выполнить 5 заданий.

Второе задание от Карабаса-Барабаса: а это задание – более сложное. Это задание для внимательных:

Послушайте и определите, какой звук часто встречается в стихотворении?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети : звук [Б]

Дятел дерево долбит,

День–деньской кору дробИт

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дУбу люб.

Дети : [Д]

Воспитатель: Правильно, звук [Б] и [Д]. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит.

Характеристика: Звуки [Б] и [Д] – согласные.

Следующее (3-е) задание от Карабаса – очень сложное, давайте прочитаем. (Чтение слогов).

Воспитатель : Молодцы ребята, у нас есть следующая часть ключа, осталось собрать еще 3 части и, значит, выполнить 3 задания. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем друзей.

Четвёртое задание от Карабаса-Барабаса : Разделить слова на слоги.

Картинки на экране: самолет, часы, дом, белка, барабан.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Дети показывают схемы этих слов. (и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Я смотрю, вы устали. Выходите на ковёр!

Физкультурная минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Воспитатель : Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 2 части и, значит, выполнить ещё два задания.

Пятое задание от Карабаса-Барабаса : Составьте схему предложения по картинке. (см. видео).

Воспитатель : Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что малютки бывают такими умными, и что придется отпускать наших друзей. У нас есть пятая часть ключа, осталось выполнить последнее задание!

Последнее задание Карабаса : Пробежала Шалунишкая-резинка, и стерла фрагменты букв: Слова -- машин_ ,ми_ка, _ети, ли_он, б_лка, м_лина, _латок, _иса, ко_, _ит. (см. видео).

Воспитатель: Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ.

(Дети составляют ключ из частей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. (Сверкает хлопушка -- замена ключа на целый). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

Дети подходят к домику, на котором висит холст с нарисованным очагом. Поднимают холст – под ним изображение замкА. Дети открывают его. Из домика выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина : Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).

Воспитатель (подводя итог): Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).

Дорогие коллеги. Жду Ваши комментарии. Спасибо, что зашли на эту страницу и уделили своё время моей работе. С уважением -- воспитатель МАДОУ д/с №49 г. Калининграда Дзюба Людмила Юрьевна.

Конспект занятия Обучение грамоте в подготовительной группе

Тема Закрепление пройденного материала

Цели:

образовательные :

- закреплять навык звуко-слогового анализа слов;

- закрепить графический образ букв;

- закреплять навык чтения слогов и слов;

- закреплять умение составлять предложения по опорным словам;

развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать память и внимание;

- развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;

воспитательные:

- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

- формировать навык совместной работы.

Ход образовательной деятельности.

I. Вступительная часть.

Собрались все дети в круг вместе:
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II . Основная часть.

Дети получают видеописьмо.(На экране транслируется видеописьмо с красотами и животным миром Бразилии).

К нам пришло видеописьмо.

«Здравствуйте, мои добрые друзья! Я сейчас нахожусь в далекой стране. Здесь очень жарко и часто идут дожди.. Красивые водопады.Растут пальмы и кокосы. Леса очень густые- их называют джунглями. Здесь обитают попугаи, колибри, крокодилы, ленивцы, удавы и ягуары и множество обезьян. Вы догадались, что я живу в Бразилии, рядом с рекой Амазонкой. Посмотрите, как красиво. У вас же сейчас очень холодно и снежно, поэтому я не могу приехать к вам, но хочу вам предложить интересные задания, ведь Вы уже умеете читать и писать. А чтобы узнать название леса, в котором я живу, вы должны правильно отвечать и выполнять задания. Если вы все сделаете правильно, вас ждет от меня подарок. С большим приветом из Бразилии обезьянка Лара».

Воспитатель: Ну что ж ребята, попробуем выполнить задания, которые нам предлагает Лара?

Дети:-Да.

Воспитатель: Посмотрите, вместе с письмом она прислала посылку. После каждого правильно выполненного задания мы получаем по одной букве из названия леса, где живет Лара. В конце занятия мы и узнаем это название.

Все вместе достаем и читаем в кругу на ковре.

Вот первое задание

1.Отгадывание загадок.

Один мягкий и свистит, Черные птички
Другой твёрдый и шипит, На белой страничке
Третий вовсе запоёт - Молчат, ожидают,
Хоть кто его произнесёт… (звук). Кто их прочитает… (буква).

Игра «Кто больше». Нужно подбирать слова с заданным звуком. Ход игры: дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука (или чтобы заданный звук находился в определенном месте: в начале, середине или конце слова, в зависимости от этапа работы).

Воспитатель: Хорошо размялись. Получаем первую букву названия леса. -Это буква А. Прикладываем на доску.

2. А теперь поработаем за столами.

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Рассели слоги в домики.

Даны картинки. Нужно подобрать к домику соответствующую картинку по количеству слогов. Окна в доме означают количество слогов. Детям предлагается назвать свое слово и сколько слогов в нем.

После правильно выполненного задания дети получают слог МА (прикладываем на доску)

3. . Даны карточки с картинками. Нужно выложить звуковой состав слова, изображенного на картинке. И назвать его. Сколько звуков и какие. (раздаток)

. Получаем слог ЗО

Физминутка видео(Веселые мартышки)

4. Воспитатель: Звук я к звуку подберу

И его произнесу
Если буквы в ряд сложу

То потом его прочту…(слово).

Предлагает детям Игру «Закончи предложение»

Цель : Учить детей подбирать слова-антонимы .

Краткий ход : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Слон большой, а комар (маленький) .

Камень тяжёлый, а пушинка (лёгкая) .

Сахар сладкий, а горчица (горькая) .

Лев смелый, а зайчик (трусливый) .

Кричат громко, а шепчут (тихо) .

Продавец продаёт, а покупатель (покупает) .

5. Кодовый замок

В каждой цифре замка закодирован слог. Какие слова получатся, если выбрать разные коды?

Получаем И

6. Много слов я подберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

Тот получу я предложение.

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

7. Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите

И предложение прочтите.

Игра «Придумай предложение». Даем определение. Работа 2 команды. 2 предложения

Воспитатель предлагает слова, из которых можно составить предложение. Обыграть с интонацией восклицательной, вопросительной.

Получаем Я (прикладываем на доску)

8. Итог занятия .

Воспитатель: Соединяем все полученные буквы и читаем название леса. Получилось АМАЗОНИЯ. Итак, обезьянка Лара живет в Лесу Амазония . Какие животные еще живут в этом лесу? А как нужно относиться к животным?

Какие задания помогли нам узнать названия леса?

Пожелаем нашей знакомой обезьянке все хорошего.

А теперь за хорошо выполненные задания мы получаем подарки из Бразилии.

Сюрпризный момент. Достаем мартышек -игрушки и бананы под приятную музыку..


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Назарова Т.Н., воспитатель Д/С №53 г.Тамбов

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
  • Учить составлять предложение.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение) .
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .
  • Практический (упражнения) .
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I . Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II . Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III . Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV . Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V . Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И .

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI . Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII . Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.