Рассказ приключение тома сойера проблема. Диалектика души тома сойера

Тема дружбы и мечты в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
В повести «Прикпючения Тома Сой ера» главный герой — мальчик Том. Он очень непоседлив и постоянно попадает в какие-то истории. У Тома есть сводный брат Сид. Но Сид не похож на Тома. Сида считали хорошим мальчиком, а Тома — плохим. Но Том все равно любил своего брата, хотя Сид рассказывал о проделках Тома тете Полли, у которой жили мальчики. Том — хороший друг. Он дружит с Геком, хотя эта дружба не нравилтся тете Полли. Том был обеспеченным мальчиком из хорошей семьи. А у Гека отец был пьяницей.

Том учился в школе, а Гек нет. Том и Гек тайно встречались друг с другом. Дружба Тома и Гека прошла испытание. Когда Том решил, что его не любят, мальчики убежали из дома. Они много путешествовали. Но скоро Том захотел вернуться домой, а Гек не хотел у него дома был лишь отец, которого Гек не очень любил. Мальчики много пережили в этом путешествии, но затем вернулись домой. У Тома и Гека была мечта. Они хотели найти клад. Мальчики придумали для себя игру. Они искали спрятанные в пещере сокровища. Когда они их нашли, то Гек получил много денег и стал равным Тому. Но потом Геку разонравилось быть богатым.

Его взяла к себе одна вдова и заставила ходить в школу. Добрая женщина умыла и при чесала Гека, дала чистую одежду. Том понимал Гека, но ничего не хотел менять, его все устраивало. Мальчики ценили свою дружбу, хотя могли и поссориться. Это случилось, когда Том влюбился в одну девочку. Ее звали Бетти. Геку Бетти не понравилась, потому что она была хорошо воспитана и всегда ходила в чистой одежде. Но я думаю, что Гек просто не хотел терять такого друга, как Том. Том и Гек были настоящими друзьями. Они смогли исполнить свою мечту. Они нашли клад и помогли поймать преступников.

Я думаю, что дружба мальчиков не исчезнет, когда они станут взрослыми. Я бы тоже хотел иметь такого друга, как Гек или Том. Такие друзья всегда тебе скажут правду и смогут поддержать в трудную минуту.

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена – одна из моих любимейших книг. Я читал ее много раз. О самых обыденных вещах Твен рассказывает в повести изобретательно и остроумно. Он очень точно и с большим чувством юмора описывает нравы американского провинциального городка Санкт-Петербурга. Взрослые там ведут благопристойный образ жизни, но она сера, скучна и однообразна.

Главный герой книги – Том Сойер – двенадцатилетний мальчик, сирота, воспитывается сестрой покойной матери. По настоянию благочестивой тетушки Полли Том вынужден придерживаться общепринятых правил: хорошо себя вести за столом, аккуратно одеваться, ходить в школу, а по воскресеньям посещать церковную службу.

Том читает много литературы, полной приключений, поисков кладов и сокровищ. Его любимый герой – Робин Гуд, вольный и справедливый. Том погружается в иной мир, совершенно отличный от реального, мир интересный, с приключениями, опасностями и тайнами. Тома влечет свобода, поэтому в свои закадычные друзья он выбирает Гекльберри Финна – уличного мальчишку, сына пьяницы, «вольную птицу», предоставленного самому себе, которому не надо заниматься бессмысленной зубрежкой, слушать невежественного пьянчужку-учителя, принимать благочестивый вид на воскресной проповеди.

Тому настолько скучна окружающая его жизнь, что он всячески сопротивляется ее монотонности. Он противится жизни «по правилам», постоянно их нарушая, вызывает негодование тетки. Том не желает быть образцовым мальчиком из образцовой семьи, таким как его сводный брат Сид, тихий и послушный ябеда. Внутренний бунт проявляется в выдумках и проказах, в постоянных поисках развлечений. Тому нравится дурачить других и придумывать что-то необычное, что другим детям и в голову бы не пришло. Например, это можно увидеть в эпизоде, когда тетя Полли в качестве наказания заставляет племянника побелить забор, а тот, убедив проходивших мимо мальчишек в увлекательности этого занятия, не только устраивает себе незаслуженный отдых, но еще и забирает все мальчишечьи «сокровища». Ну кто же, кроме Тома, может так изобретательно отомстить противному, бессердечному мистеру Доббинсу за его жестокое отношение к ученикам!

Конечно, в своих шалостях Том иной раз и не знает меры, но в серьезных и опасных переделках мальчик остается верным и отважным другом. Поборов страх и выступив на суде свидетелем, Том берет под защиту обвиненного в убийстве старика и рассказывает всем правду об истинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. По благородству Том не уступает своему любимому герою. Не каждый мальчик готов вытерпеть жестокую порку ради спасения понравившейся девочки. А уж в сценах поиска выхода из пещеры Том ведет себя как совсем взрослый человек. Он старается не падать духом, не выдает Бекки своего страха и отчаяния, как может поддерживает ее, проявляет себя как истинный мужчина: смелый, мужественный, решительный и сообразительный.

У повести Марка Твена захватывающий сюжет. Не понравиться она просто не может. Возможно, главный герой далеко не всегда правдив и чрезмерно проказлив, но в искренность его чувств верится гораздо больше, чем в показную «примерность» коварного, эгоистичного и расчетливого Сида. В Томе много прекрасных человеческих качеств, достойных подражания и в наше время. Я бы очень рекомендовал всем прочитать эту увлекательную книгу.

1)полагалось только шесть. 2)ног не было, а вместо них был хвост. 3)можно и потерпеть!

4) он не должен умереть! 5)чтобы он остался жив.

Приключения Тома Сойера

Марк Твен Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Американский писатель и журналист Марк Твен родился в 1835 году, в тот день, когда рядом с Землей пролетала комета Галлея, и скончался в 1910г., в день её следующего появления около земной орбиты.

Он стал самым известным американцем своего времени. Туристы приезжали в Америку посмотреть Ниагарский водопад и … Марка Твена.

Из детских воспоминаний на страницы произведений Марка Твена перешли и многие реальные события из детства. В предисловии к книге о Томе Сойере Марк Твен писал: «Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три произошли со мной, остальные – со школьными моими товарищами». «Приключения Тома Сойера »

Под именем Тома Сойера описаны сразу трое неразлучных приятелей, неизменные участники игр в пиратов и «благородных» разбойников: сам юный озорник Сэмюэл Клеменс (это он напоил кота лекарством, это он приносил домой ужей и летучих мышей); школьный товарищ Сэма Уилли Боуэн; большой проказник Томас Сойер Спиви. «Приключения Тома Сойера »

Образ Бекки Тэчер списан с Лауры Хокинс, которая жила по соседству с Сэмом. «Приключения Тома Сойера » «Дом Бекки Тэчер » В этом доме провел детство Марк Твен

Гек Финн – точный портрет Тома Бленкеншипа. Он жил в полуразрушенной лачуге на окраине города, частенько голодал, ходил в лохмотьях и иногда ночевал под открытым небом. Но это ему нравилось: он презирал «гнусные и душные дома». «Приключения Тома Сойера » Дорожка к домику Гекльберри Финна Лачуга родителя Гека Финна не сохранилась. Её снесли в 40-х годах XX века. Однако на её месте стоит мемориальная доска.

Роман- повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц.

Предварительный просмотр:

Цели.

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
  • Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
  • Работать над выразительностью чтения.
  • Продолжить знакомство с литературными терминами.
  • Воспитывать любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение пройденного

У. Проверим, внимательно ли вы читали сказку Ханса Кристиана Андерсена “Русалочка”. Приготовьте листочки для литературного диктанта.

Учитель вызывает к доске пять учеников и дает им книги с размеченным текстом. Возле каждого отрывка стоит порядковый номер; слова, которые при чтении нужно опустить, взяты в скобки.

Дети читают отрывки.

“Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам…”

“Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, впрочем, как и у остальных …”

“И она надела Русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак её высокого сана.

Да это больно! – сказала Русалочка.

Чтоб быть красивой…”

“ На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и Русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался, как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась – ведь он попадет теперь к ней на дно, но приплывёт во дворец её отца только мертвым. Нет, нет …”

“К утру буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце и как будто вернуло краски щекам принца. Но глаза его все еще были закрыты. Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду. Она поцеловала его еще раз и пожелала …”

У. Спасибо за чтение. А теперь проверим наши диктанты. Внимание: на доске правильные ответы.

Учитель открывает доску, и дети проверяют правильность своих ответов.

На доске.

Проверим себя:

  • … полагалось только шесть.
  • … ног не было, а вместо них был хвост.
  • … можно и потерпеть!
  • … он не должен умереть!
  • … чтобы он остался жив.

Мы писали диктант по самому началу сказки. Чтобы поставить оценки читавшим, зададим им вопросы по содержанию всей сказки.

Возможные вопросы и ответы детей.

Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?

Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.

Вопрос: Сколько лет жили русалки?

Ответ: Русалки жили триста лет.

Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?

Ответ: На один человеческий день.

Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?

Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.

Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.

Учитель объявляет отметки детям, читавшим текст и правильно ответившим на вопросы.

II. Физминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.

III. Знакомство с биографией писателя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.

Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

Вопросы на доске:

  1. Где встречал своих героев Марк Твен?
  2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
  3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Вызванные к доске дети читают тексты.

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Дети отвечают на вопросы, заданные перед прочтением отрывков.

IV. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?

После самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос, поставленный учителем.

(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали, уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:

Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

Ах, как хорошо!)

А теперь найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что писатель перенес в детский мир взрослые отношения. Прочитайте их.

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви ”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Учитель записывает на доске “роман-пародия”.

Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

Прочитаем вывод.

Дети читают текст, написанный на доске.

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

VI. Итог урока.

Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание каждый выберет себе по душе. Я предлагаю несколько вариантов:

  1. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.

Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Под именем Тома Сойера описаны сразу трое неразлучных приятелей, неизменные участники игр в пиратов и «благородных» разбойников:

сам юный озорник Сэмюэл Клеменс (это он напоил кота лекарством, это он приносил домой ужей и летучих мышей);

школьный товарищ Сэма Уилли Боуэн;

большой проказник Томас Сойер Спиви.

Образ Бекки Тэчер списан с Лауры Хокинс, которая жила по соседству с Сэмом.

Гек Финн – точный портрет Тома Бленкеншипа. Он жил в полуразрушенной лачуге на окраине города, частенько голодал, ходил в лохмотьях и иногда ночевал под открытым небом. Но это ему нравилось: он презирал «гнусные и душные дома».

Лачуга родителя Гека Финна не сохранилась. Её снесли в 40-х годах XX века. Однако на её месте стоит мемориальная доска.

Младший брат Тома, тихоня и ябеда Сид – это Генри, младший брат Сэмюэля Клеменса. Он никогда не доставлял никаких хлопот взрослым, в отличие от неистощимого на выдумки проказника Сэма.

Строгая тётушка Полли списана с матери Марка Твена – Оливии Клеменс.

В городке Ганнибал ежегодно проходят дни Тома Сойера. Здесь твеновские чтения, ярмарка, потешные соревнования в волейбол в грязи, состязания детворы на самую резвую лягушку, забеги в мешках для девочек...

Но гвоздь программы, конечно же, соревнования по крашению заборов. Участникам должно быть не меньше восьми и не больше тринадцати лет.

И, несмотря на острый язык, Твена уважали даже недруги.

Когда писателя не стало, его близкий друг Уилбер Несбит сказал на похоронах: «Единственное горе, которое Марк Твен причинил миру, - это то, что он умер».

Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа

Книги о Томе Сойере и Геке Финне, будучи художественными вершинами творчества Твена, безусловно, относятся к мировой классике. Едва ли не каждое поколение детей читает их, воспринимая персонажей романов как своих духовных спутников. В то же время это не только «детское» чтение. Рассматривая «Тома Сойера», полезно иметь в виду одно существенное для писателя обстоятельство: Твен постоянно находился в творческом поиске, никогда не повторялся, варьировал манеру и тематику. За книгой документально-очерковой (а он постоянно путешествовал и фиксировал свои путевые впечатления) обычно следовала художественная проза. Написанию «Тома Сойера» предшествовала публикация небольшой очерковой книги «Старые времена на Миссисипи» (1875), где он не без ностальгической грусти вспоминал о своей лоцманской профессии, о молодости и великой реке, столь им любимой. Это был своеобразный пролог к «Тому Сойеру». Роман же, как стало очевидно позднее, сделался первой частью автобиографической трилогии, написание которой растянулось почти на 10 лет. В нее также вошли очерково-документальная книга «Жизнь на Миссисипи» и роман «Приключения Гекльберри Финна».

Трилогию иногда называют «эпосом детства». Это была «главная книга» Твена, наиболее органичная для его художественной методологии и жизненной философии. Всего оригинальнее Твен оставался в воспроизведении эмоциональных ощущений, чувств, поступков, впечатлений и живых образов памяти, в свободных ассоциациях. Это давалось ему лучше, чем строгая композиция, последовательно прочерченная идея или философская концепция.

Данную особенность следует иметь в виду, характеризуя поэтику романа.

Особенности мировидения Твена заключались, в частности, в том, что писатель постоянно с теплым, ностальгическим чувством, а с годами все чаще обращался к ранней поре своей жизни. Критическое восприятие окружающей действительности, наблюдения над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, преклонением перед властью доллара делали особо притягательными свлые картины детства, воспринимаемого как «естественное состояние» с его наивностью, чистотой и непосредственностью. Твен сумел написать об этом так, что его даже называли «человеком детства». Образы, многие эпизоды и картины его трилогии питались яркими воспоминаниями. В творчестве Твена автобиографическое начало вообще выражено с большой решительностью. Конечно, автобиографизм не предполагает воспроизведения пережитого, фотографий каких-то реальных лиц, но предполагает творческую переработку материала. Это положение общеметодологического характера применимо к творчеству Твена.

Обратим внимание на документальную основу романа. В городе Санкт-Питерсберге, описанном в «Томе Сойере», угадывается город Ганнибал 1840-х годов, где протекали детские годы писателя. Дотошные твеноведы выявили «твеновские места», запечатленные в тексте романа. Например, сохранен дом, в котором жила Бекки Тэтчер. В тете Полли обнаруживаются черты матери Твена, горячо любимой писателем, некоторые особенности которой (роскошную шевелюру, взрывной темперамент) он унаследовал. Что касается самого Тома, то, по свидетельству самого романиста, он соединил в нем черты трех его знакомых в пору детства. Есть в нем что-то и от самого Твена.

1. Какой смысл вложен в заголовок романа? Являются ли незначительные события в жизни Тома Сойера и его друзей действительными приключениями или они просто видятся детям таковыми? Вспомните хрестоматийный «зачин» романа. Как Твен сразу же погружает читателя в атмосферу романа, в мир детской игры?

Можно ли говорить о наличии в романе привычной композиции с экспозицией, завязкой и развязкой, а также настойчиво прочерченным сюжетом? Или перед нами свободно выстроенная цепь сцен и эпизодов? Охарактеризуйте три главных сюжетных узла романа: детская наивная любовь Тома и Бекки; убийство на кладбище; поиски клада.

2. Какой предстает провинциальная Америка под пером Твена? Есть ли в ее описании черты идилличности и с чем это связано?

Каков мир взрослых, увиденный глазами детей? Почему он представляется детям скучным, пресным, состоящим из запретов, исполненным унылой морали, ассоциирующейся с воскресной школой?

3. В чем новаторство Твена в изображении детей, прежде всего Тома Сойера? Случайно ли писатель дал ему «массовидное» имя Том? Насколько проникновенен и достоверен Твен в изображении психологии и мировидения ребенка? Приведите примеры.

Можно ли сказать, что Твен — детский писатель, ориентированный «на детей», имитирующий их тип мышления? Или как большой художник и психолог он проникает в душу ребенка, передает его восприятие мира, воспроизводит как бы детскую точку зрения? Можно ли сказать, что рисуемая в романе картина мира по-своему отражает особенности сознания ребенка, еще не привыкшего к логическому мышлению и имеющего свои ценности? Насколько точен и правдив Твен в изображении игр, забав, шалостей, детских примет и мифологии, играющих столь важную роль в жизни его героев? Приведите примеры. Покажите искусство Твена в воспроизведении живых детских диалогов, языка детей, что заметно отличало его произведения от тех образцов литературы, в которых дети изъясняются «по-взрослому», неестественно, в несвойственной им языковой манере.

4. Характеризуя новаторство Твена, надо иметь в виду, что его роман появился на фоне бесчисленных книг о детях, сентиментально-назидательных, фальшивых, насыщенных штампами и плоским морализаторством. В подобных образцах «детской беллетристики» действовали ходульные персонажи, иллюстрирующие тезисы о «хороших» и «плохих» мальчиках и девочках. Последние, по словам одного из критиков, были так же похожи на реальных малышей, как выпотрошенные цыплята на витрине магазина на желтые комочки, бегающие по зеленой лужайке. Еще раньше Твен посмеивался над подобной литературной традицией в «Рассказе о дурном мальчике» (1865) и «Рассказе о хорошем мальчике» (1875).

В своем романе Твен пародирует подобную расхожую «продукцию», ориентированную на запросы «воскресных школ». Постарайтесь обнаружить характерные для стилистики Твена элементы пародии в тексте романа. Рассмотрите в этом плане образ Сида как образец «хорошего мальчика».

5. Проиллюстрируйте искусство Твена-пейзажиста. Как соотносятся мир детей и мир природы? Как они взаимосвязаны?

6. Каковы особенности поэтики романа? Почему методологию Твена называют иногда «инстинктивным реализмом»? С чем связана общая светлая тональность романа? В чем его общечеловеческий пафос? Почему книга о Томе Сойере относится к числу «вечных книг»?

Сочинение

По-разному живут в Санкт-Петербурге два брата - Том и Сид Сойеры. Примерный мальчик Сид - послушный тихоня и ябеда - живет «по правилам», так, как полагается жить в Санкт-Петербурге порядочному мальчику из благонравной семьи. А Тому эти правила не по вкусу - Тома жители городка считают озорником и лентяем.

Скучно Тому на уроке. Двадцать пять учеников усердно зубрят - словно пчелы жужжат. Учитель дремлет, восседая на своем большом кресле, как на троне. Жарко, ни ветерка, как будто даже воздух замер от неподвижности.

Скучно Тому и в воскресенье. Умывайся, наряжайся и отправляйся в воскресную школу. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Приключения Тома Сойера Марк Твен. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Там опять зубрежка, длинные, непонятные стихи Библии. Потом иди в церковь, слушай утреннюю проповедь. Все, что говорит проповедник, давно известно, прихожане изо всех сил стараются сохранить благочестивый вид, но природа берет свое, и они дружно начинают клевать носом.

Не любит Том школу. Да и что интересного мог рассказать мистер Доббинс, жалкий, невежественный пьянчужка, которому наказывать учеников линейкой или розгами как будто доставляло злорадное удовольствие! Пышный парик прикрывал не только лысую, блестящую, круглую, как шар, но и совершенно пустую голову. Желание насолить мистеру Доббинсу, отомстить ему за его жестокость занимало умы даже самых маленьких.

За дело мести берется Том: ведь он не Сид, у него хватит для этого и изобретательности и смелости, его не испугает порка. Красивый парик взлетает к потолку в когтях испуганной кошки, и все видят уродливую лысину врага.

Чему учил мистер Доббинс, каков был результат томительных, наполненных зубрежкой уроков, показали экзамены. Сочинения на темы, над какими трудились в свое время прабабушки; с место искренних чувств и своих мыслей - ходульные, избитые красивости, заимствованные слова и мысли. Недаром самые легкомысленные пишут самые набожные сочинения. Фальшь пронизывает всю систему воспитания, у ребят развивается привычка к постоянному лицемерию. Так и вырастают послушные ябеды вроде Сида. Не довела до добра бессмысленная зубрежка и того беднягу, который выучил три тысячи стихов из Библии, сделался почти идиотом - «такое напряжение умственных способностей оказалось слишком велико».

Взрослые жили в Санкт-Петербурге скучной, серой жизнью: аккуратно посещали церковь (хотя во время богослужений кой-кому случалось и заснуть), соблюдали обычаи отцов и дедов и не высовывали носа со своего пятачка.

Когда в городок приехал окружной судья Тэчер - самая важная персона, которую горожанам приходилось встречать,- то они взирали на него с благоговением. Ведь он к тому же повидал свет - приехал из городка за двенадцать километров от Санкт-Петербурга!

Религиозное ханжество Том чувствует и видит на каждом шагу. Когда чей-то пудель, забежавший в церковь во время проповеди, уселся на жука, когда благочестивую тишину вдруг нарушил его дикий вопль и, одурев от боли, он стал носиться между рядами молящихся,-это было развлечением не только для Тома, но и для всех прихожан, напрасно пытавшихся подавить взрывы нечестивого, но искреннего смеха. Но хотя проповедей никто не слушает, их все же посещают торжественно и аккуратно.

Тому тесен душный мир «порядочного» мальчика. Его стремления и мечты, его жажда деятельности не находят выхода в стоячем болоте захолустного американского городка.

Том начитался книг, он хотел сделать жизнь такой же яркой, как в книгах, хотел стать таким же смелым и справедливым, как те герои, о которых он читал. Он жил своей жизнью, совсем другой, чём обитатели Санкт-Петербурга.

Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Пусть дома и в школе запрещают дружить с Геком - ведь он невоспитанный, «уличный мальчишка»! - пусть все маменьки презирают этого оборвыша, говоря, что он «лентяй, озорник и никого не слушается»,- для Тома Гек - друг до гробовой доски. Вместе с Геком Том ищет приключений. Ночью он потихоньку убегал из дому - разыскивать клад. Он придумывал игры, в которых мальчики были храбрыми разбойниками или воинственными вождями индейцев. Чтобы вести вольную, полную опасностей жизнь, они решили стать пиратами и даже удрали из городка на необитаемый Джексонов остров.

И вот что интересно: оказалось, что жизнь не «по правилам» Санкт-Петербурга, мальчишечья вольница, книги - лучшее воспитание, чем школа и церковь. Конечно, смешно, когда Том пытается ухаживать за Бекки; смешно, когда его, страдающего под окном рыцаря, обливают водой. Но разве Сид был бы способен на такой по-настоящему благородный поступок - вытерпеть за Бекки жестокую порку учителя? Разве хватило бы у Сида храбрости и сообразительности вести себя в трудную минуту так, как ведет себя Том, заблудившись с Бекки в пещере?

Самое большое мужество - мужество, которому могли позавидовать не только Сид, но и взрослые обитатели Санкт-Петербурга,- проявили Том и Гек, столкнувшись с несправедливостью: когда невиновный Поттер, сидя в тюрьме, ждал виселицы, а убийца Джо разгуливал на свободе. Мальчикам, знавшим тайну убийства, было очень страшно, и все-таки они, рискуя жизнью, преодолевая страх, спасли человека. А горожане, хотя знали о том, что Индеец Джо участвовал в преступлении на кладбище, так боялись его, так перетрусили, что решили не привлекать Джо к суду.

Главную цель, смысл жизни обитатели Санкт-Петербурга - американские мещане - видели в деньгах, в богатстве, хотя многие, может быть, в этом и не признались бы. Их жизненный уклад был построен на уважении не к человеку, а к его кошельку.

Какой переполох поднялся, когда Том и Гек нашли клад и неожиданно сделались богатыми! Всколыхнулся весь город, даже самые солидные люди бросились искать клады, перекопали все окрестности» обыскали все заброшенные дома. Насмешка звучит в словах Твена, когда он рассказывает, что некоторые жители «даже повредились в рассудке, не выдержав нездорового волнения».

Том мечтает о другом: о свободной, героической жизни, о приключениях и подвигах. Его любимый герой - не миллионер, но легендарный Робин Гуд, герой английских народных песен и баллад, атаман разбойников, защитник народа, расправлявшийся с богачами. «Он был лучше и благороднее всех на земле,- говорит Том.- Теперь таких людей уже нет... Бедных никогда не обижал. Бедных он любил и всегда делился с ними по совести».

Правда, Том и Гек, когда начали искать клад, тоже мечтали о золоте и брильянтах. Но когда клад был уже у них в руках, оказалось, что деньги им совершенно не нужны, что в их мальчишечьей вольнице богатство ни к чему.

«...Нет, Том,- говорит Гек,- не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах! Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки - от них я никуда не уйду». И Том говорит: «Послушай-ка, Гек, никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».

«Мальчики... пошли домой,- рассказывает Марк Твен,- сокрушаясь о том, что на свете больше нет разбойников... Они говорили друг другу, что скорее согласились бы сделаться на один год разбойниками в Шервудском лесу, чем на всю жизнь - президентами Соединенных Штатов».

Марк Твен любил повторять, что «Приключения Тома Сойера» - книга для взрослых. Между тем это повесть, в которой главный герой - мальчик. Марк Твен знал, что «Приключения Тома Сойера» полюбили ребята в Соединенных Штатах и за границей; он читал эту книгу своим детям. И все же Марк Твен был прав, когда говорил, что «Приключения Тома Сойера» нельзя считать только забавной детской повестью. В этой веселой книге о маленьком мальчике отразились глубокие и серьезные раздумья писателя о своей родине, о своем времени.

«Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 году. В истории Соединенных Штатов это было знаменательное время - бурное, полное надежд и разочарований. Только несколько лет назад отгремела гражданская война 1861-1865 годов - война между Севером и Югом, которая решила вопрос о том, быть ли Соединенным Штатам рабовладельческим государством или капиталистической страной. Победил Север, и рабство негров было отменено. Это была очень важная победа прогрессивных сил Америки. Но 70-е годы для многих американцев были вместе с тем и годами разочарований.

«Золотым веком» Америки гордо называли это время и конгрессмены в своих речах, и многие писатели в своих книгах. «Позолоченным веком» назвал это время Марк Твен в романе, написанном им вместе с другим американским писателем, Чарлзом Уорнером, незадолго до «Приключений Тома Сойера».

Те, кто утверждал, что в Америке наступил «золотой век», говорили, что в Соединенных Штатах каждый бедняк может стать президентом США или миллионером. На западе страны простирались незаселенные, еще не исследованные земли, и каждый, говорили они, может приобрести себе участок и стать фермером; недра земель полны полезных ископаемых, золота,- земли можно исследовать и разбогатеть. Делай деньги, стремись добыть золотые монетки! Это ведет к прогрессу и процветанию всей страны, всех граждан,- было их любимым утверждением.

Так думал сначала и Марк Твен. Но очень скоро он начал видеть и понимать, что в жизни все совсем по-другому.

В романе «Позолоченный век» бедный фермер Селлерс отправился на запад в надежде разбогатеть. Селлерс безгранично верит, что очень скоро у него будут горы золота. Но читатель видит, как живет Селлерс: в бедном домике, питаясь только водой и репой; дров нет, в комнате холодно. Вместо дров в печке горит зажженная свеча - кажется, что так теплее.Когда прочитаешь роман, становится ясно, что одураченный Селлерс лишь в грезах видит лавины золотых монет, а в жизни миллионы добывают такие люди, как другой герой этого романа - продажный и беспринципный хапуга сенатор Дель-ворти.

«Мы коснулись одной печальной черты,- писал Марк Твен в предисловии к одному из изданий романа,- и олицетворение ее доставило нам мало радости - это позорная продажность, в последнее тремя вкравшаяся в нашу политическую жизнь и в немногие годы распространившаяся до такой степени, что разложение охватило часть каждого штата, каждой территории союза...» Стремление делать деньги, жажда золота губительны для человека и для нации. В конце книги Марк Твен восклицает: «Нет, героя читатель должен искать в другом веке, не озолоченном!»

Так начал писатель искать героя, не испорченного золотой горячкой. Так зарождалась повесть о Томе Сойере, о простом пареньке, не желающем жить «по правилам», о мальчишечьей вольнице, которая дороже герою всех благ Америки позолоченного века.

Замысел нового романа - «Приключения Гекльберри Финна» - возник у Твена еще тогда, когда он заканчивал свою книгу о Томе Сойере, и сразу же пришло убеждение, что в этой новой книге не Том будет главным героем. Марк Твен так и писал одному из своих друзей: «Том Сойер для этого не подойдет». Главным, любимым на всю жизнь героем становится мальчишка-беспризорник, «романтический бродяга» Гек Финн.

Когда Гек, убежав от вдовы Дуглас, говорит, что не хочет больше богатства, что жить «в этих гнусных и душных домах» - все равно что сидеть на горячей плите, тогда Том требует, чтобы Гек вернулся. «Да ведь все так живут, Гек»,- говорит Том. А Гек отвечает: «Ах, Том, какое мне до этого дело! Я - не все, мне это невтерпеж».

Гек любит свои лохмотья, вольный воздух на берегу реки, бочку, служившую ему домом; Гек не может привыкнуть жить в четырех стенах и спать в постели. Сначала может показаться, что в этом заключается главное различие между ним и Томом. Но на самом деле различие гораздо глубже - это выясняется в новом романе Марка Твена.

У Гека совсем иные приключения, совсем другая жизненная судьба. Том живет выдумками в мире своих фантазий, для него вся жизнь - как будто продолжение любимых книг и игр. Гек - весь на земле. Условия жизни мальчишки-беспризорника развили в Геке здравый смысл, практическую сметку, а не увлечение книжной фантастикой. Даже играми, затеянными Томом, Гек в этой книге не увлекается. «Он-то, кажется, поверил и в арабов, и в слонов, ну, а я- дело другое...» - думает Гек и решает: все это чепуха.

В повести «Приключения Тома Сойера» мальчики убежали на необитаемый остров и решили было стать пиратами. В новой книге Гек тоже убегает на Джексонов остров - один, не ради игры, но спасая свою жизнь и свободу.

На острове никто больше не преследует Гека, он избавился от отца, он живет вольной, независимой жизнью. Гек оказался в положении Робинзона Крузо, и он прекрасно справился со своей задачей: устроил себе из одеяла нечто вроде палатки, ловил рыбу, стрелял дичь и жарил еду на костре. Сначала Гек чувствовал себя хорошо и привольно, как птица в гнезде. Лежа на земле, он глядел на танцующие солнечные блики, проникающие сквозь густую листву, а белки дружелюбно посматривали на него с деревьев; вечером он слушал реку, глядел на сверкающие звезды.

Однако, прожив так трое суток, Гек все больше начинает испытывать тоску. Он перехитрил своих преследователей, он живет независимой жизнью, но оказалось, что такая воля - не по нему: одиночество не может быть настоящей свободой.

Джима Гек встретил на острове неожиданно и случайно. Но эта встреча определила его дальнейшую судьбу, и приключения, и мысли, и душевный мир.

Все приключения Тома произошли в маленьком, захолустном городишке. Перед глазами Гека, когда он плывет вместе с Джи« мом по Миссисипи, проходит жизнь почти половины Америки - страшная жизнь американского рабовладельческого Юга.

Гек помогает Джиму скрываться. Однако в его мальчишеской душе происходит внутренняя борьба. Гек такой же ребенок, как и Том, но жизнь ставит перед ним серьезный, совсем не детский вопрос. Все вокруг него верят, что удел негров - рабство, что закон продажи людей справедлив, что помочь рабу бежать - значит совершить преступление перед людьми и перед богом. Так думает и сам Гек - ведь он родился и вырос на Юге. Спасая Джима, он чувствует себя «последней дрянью, последним негодяем и подлецом». Он думает, что его долг - выдать Джима, и дважды он был готов это сделать. Но Гек отрекся от того, что считал своим долгом, он остался верным своему черному другу. И хотя до конца Гек так и не понял, что перед ним огромная несправедливость, что, заступаясь за Джима, он и выполняет свой подлинный долг честного человека, он все-таки не побоялся пойти против закона, против людского мнения - предрассудков и лжи, против самого бога. Пусть люди, пусть бог ополчатся на него за это!

Когда Джима поймали и он снова оказался рабом у Фелисов, то бежать ему вместе с Геком стал помогать и Том. «Одно было верно: Том Сойер не шутя взялся за дело и собирается освобождать негра из рабства,- удивляется Гек.- Вот этого я никак не мог понять. Как же так? Мальчик из хорошей семьи, воспитанный, как будто дорожит своей репутацией, и родные у него тоже вряд ли захотят срамиться; малый с головой, не тупица; учился все-таки, не безграмотный какой-нибудь, и добрый, не назло же он это делает; и вот нате-ка - забыл и про гордость, и про самолюбие, лезет в это дело, унижается, срамит себя и родных на всю Америку! Никак я этого не мог взять в толк». это делает; и вот нате-ка - забыл и про гордость, и про самолюбие, лезет в это дело, унижается, срамит себя и родных на всю Америку! Никак я этого не мог взять в толк».

Но, в сущности, мальчики совершенно по-разному относятся к Джиму. Том освобождал свободного негра, зная, что мисс Уотсон дала ему вольную. Для Тома освобождение Джима - «веселая игра», «богатая пища для ума»; но если Том играет, то Гек помогает Джиму всерьез, потому что Джим хороший человек, его лучший друг.

Тому скучна жизнь стоячего болота захолустного городка, его мечты не похожи на мечты взрослых. Но все-таки в конце концов Том остается «порядочным мальчиком». Много позже, думая о своем герое, Марк Твен писал, что Том, когда он вырастет, когда перестанет играть, будет «лгать, как лгут все». О Геке же Твен, уже будучи стариком, через двадцать лет после того, как закончил этот роман, вспоминал как о самом дорогом для него герое - как о человеке, который смог сохранить свою независимость, смог не подчиниться лжи и предрассудкам, встал против всех на защиту обиженного.

Только здесь, на плоту, плывущем по бескрайной Миссисипи, убежав от американских законов и порядков, вдвоем с негром, самым беспомощным и несчастным в Америке человеком, Гек почувствовал настоящую свободу. «...Нет лучше дома, чем плот,- думает Гек.- Везде кажется душно и тесно, а на плоту - нет. На плоту чувствуешь себя и свободно, и легко, и удобно». Совсем другая вольница - если сравнить жизнь Гека на плоту с жизнью Тома Сойера в Санкт-Петербурге - встает со страниц романа. Это уже не только воспоминания писателя о детстве, о счастливой поре, когда можно игрой и фантазией преобразить убогую жизнь, оставаясь далеким от мира взрослых, от идеалов позолоченного века,- это мечта о свободе для беззащитных и бесправных в Америке.