Архитектор Валерий Нефёдов — о радикальных переменах на городских набережных. Архитектор Валерий Нефёдов — о радикальных переменах на городских набережных Что такое современный ландшафтный дизайн

29 января 2017 года на 68 году жизни скончался Валерий Анатольевич Нефёдов – доктор архитектуры и профессор, профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза архитекторов РФ.

Валерий Анатольевич Нефёдов родился 20 мая 1949 года в Риге. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, ныне СПбГАСУ). В 1973-1976 годах работал архитектором в проектном институте ЛенжилНИИпроект. С 1980 и до конца 2016 года преподавал на Архитектурном факультете СПбГАСУ. Начав работу в качестве ассистента Валерий Нефёдов, стал профессором кафедры градостроительства, а в течение 10 лет с 1997 по 2007 годы занимал должность декана Архитектурного факультета СПбГАСУ.

В 2005 году Валерий Анатольевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды». В качестве научного руководителя подготовил 7 кандидатов наук, в качестве руководителя учебной творческой мастерской подготовил сотни квалифицированных специалистов – выпускников кафедры «Градостроительство» и «Урбанистика и дизайна городской среды», ныне работающих в Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира.

На протяжении 18 лет Валерий Нефёдов выступал координатором международных образовательных программ и совместных проектных семинаров с вузами Германии, Франции, Италии. В качестве приглашенного профессора читал лекции, проводил проектные семинары по архитектуре и дизайну в учебных учреждениях Китая, США, Франции, Швеции. Выступал с докладами и принимал участие в крупных научных международных конгрессах и конференциях, посвященных ландшафтной архитектуре, в Венеции, Порто, Бергене, Цюрихе, Рио-де-Жанейро.

Валерий Анатольевич Нефедов автор трёх книг: «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» (2002), «Городской ландшафтный дизайн» (2012), «Как вернуть город людям» (2015) и более 70 научных статей по актуальным проблемам архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды.

В 2007 году выдающемуся преподавателю СПбГАСУ было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Комитет по градостроительству выражает искренние соболезнования родным и близким Валерия Анатольевича Нефёдова, а также всему коллективу Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Сообщаем, что прощание и гражданская панихида состоится 1 февраля 2017 года (среда) с 11 до 12 часов в Доме архитектора по адресу ул. Б. Морская, д. 52. Отпевание состоится в 13.30 в Храме Смоленской иконы Божией Матери по адресу ул. Камская, д. 24.

Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре
242-31-48,

Валерий Нефёдов был профессором СПбГАСУ, доктором градостроительства, прекрасным ландшафтным архитектором, автором уникальных книг по своей тематике.

Профессиональные интересы Валерия Нефёдова были очень широки: мировая новейшая архитектура и дизайн, интерьеры общественных и жилых зданий, использование новых технологий в проектировании городских открытых пространств. Валерий Нефёдов написал более 70 научных работ посвященных ландшафтному дизайну, современной архитектуре, архитектурно-ландшафтной реконструкции городской среды на основе концепции устойчивого развития.

Валерий Анатольевич долго болел. Однако до последнего он работал и строил планы на будущее.

Мы публикуем некоторые высказывания Валерия Нефёдова, которые могут служить хорошими правилами для профессионалов в области ландшафтного дизайна, архитектуры и градостроительства:

  • Если к природным формам все больше прибавлять альтернативные свободные линии, формы, то в итоге мы получим приближение к современному дизайну.
  • Оригинальность композиции заключается в сталкивании каких-то парадоксальных элементов, идущих от фактуры материала, линии. В этом отношении мировой ландшафт становится все более разнообразным, так как сегодня он вполне способен впитывать новое в рамках страны. Единственное, чего нам не хватает — приобщения к высоким технологиям.
  • Вода — это то богатое пластическое средство, которое стоит позатейливее преподнести: так, чтобы она обволакивала какие-то высокотехнологичные поверхности, радовала глаз обилием красок благодаря подсветке. Фонтан раскрывает лишь малую часть водного ресурса. Заметим, что тонкое водное зеркало где-нибудь в Швеции, Финляндии изначально делают мелководным, и в конце ноября, когда его нужно отключать, то, что было под водой, будет представлять собой выразительную первую линию, живописную фактуру.
  • Малый масштаб — это шанс на выражение идентичности личности, особого стиля. В идеале, нужно заявить дизайнеру: хочу ландшафт не такой, как у соседа, сделайте мне свое, именное. Пусть его основной чертой будет слишком большое количество элементов, главное — он не похож на другой.
  • Если бы люди, разные по характеру, состоянию, достатку, заказывали бы действительно разные формы растительности, и не цветы в первую очередь, а, к примеру, цветущие и плодоносящие кусты, разные хвойные, мы бы постепенно пришли к биоразнообразию. А это один индикаторов устойчивого развития ландшафтного дизайна.
  • Рокарии, альпийские горки, подпорные стенки с огромным количеством растительности, все эти банальные водные «каскадики» - это дежурный набор, фактически обнуляющий образование ландшафтного дизайнера, которому заказывают одно и то же. Для этого ему не нужно учиться, достаточно открыть любой журнал и сделать все, как там написано.
  • Смысл дизайна — это поиск альтернатив. Ландшафтным дизайнером себя может называть только тот, кто умеет придумать новое, а не только компоновать подпорную стенку с водным каскадом.
  • Будущее — за теми, кто настроен, получить настоящее образование.
  • Дизайнер должен быть готов к тому, что сначала нужно провести философский диалог с заказчиком. Ведь задача специалиста — раскрыть черты характера клиента, понять особенности его образа жизни, выявить его культурные привязанности, и на основе всего это создавать дизайн.
  • Любой уход от стереотипов требует дополнительного образования. Надо искать непохожие вещи, изучать информацию с любых мировых выставок ландшафтного дизайна, где есть, хоть какой-то проблеск свежей линии, свежего материала, свежей трактовки.
  • О выставочных садах. У каждой выставки во Франции есть свой девиз. Это касается и любой композиции, подходя к которой вы, не имея специального образования, должны как-то образно ее назвать, выразить ее сущность. Если же это просто нагромождение цветов, камней, и у этого нет названия, то тогда, я думаю, философия очень банальна.
  • Есть такое понятие «семантика сада». Это смысл, который вы должны сами прочитать, если вам композиция про что-то говорит. Это может быть сад добра или зла, сад радости или грусти. Если сад вам ничего не говорит, значит, дизайнер не сделал нормальную работу.
  • Вся эта образность появляется, когда дизайнер трудится над созданием философии сада. Вот что важно, а вовсе не конкретное сочетание микрорельефа и растительности.
  • Любая настоящая ландшафтная композиция, обладая языком, может с вами говорить. Если в ряд выставлены горшочки, а рядом стоит подпорная стенка, никакого общения не произойдет, потому что это просто набор готовых изделий.
  • О французских выставочных садах. Это радостные краски, радостные линии. Это некий сад, поднимающий вам настроение. Это море положительных эмоций, некое послание доброты сада.
  • Мой сад, который расположен рядом с моим подъездом, я делаю своими руками из подручных материалов. Хочу, чтобы соседи испытывали гордость за то, что вокруг хотя бы что-то обустроено, пусть это даже клочок 10×10 метров. От каждого из нас зависит, быть ли в городе хотя бы маленькому садику, куда вложена душа, положительные эмоции.
  • Идеи для зимнего города. С грустью смотря на наш город зимой, всякий раз мысленно возвращаюсь в скандинавские страны. Допустим, Стокгольм или Хельсинки — это города, которые нас в ландшафте радуют красками. Там нет цветущих, или их не так много. Там может стоять какая-то композиция из вереска, и она вас шокирует, потому что в январе или феврале вы меньше всего ожидаете ярких красок. И самое главное из таких вещей, которые достойны осмысления, развития, продолжения, это ландшафтные модули психологической поддержки населения в северных странах. Эти модули находятся под стеклом. Температура там поддерживается +20...+25°C. Даже в самую лютую зиму, когда вокруг снег и лед, модули наполнены цветущей растительностью, которой вы любуетесь под фонограмму поющих птиц. Все это сделано, чтобы люди зимой твердо верили в то, что придет теплая весна. Так ресурс природы используется для создания положительных эмоций у человека.
  • Совет дачникам и всем, у кого есть частный дом. Я за коммуникацию, я за то, чтобы люди были разными, и у них были разные ландшафты. Если бы население было более образовано, разбиралось тоньше, интересовалось глубже, не было бы такой массовости в использовании стандартных решений, которую мы наблюдаем в ландшафтном дизайне дачных участков. Важно, чтобы наши люди с детства находились в благоустроенной среде. Тогда ребенок вырастает более креативным и небезразличным человеком.
  • Совет горожанам. Взять вьющиеся растения, которые можно по каркасу поднимать на любую высоту. Необходимо поднять вертикали, и все получится.

Доктор архитектуры, профессор Кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Нефедов рассказывает, как с помощью правильной организации общественных пространств обеспечить оптимальную экологическую ситуацию в городе и максимально адаптировать среду к меняющимся интересам современного человека.

Книга посвящена формирующемуся эко-сознанию современных городов. Как пишет Валерий Нефедов, его ключевыми индикаторами становятся развитие городских парков, прибрежных территорий, общественного транспорта и «зеленых» технологий в строительстве. Ландшафтный урбанизм как стратегия развития мегаполисов предполагает, что природа выступает в качестве основного фактора структурной оптимизации общественных пространств и взаимодействует с другими видами городских инфраструктур, включая транспортные сети и инженерные коммуникации.

О степени экологического благополучия среды, её социальной адаптации и, наконец, о реализации современных зелёных технологий в пользу живущего в городе человека можно судить по организации полноценной природно-парковой среды в городе. Парк перестал быть декоративным элементом, сегодня он способен заменить и дачу, и дальние путешествия.

Концепция зелёной трансформации — «парки вместо бывшей промышленности» — за последние полвека обрела в международной практике многократное подтверждение.

Парижские парки «Ла Вилетт» и «Ситроен» — прямое тому подтверждение. В них воплотилась новая идеология парка — как пространства свободы выбора рекреационных занятий и постоянного интеллектуального развития. Оба парка возникли на месте бывших промышленных территорий и превратились в благодатную среду для рекреации.

Развитие жилых территорий нового Стокгольма, включая возведение района Hammarby Sjostad, было использовано авторами проекта для организации берегового «камышового» парка, ставшего излюбленным местом прогулок местного населения. При этом из традиционного для исторических парков набора компонентов ландшафта в нём не осталось никаких следов, зато польза для экологии района обретена немалая — парк как устойчивая экосистема с механизмом саморегулирования стал фактором стабилизации ландшафта.

В большинстве случаев парки как часть новой зелёной стратегии города стали логичным результатом целенаправленной градостроительной политики по превращению бывших промышленных и складских территорий в жизненно важный для города элемент природной инфраструктуры, максимально приближенный к местам проживания большого количества людей и способствующий нормализации там экологической ситуации.

В книге «Как вернуть город людям» приводится множество успешно реализованных проектов ландшафтного дизайна, о которых читателям наверняка захочется узнать самостоятельно. Валерий Анатольевич также является активным пользователем Facebook и регулярно публикует примеры организации качественной и гуманизированной городской среды на своей странице в соцсети (авторская стилистика и пунктуация сохранены):

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городской ландшафт делать надолго и по-настоящему. Никаких иллюзий с однолетними растениями. Стабильно и надежно — природа в городе как дома. Минимум затрат на поддержание ландшафта. Всё просто растет и создает комфортную среду для человека... Не дорого и не монументально, но очень естественно».

HELSINKI. «Верные приметы наступившей зимы в финской столице — яркие краски вереска и хвойников до глубокой ночи. Вроде бы мелочь, а приятно, когда краски живой природы с утра до ночи наполняют городское пространство ощущением полноценной жизни. И не так дорого стоит, но в этом часть менталитета — всегда вместе с природой. В красках природы и обилии реальной растительности в январе можно легко разглядеть признаки не только иного отношения к природе и альтернативного представления о зимнем имидже городской среды, о смысле ландшафтного образования, но и заметить, что январь может быть наполнен многими источниками позитива для человека».

HELSINKI, VIIKKI. «Природные приоритеты жизни в городе проявляются в том, как хвойная растительность применяется для структурирования пространств, все более востребованных для постоянного использования — велостоянка около информационного центра „Корона“. Простая логика — полезны те виды растительности, которые всегда зеленые и не требуют никакого дополнительного ухода».

ESPOO, ESPOOLAHTI. «Площадь как общественное пространство меньше всего нуждается в монументах, напоминающих о прошлом. Гораздо больше пользы от того, что площадь может предложить для развития людей в будущем, включая их общение и развитие. При этом присутствие природы, в первую очередь, высокой растительности, как обязательный индикатор гуманности общественного пространства, делает пребывание на площади гораздо более привлекательным. Про малые формы и уличную мебель слова особые — именно они продвигают и развивают вкус населения, вытаскивая его из ветхих линий прошлых веков с бесполезным декорированием».

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городскую площадь делать по уму, то дождевая вода там тоже может пригодиться. Просто где её больше, там вырастет больше травы. И с каменным мощением не стоит торопиться — чередование зеленых модулей с пониженной отметкой и брусчатки на площади уже не похоже на военный плац. И парадов там не предвидится. И для деревьев места много. Есть и где посидеть, и на что смотреть. Без монументов. Триумф природы на площади».

LYON, Cite International. «Уровень развития общественного транспорта и выделение для него специальных „зеленых“ коридоров — еще один из верных индикаторов наличия эко-сознания у очень многих людей, влияющих на развитие транспортной системы города. В Лионе для движения троллейбуса специально создана улица, по которой не ездят автомобили, но рядом ходят пешеходы и ездят велосипедисты. Создана среда для жизни без прессинга автомобилей с приоритетами человека и природа».



ESPOO, ESPOOLAHTI. «Городские площади возвращаются людям, когда машины с них уходят под землю. Но на земле от них остаются спуски в подземные парковки. Вопрос выбора строительных технологий — как сделать такой спуск не сильно раздражающим людей на площади — дело вкуса. Но шанс для эксперимента есть всегда, включая выбор оригинальной технологии печати на бетоне».

BERLIN, ADLERSHOF. «Поверхность городской улицы по-немецки. Удобно для пешеходов и велосипедистов. Технологично и эстетично. Никаких кошмаров тотального каменного мощения в один серый цвет. Появление новых „зелёных“ технологий и переход к реализации стратегии устойчивого развития позволяют минимизировать разрушительное воздействие на природу. Зарубежные города смогли продемонстрировать реальные шаги по изменению среды в пользу человека. При этом вектор развития всерьёз сместился в сторону ландшафтного урбанизма».

ESPOO, KAUKLAHTI. «Полихромия финской улицы с застройкой таунхаусами — разумный масштаб и адекватная природному окружению архитектура. Это когда разум зримо торжествует над распирающим желанием непременно построить себе коттедж-замок за городом на участке в пару гектар и обнести его забором, чтобы только ни за что и никогда не видеть соседа. Архитектура соседства и согласия как отражение состояния общества».

COPENHAGEN, Residence Frederiks Holm. «Среда для жизни без заборов и признаков элитности. Когда автомобили отступили перед приоритетами природы. Пространство торжества разума с мыслями о здоровье следующего поколения. Эко-сознание как фактор реального прогресса в обустройстве городской среды».


HELSINKI. «Зимним вечером под чередующимся дождем и снегом в финской столице можно заметить, что световой дизайн давно составляет особый смысл организации жилой среды для человека. Во дворе, не убитом свалкой машин, человек может почувствовать зримую безопасность благодаря световому сопровождению до самого ярко светящегося крыльца каждого подъезда».

ESPOO, NOKIA Headquarter in Keilaniemi. «Над идеей „архитектуры как продолжения природы“ финны работали очень давно. И даже уйдя в самые высокие технологии Hi-Tech, они не забывают, что вокруг самых современных зданий природы должно быть ещё больше».


Изображения: Валерий Нефедов


  • Темы:

29 января 2017 года на 68 году жизни скончался Валерий Анатольевич Нефёдов - доктор архитектуры и профессор, профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза архитекторов РФ.

Валерий Анатольевич Нефёдов родился 20 мая 1949 года в Риге. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, ныне СПбГАСУ). В 1973-1976 годах работал архитектором в проектном институте ЛенжилНИИпроект. С 1980 и до конца 2016 года преподавал на Архитектурном факультете СПбГАСУ. Начав работу в качестве ассистента Валерий Нефёдов, стал профессором кафедры градостроительства, а в течение 10 лет с 1997 по 2007 годы занимал должность декана Архитектурного факультета СПбГАСУ.

В 2005 году Валерий Анатольевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды». В качестве научного руководителя подготовил 7 кандидатов наук, в качестве руководителя учебной творческой мастерской подготовил сотни квалифицированных специалистов - выпускников кафедры «Градостроительство» и «Урбанистика и дизайна городской среды», ныне работающих в Санкт-Петербурге , а также других городах России и мира.

На протяжении 18 лет Валерий Нефёдов выступал координатором международных образовательных программ и совместных проектных семинаров с вузами Германии, Франции, Италии. В качестве приглашенного профессора читал лекции, проводил проектные семинары по архитектуре и дизайну в учебных учреждениях Китая, США, Франции, Швеции. Выступал с докладами и принимал участие в крупных научных международных конгрессах и конференциях, посвященных ландшафтной архитектуре, в Венеции, Порто, Бергене, Цюрихе, Рио-де-Жанейро.

Валерий Анатольевич Нефедов автор трёх книг: «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» (2002), «Городской ландшафтный дизайн» (2012), «Как вернуть город людям» (2015) и более 70 научных статей по актуальным проблемам архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды.

В 2007 году выдающемуся преподавателю СПбГАСУ было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Комитет по градостроительству выражает искренние соболезнования родным и близким Валерия Анатольевича Нефёдова, а также всему коллективу Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Сообщаем, что прощание и гражданская панихида состоится 1 февраля 2017 года (среда) с 11 до 12 часов в Доме архитектора по адресу ул. Б. Морская, д. 52. Отпевание состоится в 13.30 в Храме Смоленской иконы Божией Матери по адресу ул. Камская, д. 24.