С миру по нитке (Лучшие,избранные и эксклюзивные новости). Интересные факты о спартанцах

Заметка о древней Спарте

Ответы:

Класс:5 класс.Тип: Изучение нового материала.Формы и методы:Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парахЦель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты. Задачи:образовательные задачи:рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Грецииохарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.рассмотреть систему управления Спартыразвивающие задачи:продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;продолжить развитие навыков критического анализа текста.воспитательные задачи:вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материалУчебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мираОсновные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание 1. Вводное слово. Описание домашнего задания.Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей. Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе и основе § 25, составите заметку в журнал.И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия. 2. Проверка домашнего задания.Итак, прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени мы должны отгадать исторические загадки по пройденному материалу.(активизация мыслительных процессов)1. Он написал про Илион и Одиссея, И греки его чтят, любя. Но до сих пор гадают, где, когда Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)2. Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять. (Демос)3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян – В государстве есть удел – Для решенья важных дел. Должны вместе все прийти, Решенье общее найти. (Народное собрание)4. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия)5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ. (Ареопаг)6. Что за камень появился На земле крестьянина? Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)7. Он уваженье всех снискал За то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконовы законы заменил, Писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

&31. Древняя Спарта

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).

Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

Задачи:

образовательные задачи:

    рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев. рассмотреть систему управления Спарты

развивающие задачи:

    продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; продолжить развитие навыков критического анализа текста.

воспитательные задачи:

    вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.

Оборудование:

    ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал

Учебник: , История древнего мира

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание

1. Вводное слово. Описание домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей. Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе и основе § 25, составите заметку в журнал.

И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

2. Проверка домашнего задания.

Итак, прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени мы должны отгадать исторические загадки по пройденному материалу.

(активизация мыслительных процессов)

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

Итак, мы отгадали загадки и ответили на вопросы и можем пройти через портал времени. Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте на территории Греции. Обратите внимание на карту. (Слайд 1)

3. Изучение нового материала

Географическое положение Спарты.

Спарта расположена на территории п-ва Пелопоннес. В какой части Греции расположен этот полуостров? На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейкам, на котором греки дорийцы основали город Коринф (Коринфский перешеек). (Слайд 3)

В конце II тысячелетия до н. э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Глядя на карту, скажите какие племена, покорили дорийцы?

Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессению. Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты, (Слайд 4)

давайте занесем эту информацию в наши «Листы путешественника» в раздел 1.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывай заполнять разделы листа. Так как информация данного листа понадобиться тебе для выполнения домашнего задания.

Дата _______

Тема: «ДРЕВНЯЯ СПАРТА»

Раздел 1. Географическое положение

(Заполни пропуски в предложениях)

1. П-ов Пелопоннес находится на _____________ Греции;

2. Спарта находится на территории пол-ва __________________________;

3. Во ___тыс. до н. э. дорийцы завоевали территории _________ и ___________.

Итак, движемся в город. Ребята, когда мы попадем, в сам город не забывайте что спартанцы очень воинственные люди.

1 группа

C ПАРТАНЦЫ

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное вид занятия – военное дело .

После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами , которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.

Спартанцев было во много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.

Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно, зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично . В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.

1. Зачем спартанцам была нужна сильная армия?

2. Как воспитывали спартанцев? Какую цель преследовало подобное воспитание.

2 ГРУППА

ИЛОТЫ

Покоренное спартанцами архейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли - илотами . На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград , ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.

Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Раз в год весною спартанские юноши собирались по ночам в отряды, надевали плащи и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

1. Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?

2. Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?

3. Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?

3 ГРУППА

ПЕРИЭКИ

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так как спартанцем запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты . В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.

3. Кто такие периэки и чем они занимались?

4. Обладали ли периэки гражданскими правами?

5. Кто такие гоплиты и как они были вооружены?

Каждая группа, прочитав текст и ответив на вопросы, заполняет в «Листе путешественника» раздел 2 . На эту работу вам 5 минут (Слайд 5)

Раздел 2. Население Древней Спарты

(Используя текст, заполни таблицу)

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

дорийцы, граждане

греки рабы

ахейцы, свободные соседи

Чем занимались ?

войны

земледельцы

ремесленники

4. Физкультминутка

5. Система власти.

(составляем кластер)

Отдохнули, ребята! Пока вы отдыхали ко мне подошел спартанец и передал пергамент на котором записаны законы Спарты. Он сказал что, прочитав этот пергамент мы узнаем о системе управления Спарты. Давайте его прочтем и занесем данные в наши «Листы путешественника» в раздел 3 «Система управления Древней Спартой». Для того чтобы разобраться со схемой мне нужны два помощника.

(Один учащийся заполняет таблицу, другой читает пергамент и все учащиеся заполняют схему)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ ПО ЗАКОНАМ ЛИКУРГА.

Во главе государства стоял Совет старейшин , который состоял из 30 человек. Совет старейшин обладал огромной властью. Совет старейшин состоял из 28 геронтов - старейшин, которые решали вопросы суда, следили за исполнением законов, созывали народное собрание . Геронты выбирались народом, и занимали свой пост пожизненно. В совет старейшин входили и 2 царя , они выполняли роль военноначальников и обладали неограниченной властью только во время военных походов.

Затем, чтобы геронты и цари не нарушали законов государства, народное собрание выбирало наблюдателей – 5 эфоров. Эфоры могли даже смещать царей. Но все наиважнейшие вопросы государства, в том числе и избрание совета старейшин, проходило на Народном собрании. В нем принимали участие только мужчины-спартанцы. Собрание проходило у реки Эврот. Народу предлагались решения. Никому кроме царей и геронтов не разрешалось высказывать собственное мнение. Выслушав лаконичную речь царя или геронта народ криком одобрял или опровергал внесенное предложение.

Раздел 3. Система управления Древней Спарты.

(Заполните схему)

6. Спартанское воспитание

В начале путешествия мы говорили, что спартанцы воинственные люди. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». Как вы думаете, что означают эти слова? С чего всё это начиналось?

В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Можете ответить: почему?

Сообщение ученика о воспитании мальчиков.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот тоже изобьёт. За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. (Слайд 9)

7. Закрепление ранее изученного

Итак, ребята наше время истекает, и мы должны снова вернуться назад из прошлого в будущее, мы успели заполнить наши «Листы путешественника и теперь у нас достаточно материала, для того чтобы написать заметку в журнал. Но для того чтобы вновь открыть портал и вернуться, нам необходимо ответить на тест (Слайд 11):

1. Найдите правильный ответ.

Спартанцы:

1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции

2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей

3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию

2. Выберите Неправильный ответ.

1) процветало искусство;

2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

3. Выберите Неправильный ответ

Спартанские мальчики:

1) упорно занимались грамотой и письмом;

2) часами разучивали военные песни;

3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

4) славились умением красиво и долго говорить.

4. Выберите правильные ответы.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1) строились прекрасные дворцы и храмы

2) жители держали в рабстве своих соплеменником – греков

3) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

5. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

1) умели стойко переносить лишения

2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

3) никогда не подвергались физическим наказаниям

6. Назовите понятие, которое соответствует определению .

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

1) совет старейшин;

2) народное собрание;

3) ареопаг.

7. Назовите понятия, которое не соответствуют определению .

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

3) архонты

Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте дома. Вы молодцы отлично поработали не забывайте про домашнее задание.

8. Домашнее задание

& 31 Древняя Спарта

Написать заметку о Спарте (10 предложений)

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Государство основалось усилиями Лакедемона, управлявшего Лаконией. Название Спарта получила исходя из имени возлюбленной правителя. В течение первых ста лет своей истории, город не был огорожен, позднее, во времена правления Навиза, стены были установлены, затем были разрушены в ходе одного из конфликтов, но следующий правитель восстановил их.

Внутренние устои и группы населения

Интересен тот факт, что в начале существования Спарта придерживалась разделения населения на группы, которые носили названия:

  1. Спартанцы
  2. Периэки
  3. Илоты

Первые жили на территории своего города и соблюдали его закон. Также, они имели возможность заниматься любой деятельностью, однако, они избегали земледельческой деятельность, потому что она противоречила их воспитанию и считалась унизительной. В распоряжении спартанцев находилась значительная часть территорий Лаконии, которую подготавливали илоты. Также спартанец был обязан отдавать часть своей добычи на общественный стол, который носил название «сисситий», неповиновение этому закону каралось аннулированием прав гражданина у провинившегося.

Среди периэков также числились люди, имеющие права граждан, но одновременно с этим не обладавшие таким количеством прав, как спартанцы. Они существовали на всей территории Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала спартанцам. Также, интересным фактом является, что они не являлись самостоятельным городом-государством, а подчинялись указам из Спарты.

Илоты являлись земледельцами и были рабами на тех землях, которые предназначались спартанцам и периэекам. Некоторые из представителей этой группы жили в городах, однако это было скорее исключением, чаще всего они жили в сельской местности. В их права входили:

  • Возможность иметь собственное жилье
  • Право на брак и семью
  • Право на скота

Продажа илотов, по словам ученых, не являлась осуществимой, поскольку они считались были в собственности всего государства, а не частных граждан. Однако, существуют факты, подтверждающие конфликты спартанцев и илотов, в которых прослеживалась нотка ненависти и презрения.

Если верить словам Плутарха, то по указу Ликурга, каждый год молодые спартанцы объявляли войну илотам и, путешествуя по территории земель, уничтожали беззащитных людей. Тем не менее, позднее было установлено, что данное мероприятие появилось лишь вслед за событиями Первой Мессенской войны, в следствие который земледельцев стали считать опасностью для государства.

Мифы о системе воспитания и армии

Существование такой социальной прослойки, как илоты, противоречит одному из главных мифов о Спарте – сбрасывании слабых детей с горы. Данный миф приобрел популярность, благодаря Плутарху, который описывал устои спартанского народа и описывал, что неполноценных детей, неспособных стать воинами в силу слабого здоровья сбрасывали со скалы в районе гор Тайгета, а судьбу ребенка решал совет старейшин. В нынешнее время ученые придерживаются точки зрения, что такого явления в Спарте не было. Однако, это не исключает того факта, что в Спарте действительно было крайне строгая система воспитания представителей мужского пола.

Ещё одним из известных мифов является неуязвимость и отсутствие поражений у спартанской армии. Однозначно, эта армия была одной из самых сильных в мире, но и она имела свои слабые стороны и допускала промашки. Ко всему прочему она значительно уступала в вопросах инженерии другим государствам, например, своим соседям – грекам. Главным достоинством спартанских войск являлся высокий уровень дисциплины и личностных боевых навыков солдат.