Образовательный портал - Учат в школе

Присоединяйтесь
к нам в соц. сетях

Отчисление с 1 курса военного института. Отчисление из военно-учебных заведений и восстановление в них

Я курсант 4 курса Военной Академии РХБ защиты в городе Костроме.
Так сложились обстоятельства,что мне необходимо отчислиться из вышеуказанного учебного заведения.
По собственному желанию это оказалось сделать невозможно.Поэтому принял решение отчисляться по итогам очередной сессии.Но отчисленные ранее курсанты отправлялись в воинские части уже солдатами для дослуживания ими срочной службы.
Сколько не интересовался по каким правилам идёт расчет срока дослуживания никогда не мог услышать вразумительных ответов.Поэтому решил во всём разобраться сам.И действительно,изучив Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" указы Президента "Вопросы прохождения военной службы" ,только запутался,а не прояснил картину происходящего.
И так, Федеральный Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе"
Статья 35. Пункт 1, абзац 6.
Граждане,зачисленные в военные образовательные учереждения профессионального образования,назначаются на воинские должности курсантов,слушателей или иные воинские должности в порядке,определённом настоящим Федеральным законом,Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 2.
Граждане не проходившие военную службу,при зачислении в военные образовательные учереждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих,проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военой службы по достижении ими возраста 18 лет,но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учереждениях.

Т.е. Курсанты,обучаясь на первом курсе,проходят срочную службу.
=
Пункт 4.
Военнослужащие мужского пола,отчисленные из военных образовательных учереждений профессионального образования за недисциплинированность,неуспеваемость или нежелание учиться,а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы,если к моменту отчисления из указанных образовательных учереждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы,на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу,направляются для прохождения военной службы по призыву.
В этом случае в срок военой службы по призыву военнослужащим засчитывается:
Продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учереждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву (абзац в редакции, введённой в действие с 29 апреля 2004 года Федеральным законом от 26 апреля 2004 года №29-ФЗ)
=================================================
Получается,что в случае отчисления весь срок моего обучения никак не разбивается на периоды срочной службы и контрактной как у всех остальных военнослужащих.Как говориться под одну гребёнку.
Т.е. если я сейчас отчисляюсь,то мне ещё около 4 месяцев срочной службы.
=================================================
Далее стоит рассмотреть еще один документ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Вопросы прохождения военной службы" (с изменениями на 5 июля 2009 года)
Статья 3.Начало,срок и окончание военной службы.
Пункт 2.(для справки)
Сроквоеной службы установлен:
для военнослужащих,не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года - 24 месяца,(2 года).
VIII.Порядок увольнения с военной службы.
Статья 34.Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части.
Пункт 19.
Военнослужащий,проходящий военную службу по призыву,а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву,за исключением оснований,предусмотренных подпунктами "в"-"ж" пункта 1, пунктами 4 и 5 статьи 51 Федерального закона.
При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке,определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.
==================================================
Понятное дело,что проучившись курсантом 3,5 года, не очень то и охото дослуживать 4 месяца солдатом,теряя время.
Прошу квалифицированного совета.Есть шанс по закону решить этот вопрос и доказать,что первый курс-это с момента поступления до подписания контракта-это срочная служба,а время службы по контракту учитывается как два дня за один.
К тому же этот коварный абзац находится в редакции,значит есть шанс на него не ссылаться при увольнении со службы.
Я так понимаю,что каждый закон,статья,пункт устанавливают определённые правила для каждого гражданина,а если закон редактируется,значит он признан неполноценным,проще говоря не рабочим.
==================================================
Виталий.

Слушатель, обучающийся по заочной форме, представляется к отчислению из военно-учебного заведения по недисциплинированности в случае объявления ему дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка во время сбора или на основании ходатайства командира воинской части, в которой слушатель, обучающийся по заочной форме, проходит военную службу, о прекращении заочного обучения в связи с допущением им грубых нарушений воинской дисциплины.

Материалы на представляемых к отчислению обучающихся рассматриваются на ученом совете (совете) военно-учебного заведения (филиала, института, факультета). Лицам, отчисленным из вуза, выдается справка об обучении или периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому военно-учебным заведением.

Отчисление обучающихся со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза. Отчисление обучающихся с выпускного курса производится приказами начальников, которым подчинены вузы.

Прохождение военной службы лицами, отчисленными из военно-учебного заведения, осуществляется в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Специалисты, могут быть отчислены из военно-учебного заведения за невыполнение учебных планов, нарушение воинской (трудовой) дисциплины, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), а также в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам.

Отчисление специалистов по указанным основаниям производится приказами тех командиров (начальников), приказами которых они были зачислены для обучения в данное военно-учебное заведение.

3. Офицеры, обучавшиеся по программам магистратуры и отчисленные из высшего военно-учебного заведения, военнослужащие, отчисленные из военно-учебного заведения с должностей курсантов, и граждане, отчисленные из военно-учебного заведения с должностей курсантов и уволенные с военной службы, могут быть восстановлены для продолжения обучения в том же вузе, из которого они были отчислены. Восстановление производится до начала учебного года (семестра) на том же курсе обучения при наличии в вузе вакантных должностей слушателей (мест для слушателей, обучающихся по заочной форме, должностей адъюнктов, должностей курсантов) по той же военной специальности (специализации), если с момента отчисления прошло не более пяти лет, при этом возраст офицеров должен позволять им заключить новый контракт на время обучения в вузе и на пять лет военной службы после его окончания. Повторное восстановление для продолжения обучения в военно-учебном заведении не допускается.

При отсутствии подготовки по военной специальности (специализации) военнослужащие, отчисленные из военно-учебного заведения с должностей курсантов, и граждане, отчисленные из военно-учебного заведения с должностей курсантов и уволенные с военной службы, могут быть восстановлены по другой военной специальности (специализации) в рамках одного направления подготовки. Офицеры, обучавшиеся по программам магистратуры и отчисленные из высшего военно-учебного заведения, восстановлению по другой военной специальности (специализации) не подлежат.

Восстановление офицеров, обучавшихся по программам магистратуры и отчисленных из высшего военно-учебного заведения, военнослужащих, отчисленных из высшего военно-учебного заведения с должностей курсантов, для продолжения обучения производится в порядке перевода к новому месту военной службы в связи с зачислением в военно-учебное заведение по ходатайству командира воинской части, где проходит военную службу военнослужащий.

Восстановление граждан, отчисленных из военно-учебного заведения с должностей курсантов и уволенных с военной службы, для продолжения обучения или прохождения государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, осуществляется в порядке поступления на военную службу по контракту по ходатайству военного комиссара по месту жительства граждан.

4. Ходатайства о восстановлении для продолжения обучения рассматриваются на ученом совете (совете) вуза.

Значения показателей и критериев, на основании оценки которых ученый совет (совет) вуза принимает решение о восстановлении, согласовываются с Главным управлением кадров и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

В случае отказа в восстановлении для продолжения обучения в воинские части (военные комиссариаты) направляются мотивированные заключения.

Восстановление для продолжения обучения в военно-учебные заведения производится по представлению начальника вуза приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации по личному составу, а в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

5. Перевод слушателей на обучение с одной военной специальности (специализации) на другую в одном высшем военно-учебном заведении, а также из одного высшего военно-учебного заведения в другое не производится.

Перевод курсантов по служебной необходимости на обучение с одной военной специальности (специализации) на другую в одном военно-учебном заведении осуществляется решением начальника вуза по согласованию с органами военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военнослужащих, и Главным управлением кадров, а также с согласия курсантов, подлежащих переводу. Перевод курсантов, являющихся военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, по их личной просьбе в другие военно-учебные заведения осуществляется для продолжения обучения по военной специальности (специализации), по которой они обучались до перевода, или по военной специальности (специализации), входящей в соответствующее направление подготовки, по согласованию с органами военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военнослужащих, на основании решения начальника Главного управления кадров. Перевод осуществляется до начала учебного года (семестра). При переводе в другой вуз курсанту выдается справка об обучении или периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому военно-учебным заведением.

6. В случае различий в учебных планах начальник вуза, в который переводится курсант или восстанавливается военнослужащий (гражданин, отчисленный из военно-учебного заведения с должности курсанта), определяет перечень подлежащих сдаче дисциплин (модулей, учебных предметов, курсов, циклов) и сроки сдачи экзаменов (зачетов) по ним. Для таких военнослужащих разрабатывается индивидуальный учебный план.

______________________________

* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - Главным управлением кадров; федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации - военно-учебными заведениями или вузами; военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящие обучение по дополнительным профессиональным программам - специалистами; заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие родами войск Вооруженных Сил, руководители центральных органов военного управления, которым подчинены военно-учебные заведения - начальниками, которым подчинены вузы.

** Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31 ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171; 2014, N 27, ст. 3754).

Публикации

Отчисление курсантов: причины и мотивация

Издание: Социологические исследования - 2007.- №7.- С. 122-129.

В последнее десятилетие заметно обострилась проблема отчисления курсантов из военно-учебных заведений. Ежегодно 7-8 тысяч курсантов бросают учебу, а около 10 тысяч выпускников-лейтенантов уходят «на гражданку» в первые месяцы после получения диплома, что порождает дефицит офицерских кадров в войсках.

Проблему отчислений из военных вузов и увольнения из армии молодых офицеров в период с 2002 по 2006 гг. можно проследить по результатам социологического опроса, проведенного среди курсантов Михайловской военной артиллерийской академии.

Так, по образованию 16,7% из них окончили кадетский корпус; 4,3% – суворовское военное училище; 72,3% – 11 классов и 6,7% – средние профессиональные учебные заведения. Преобладающая национальность – русские (85,7%). По семейному положению: 6,7% из них женаты; 19,1% – из неполных семей; 21,1% – из семей военнослужащих.

В последние годы конкурс в академию держится на относительно невысоком уровне: в 2001 г. на одно место претендовало 3,53 человек; в 2002 г. – 2,24; 2003 г. – 1,87; 2004 г. – 1,59; 2005 г. – 2,87; 2006 г. –1,75. На состояние конкурса сказываются реформы 1990-х гг., которые привели к вымыванию важных нравственных ценностей, замещению ценности труда культом денег.

Что может дать поступление в ввуз? Если раньше в жизни офицеров заметное место занимали понятия «честь», «патриотизм», интерес к профессии, а прагматические преимущества свободы гражданской жизни не были столь рельефны, то сегодня ситуация изменилась. Материальная проблема – одна из ключевых для всего офицерского корпуса. Понятия «офицер – профессия героическая», «военная служба – интересная работа» тоже под вопросом, в том числе и потому, что из-за недостатка финансирования армейская техника зачастую устарела. Тем не менее, 40% респондентов выбрали профессию артиллериста под влиянием мечты детства; у 24% опрошенных – желание получить бесплатное высшее образование; семейная традиция – основание к поступлению для 22%; а 13% посчитали, что в военный вуз поступить легче, нежели в гражданский; выбор академии для 10% был определен волей родителей. Таким образом, 62% молодых людей руководствовались при поступлении достаточно высокими нравственными мотивами.

Важную роль в сокращении контингента для профессионального отбора в академию играет общее ухудшение физического здоровья нации, демографический кризис в стране в целом. И вследствие низкого конкурса в академию поступает немало абитуриентов, которые по уровню образования и морально-психологическим качествам не отвечают этим требованиям: 38% курсантов не может освоить учебную программу.

Но для большинства отчисленных проблем с учебой не существовало. Многие из них позитивно оценивают организацию учебного процесса. Так, 62% считают, что стали более приспособленными к трудностям; 51% – приобрели много полезного; 49% – развились физически. Менее убедительны заслуги ввуза в личностном развитии курсантов: только 30% респондентов повысили уровень образования, но около 80% курсантов обвинили в своих неудачах самих себя. Говоря о качестве образования в академии, 16% респондентов оценили его как высокое; 57% – среднее и 22% – как низкое.

Что же помешало самореализации респондентов в процессе учебы? 24% из них недовольны состоянием учебно-материальной базы и тем, что они ограничены в возможности заниматься самообразованием. Много жалоб на «очень большое количество нарядов», «съедающих много учебного и свободного времени». Мало проводится практических занятий на технике, стрельбище и полигоне. Один из анкетируемых так и написал: «Учась на третьем курсе, я будущий офицер, ни разу не метал гранаты, не стрелял из РПГ РПК, СВД и не имею о них никакого представления. Как я буду учить солдат?».

Как же был реализован потенциал курсантов в учебе? 62% – это успешные в учебе курсанты. После отчисления 81% респондентов рассчитывает продолжить учебу в гражданском вузе; около 30% – пойдут работать, по возможности совмещая работу с учебой. Таким образом, увольняются далеко не худшие.

Как причину своего нежелания учиться 51% респондентов указал низкое материальное положение военнослужащих. Около половины опрошенных (48,7%) надеются получать на «гражданке» до 15000 руб. в месяц, 16% – до 20000 руб., столько же до 10000 руб. и только 13,5% – более 25000 руб. Учитывая социальный пакет, существующий для военнослужащих (предоставление служебного жилья, личного жилья по окончании службы, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, бесплатный проезд в отпуск для всей семьи, рост различных надбавок к денежному содержанию), эти суммы в целом сопоставимы с доходами офицеров. То есть, часть курсантов некритично сравнивают свое положение с возможностями гражданских сверстников, не имеющих подобных льгот.

Неприемлемость бытовых и жилищных условий на первое место поставили 57% отчисляемых респондентов. В анкетах часто встречается пожелание обеспечить курсантам более комфортабельные условия жизни (проблемы с душем, горячей водой, холод в классах в зимнее время). 11% опрошенных не нравится качество питания. Около 50% испытывают дискомфорт из-за отсутствия свободного времени. Раздражает курсантов старших курсов запрет на пользование личными компьютерами или хотя бы магнитофонами. Особое раздражение у недовольных создают ограничения на увольнение из расположения академии. 22% респондентов не удовлетворены распорядком дня в целом. Но были и такие, которые занимались в спортивных секциях (46%); увлекались компьютерами (22%); занимались научной работой (19%); участвовали в художественной самодеятельности (13,5%).

В качестве причины написания рапорта на отчисление 49% курсантов отметили отсутствие перспектив по службе.

Вызывает тревогу, что 46% респондентов не устраивали отношения с командованием. Это третий по величине показатель на шкале проблем, которые волнуют курсантов. По мнению курсантов, некоторые офицеры не являются воспитателями, безынициативны, к личному составу относятся пренебрежительно. Справедливость подобных резких оценок может быть поставлена под сомнение, поскольку 19% респондентов констатировали острую конфликтность во взаимоотношениях с командирами. Молодые люди не всегда самокритичны, но по законам возрастной психологии остро реагируют на несправедливость по отношению к себе. Среди отчисляемых немало курсантов, совершивших грубые проступки (6,8%); любителей спиртного (10,2%); самовольщиков (6,8%). Во время учебы 30% опрошенных совершали самовольные отлучки, 19% – не выполняли распорядок дня; 16% – грубили командирам; 16% – употребляли спиртные напитки; 8% – допускали неуставные отношения.

По данным исследования на 30% респондентов повлияла информация СМИ о кризисном состоянии Вооруженных Сил, проблемах военнослужащих, на 27% – жалобы преподавателей и офицеров на свое тяжелое положение, на 22% – «откровенный разговор за жизнь» с выпускниками, офицерами из войск. С 2001 г. число досрочно уволенных составило более 75% от общего количества офицеров, покинувших Российскую армию.

В то же время только 16% опрошенных заявили о стремлении своих непосредственных начальников отговорить их от увольнения. Если офицеры могут проявить равнодушие и даже косвенно подталкивать курсантов к отчислению из академии, то нереально ожидать от курсантов единодушной альтернативной реакции: лишь 8% однокурсников осудили отчисленных в их решении уйти из академии.

Образование является одним из основных факторов профессиональной мобильности молодежи. Около 4/5 выпускников средних и высших учебных заведений западных стран и России меняют свои первоначальные ориентации и предпочтения. Поэтому педагогическому коллективу следует принять как должное возможность добровольного расставания с курсантами, которые разочаровались в военной специальности.

«Сотрудничество с учениками» предполагает обсуждение с ними того, что можно сделать для повышения привлекательности учебы в военном вузе. Респонденты предложили: улучшить жилищные и бытовые условия курсантов (59,5%); поднять качество

профессионально-психологического отбора поступающих (22%). Другие курсанты советуют жёстче требовать знания учебных дисциплин, а не сдавших сессию отчислять, быть жестче с нарушителями воинской дисциплины. 27% респондентов пессимистично заявили, что командование ничего не сможет сделать, чтобы остановить отчисление курсантов.

В последние годы заметно возросло финансирование учебного заведения, что позволяет снять ряд проблем. Но есть вопросы, которые не решить только финансированием. Один из них связан с качеством набора курсантов. Если в военные вузы набирают слабых абитуриентов, то их успешная учеба и адаптация к военной службе в значительной степени будет зависеть от умения и желания педагогов вести индивидуальную работу, используя современные информационные технологии. Нуждается в более детальном документировании описание развития личности курсанта в динамике, для чего необходимо привлечь психологов. Отчисление курсантов и увольнение молодых офицеров – слишком дорого обходится государству, чтобы экономить на современном научном и материальном обеспечении учебного процесса, бытовых условиях курсантов.

Представлен список литературы из 5 наименований.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Отчисление из военного училища

Я курсант - сирота 4 курса военного училища при отчислении меня из училища я буду должен заплатить деньги?

Да, с Вас будут иметь право взыскать деньги по договору либо как неосновательное обогащение (ст.1102 ГК РФ). Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Нет, Не должны будете заплатить. Нет оснований (ст. 1009 ГК РФ)

---можете не радоваться, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ данные вам ответы,-СОВЕРШЕННО НЕВЕРНЫЕ И НЕ ОСНОВАНЫ НА ЗАКОНЕ! см. судебную практику по данному вопросу!.Решение № 2-847/2015 2-847/2015~М-607/2015 М-607/2015 от 25 июня 2015 г. по делу № 2-847/2015 Краснофлотский районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Дело №2-847/2015 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июня 2015 г. Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи: Ковалевой Т.Н., при секретаре: Ларионовой А.Е., с участием: представителя истца по доверенности от *** Бердычевец В.И.; ответчика Контанистова И.В., рассмотрев в судебном заседании в г. Хабаровске гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения высшего профессионального образования «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» к Контанистову... о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истец Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» обратился в суд с иском к ответчику Контанистову И.В. о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку, взыскании судебных расходов, мотивировав свои требования тем, что ответчик Контанистов И.В. был зачислен для прохождения обучения в Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» с *** на основании приказа начальника института от *** № ... *** ответчик отчислен из института в связи с нежеланием продолжать обучение и уволен с военной службы на основании приказа начальника института от *** № ... В соответствии с п.7 ст. 35 ФЗ от *** № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в данном пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. *** между Контанистовым И.В. и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в лице начальника института заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в институте и пять лет военной службы после его окончания. П.2 контракта предусмотрена обязанность Контанистова И.В. возместить в случаях, предусмотренных п.7 ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере... В связи с увольнением с военной службы контракт прекратил свое действие *** на основании подп.»ж» п.1 ст. 51 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования. Постановлением Правительства РФ от *** ... « Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Согласно абзацу второго пункта 1 Методики военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям. Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований. Согласно п. 6 Методики размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы. Приказом ФСБ РФ от *** ... утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходов на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в образовательных учреждениях ФСБ России. На основании пункта 12 данных Методик, образовательные учреждения ежегодно представляют в Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России до 15 июня текущего года расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты. В 2010 г. фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт о прохождении военной службы курсантов образовательных учреждений ФСБ России, установлено в размере руб. за... год обучения. Указанная сумма включена в контракт с ответчиком, что подтверждается его подписью. Фактический срок обучения ответчика в ХПИ ФСБ России составил... ... (с *** по ***), следовательно, общий размер средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку в период обучения в институте составил... При отчислении из института и увольнении с военной службы и до настоящего времени ответчик в добровольном порядке средства, затраченные на его военную подготовку, не возместил. Просят взыскать с Контанистова И.В. денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения в институте в размере..., уплаченную государственную пошлину в размере... Впоследствии в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные исковые требования уточнены, просят суд взыскать с ответчика Контанистова И.В. денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения в институте в размере... коп., уплаченную государственную пошлину в размере..., остальную оставшуюся сумму... вернуть институту. В судебном заседании представитель истца по доверенности Бердычевец В.И. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просит исковые требования удовлетворить. В судебном заседании ответчик Контанистов И.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнения не признал, пояснил, что сторона истца не несла расходы на его обучение, так как он сирота, в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» был зачислен на полное государственное обеспечение. Был отчислен из института в силу конфликтной ситуации с руководством, его виновных действий нет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований с учетом их уточнения по следующим основаниям. В соответствии со ст.12 ГПК РФ , правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу положений ст.56 ГПК РФ , каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами РФ высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Согласно п.1,2 ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет; граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами РФ; граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от *** ... контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимися в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами. При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами. Следовательно, в военных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства. В соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е 1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своем определении от *** № 120-О-О, предусмотренная приведенной выше нормой обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. В ходе рассмотрения дела установлено, что приказом № ... от *** Контанистов И.В. был зачислен в Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. *** между Контанистовым И.В. и Хабаровским пограничным институтом ФСБ РФ заключен контракт о прохождении военной службы, в соответствии с которым Контанистов И.В. возмещает в случаях, предусмотренных п.7 ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере... *** от Контанистова И.В. поступил рапорт об отчислении из Хабаровского пограничного института ФСБ РФ в связи с нежеланием продолжать обучение. Приказом от *** № ... Контанистов И.В., курсант... курса обучения факультета подготовки оперативного состава, отчислен из института по нежеланию учиться. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от *** по делу по заявлению Контанистова И.В. об оспаривании действий начальника Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации», связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава института, об оспаривании сведений, содержащихся в его служебной характеристике, признан незаконным приказ начальника Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от *** № ... в части удержания с Контанистова И.В. средств, затраченных на военную и специальную подготовку заявителя в сумме... и названное должностное лицо обязано внести изменения в данный приказ, указав в нем сумму, подлежащую удержанию в размере... руб. Ссылки ответчика на то, что он не должен возмещать расходы на его обучение, так как является лицом, оставшимся без попечения родителей, несостоятельны, поскольку возмещению в этом случае подлежат лишь средства, затраченные на его военную (специальную) подготовку, которые не подпадают под действие ст. 6 Федерального закона от *** № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязанность по возмещению указанных средств прямо закреплена в контракте Контанистова И.В. о прохождении военной службы, что соответствует требованиям п. 7 ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе». В силу положений ст. 61 ГПК РФ , обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Из сообщения от *** следует, что приказом начальника института от *** № ... в приказ начальника института от *** № ... были внесены соответствующие изменения на основании апелляционного определения от ***. Таким образом, судом установлено, что заявленные исковые требования с учетом их уточнения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доказательств в обоснование возражений относительно заявленных требований в части написания рапорта из-за конфликтной ситуации ответчиком представлено не было, времени для предоставления доказательств у сторон было достаточно. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ , стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Из положений ст. 93 ГПК РФ следует, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно ст. 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Обстоятельств для применения положений ст. 333.40 НК РФ судом не установлено. С учетом изложенного, правовых оснований для возврата истцу госпошлины в размере... не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения высшего профессионального образования «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» удовлетворить. Взыскать с Контанистова..., *** рождения, уроженца в пользу Федерального государственного казенного учреждения высшего профессионального образования «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» денежные средства, затраченные на военную (специальную) подготовку в размере... руб.; расходы по уплате государственной пошлины в размере..., а всего: ... Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, через суд, его вынесший. Судья: подпись Копия верна: судья Т.Н. Ковалева Мотивированный текст решения составлен 30 июня 2015 года Подлинник решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска подшит в деле № 2-847/2015 г.

Отчислен из военного училища с третьего курса за неуспеваемость по одному предмету. Дело передано в суд о взыскании 840 000,00 руб. На основании каких правовых документов рассчитываются и взыскиваются эти денежные средства.

Здравствуйте. Для ответа на Ваш вопрос необходимо изучить поданное в суд исковое заявление. Только после этого можно определить перспективы.

Юрий, возьмите в руки иск и прочитайте, что там написано. Думаю, для курсанта третьего курса это не составит особого труда. В иске истец должен обосновать свои требования именно с правовой точки зрения, со ссылками на законы. Можете потом обратиться к юристу за составлением возражения.

Я курсант 2 курса военного вуза не являюсь контрактником, при отчислении из училища сколько денежных средств мне придётся заплатить? И за что я вообще должен заплатить?

Добрый день После отчисления вы обязаны вернуть денежные средства потраченные на ваше обучение государством за тот период который вы обучались, в вашем случае за 2 года. Обычно это делают в судебном порядке. Сумму уточнить не могу. Последний раз, в 2015 года за весь период было где то 450 тысяч со специалиста, который обучился, а служить не пошел.

При отчислении из военного училища сколько времени мне отводится на то, чтобы выплатить необходимую сумму?

Доброго времени суток Если вы обязаны выплатить необходимую сумму, то никакого времени у вас нет, нужно всё оплатить незамедлительно, если договором не предусмотрено иное Удачи Вам. Анна Титова.

Если командование училища выставило вам счет, вы обязаны его оплатить. Сроки не установлены, но лучше не затягивать. Но если не будет оплаты то училище сможет подать в суд. Исковая давность по данному вопросу - 3 года.

О какой сумме идет речь,? Если речь идет о возврате денег за обучение, то в данном случае это вопрос решается индивидуально в каждой конкретной ситуации.

Где и как можно узнать, сколько придётся заплатить после отчисления из военного училища (закончил 1 курс, контракт не подписан).
Второй вопрос, можно ли будет взять отсрочку на выплату и на какой срок?

Здравствуйте, Если вы обучаетесь на платной основе, значит у вас должен быть договор с учебным заведением и в нём все написано, мы этого документа не видим Желаю Вам удачи и всех благ!

Написал рапорт на увольнение из военного училища, сказали что отчисления придется ждать 2-3 месяца можно ли как нибудь ускорить этот процесс?

Добрый день, вы имеете право подать на них жалобу в военную прокуратуру, что бы те провели проверку законности столь долгой процедуры отчисления,

Как правильно написать рапорт на отчисление из военного училища контрактнику?

Здравствуйте, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся практикой его применения можно его писать в свободной форме.

Согласно выписки из приказа на отчисление курсанта из военного училища-"уволить с военной службы в связи с отчислением из училища (пп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Должен ли он возмещать средства потраченные на обучение?

Обязанности, права и ответственность сторон прописана у курсанта в контракте. Как можно ответить на ваш вопрос с "закрытыми глазами"?

Нет, не должен ничего возмещать, если поступал на общих основаниях, законом это не предусмотрено. Удачи Вам и всего всего самого наилучшего.

За отчисление из военного училища судом была присуждена плата за обучение, у сына не было такой суммы, и решение суда не было выполнено, приставы тоже не приходили, прошло три года, что могут предьявить сыну.

Если решение состоялось, придётся платить. У исполнительного производства нет срока давности

Если исполнительный лист после решения суда не предъявлялся для взыскания в течении трех лет, то решение суда будет не исполнено. ч.1 ст21 ФЗ Об ИП Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

Может ли быть поводом отчисление из училища военно-морского если до присяги осталось 10 дней. За то что не сдал сотовый телефон и не вышел на зарядку.

нужно смотреть устав учебного заведения, там должны быть указаны поводы.

Может ли быть поводом отчисление из училища военно-морского если до присяги осталось 10 дней. За то что не сдал сотовый телефон и не вышел на зарядку. Может быть это и к лучшему, если трудно принять флотские правила жизни?!

Бывают ли отчисления из военных училищ за болезни, и если да, то за какой срок/частоту болезней.

Михаил, - это закрытая статистика, к тому-же медико-военная статистика. Это - не юридический вопрос. Статистикой занимаются военные специалисты в этой области.

Можно ли отсудить у государства какие-либо средств при отчислении из военного училища, если не выполняются условия контракта и в ходе службы получил различные заболевания?

Здравствуйте! да, можете рассчитывать на денежные выплаты.

Сын, был отчислен из военного училища. Долг за обучение составляет 125 тысяч. Семья у нас многодетная (трое несовершеннолетних детей). Сын учиться сейчас на очном отделении. Возможности погасить долг нет. Можно ли суд попросить об отсрочке долга, пока ребенок не закончит учиться?

Здравствуйте,В судебном заседании до вынесения решения такое ход-во заявляется.

Вы можете заявит ходатайство о рассрочке либо об отсрочек выплаты по долгу. Но обычно это делают уже после вынесения решения суда.

Отчисление из военного училища в нашей стране приравнено к судимости и ни на какую работу тебя больше ни в какие силовые структуры ни в мчс не возьмут в се смотрят на запись в военном билете и морщаться.

Это вопрос? Держитесь

В настоящий момент сын пишет рапорт об отчислении из военного училища, 1-ый курс СПО, присягу принял в сентябре. Существуют ли какие-либо подводные камни в формах написания такого рапорта и как рассчитывается сумма для возмещения за обучение?

Существуют ли какие-либо подводные камни в формах написания такого рапорта ---да в принципе не существуют. а по сумме нужно читать договор и из произведённой оплаты вычесть за фактическое обучение. если иное не предусмотрено договором

Был отчислен после 4 курса из военного училища параллельно получил высшее гражданское образование по такой специализации может ли он пойти служить по контракту в звании офицера.

А есть ли звание? обычным рядовым,

Заставляют подписать отказ от ВВК при отчислении из училища. В период учебы была обнаружена позвоночная грыжа. Как быть?

пишите в рапорте, что хотите перед увольнением пройти ВВК, ссылайтесь на заболевание полученное в период учебы. Это ваше право быть освидетельствованным. Если ваш рапорт не рассматривается или не регистрируется, жалуйтесь в военную прокуратуру. Так же по закону, у вас есть 1 года после увольнения для освидетельствования и определения причинно-следственных связей между болезней и службой в армии.

Военнослужащий был отчислен из военного училища и был направлен дослуживать в часть. Формально, срок службы у него заканчивается в 20-х числах июля. Т.е., после окончания весеннего призыва (15 июля). В какие сроки он должен быть уволен в запас?
Спасибо.

Константин,добрый день! Согласно пунктам 10, 11 Федерального Закона"О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; 11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части; (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 18-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы. 12. В срок военной службы не засчитываются: время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста; время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Желаю удачи

Сына отчислили из военного училища после 5 месяцев обучения. На момент отчисления контракт заключен не был, сыну было 17 лет. Теперь требуют выплатить расходы за обучение. Правомерно ли это?

Олег, ну как можно отвечать, если вообще никакой информации по вопросу нет? Что за училище? Условия приема/обучения и т.д. В рамках сайта такие, заочно, такие вопросы не решаются. Обращайтесь со всеми документами к адвокату/юристу на очную консультацию. Всего доброго.

Главная > Документ

Отчисление из военно-учебных заведений и восстановление в них

В.Б. Догляд, майор юстиции, помощник начальника военно-дирижерского факультета Консерватории им. П.И. Чайковского, преподаватель военного права

В тезисах доклада Министра обороны Российской Федерации на учебно-методическом сборе руководящего состава военных академий (университетов) Министерства обороны РФ 26 марта 1998 г. было указано, что в среднем на обучение одного офицера расходуется в год около 50 тыс. рублей. Затраты на подготовку офицеров также возрастают в результате значительных отчислений курсантов в процессе учебы. За последние десять лет их масштабы за цикл обучения увеличились более чем в 3 раза и в выпуске 1997 г. составили около 33% от числа поступивших на первые курсы. В результате четвертая часть вузов Министерства обороны работает «вхолостую», расходуя при этом значительные финансовые, материальные и технические средства. Это при том, что стоимость содержания одного вуза примерно равна стоимости содержания дивизии полного состава. Анализ состояния подготовки показал, что около 38% курсантов неспособны в полном объеме успешно освоить учебный материал. Более 50% выпускников в течение первых лет службы увольняются из Вооруженных Сил. В настоящее время из-за резко возросших масштабов досрочного увольнения курсантов и роста их отчислений из военно-учебных заведений вузы способны выполнить задачу комплектования войск (сил) офицерами лишь на одну треть от реальной потребности. С начала 2000 г. для обеспечения потребностей в подготовке офицеров для Вооруженных Сил и других войск, а также для иностранных армий на договорной основе в системе военного образования Министерства обороны действует 55 вузов. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и в своей деятельности руководствуются Законом “Об образовании” (в ред. федеральных законов от 13 января 1996 № 12-ФЗ, от 16 ноября1997 № 144 - ФЗ), Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, Положением о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны РФ 1994 г. № 110, уставами военно-учебных заведений и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования. Общие права и обязанности слушателей, адъюнктов и курсантов определяются нормативными актами Российской Федерации, указанными и другими. В данной статье речь пойдет о действующем законодательстве, регулирующем порядок отчисления и восстановления в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее – вузы) курсантов, адъюнктов, слушателей, иностранных военнослужащих (далее – военнослужащих) – переменного состава этих вузов. Военнослужащие обучающиеся в вузах, именуются: не имеющие офицерских воинских званий – курсантами, а имеющие воинские звания офицеров – слушателями. Слушателями могут быть военнослужащие, не имеющие офицерских воинских званий, принятые на учебу после окончания трех или четырех курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующего профиля. Адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее профессиональное образование и обучающиеся в адъюнктуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Слушатели и курсанты иностранных государств – это военнослужащие иностранных государств, проходящие обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации на основе двух и многосторонних соглашений между государствами (Указ Президента Российской Федерации “О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” от 20 августа 1997 г. № 907 (Собрание законодательства Российской Федерации.–1997.–№ 34.–Ст. 3955). Кроме перечисленных категорий военнослужащих можно выделить такую категорию обучаемых, как военнослужащие женского пола. Отчисление из вузов военнослужащих и их восстановление можно представить как процесс возникновения, прекращения военно-служебных отношений в связи с реализацией права на образование в военных образовательных учреждениях профессионального образования. При отчислении из вузов и восстановлении в правовом положении военнослужащих происходят коренные изменения: они прекращают в некоторой степени исполнение общих, должностных и специальных обязанностей и утрачивают права, вытекающие из их статуса как военнослужащих, обучающихся в соответствующем вузе. Отчисление из вузов военнослужащих как особенное правоотношение в сфере военно-служебных отношений условно можно представить как меру дисциплинарного воздействия, применяемую к определенной категории – обучаемым в вузе военнослужащим (хотя соответствующая мера воздействия или санкция отсутствует в Дисциплинарном уставе ВС РФ), и как процесс, состоящий из объективных и субъективных факторов: объективные, независящие от воли сторон, но с учетом специфики правового положения военнослужащих; субъективные, отражающие внутреннее состояние военнослужащих и начальника вуза, при наличии конкретных условий, необходимых для увольнения и закрепленных в нормативных правовых актах 1 . Восстановление в вузе ранее обучавшихся военнослужащих возможно также при наличии обоих факторов. Особое положение лиц, обучающихся в вузе, связано с тем, что они обучаясь, одновременно проходят военную службу: до второго курса – по призыву, а после заключения контракта – по контракту. Особые условия военной службы, особенности военной организации соответственно обусловливают и специфику отчисления и восстановления военнослужащих в вузе. Установление специального порядка отчисления и восстановления военнослужащих в вузе объясняется тем, что в условиях военной службы имеются существенные особенности 2 в содержании и порядке реализации права граждан, военнослужащих на получение высшего образования, которые связаны с особым характером задач, выполняемых Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, со спецификой возникающих при этом военно-служебных отношений, потребностями в “военных специалистах”. Данные особенности распространяются только на военнослужащих и вытекают из самой природы военной организации, предназначенной для ведения вооруженной борьбы, требующей от личного состава исключительно высоких моральных боевых качеств: дисциплинированности, беспрекословного повиновения начальникам, постоянной готовности к самопожертвованию во имя выполнения своего воинского долга. Теоретико-методологический анализ проблем, связанных с отчислением из вузов и восстановлением в них военнослужащих по своей правовой природе имеет общие черты с институтом увольнения военнослужащих. Так, например, можно выделить основные закономерности данного явления; 1) законность, т.е. отчисление из вузов и восстановление в них производится по основаниям, указанным в законе, и порядке, установленном законодательством по каждому основанию; 2) соответствие основания отчисления из вуза и восстановления фактическим обстоятельствам, сложившимся между сторонами; 3) письменная форма при отчислении и восстановлении в виде приказа (юридического акта), служащего основанием для возникновения, изменения военно-служебных отношений и последующего их прекращения; 4) строго определенный круг лиц (начальник вуза), которым предоставлено право производить отчисление из вуза или восстановление; 5) последовательный характер при отчислении из вуза и восстановлении в вузе (подготовка документов к отчислению, восстановлению, рассмотрение на ученом совете, издание приказа об отчислении из вуза и восстановлении, исключение из списков личного состава вуза, постановка на воинский учет или отправка для дальнейшего прохождения военной службы в соответствующую воинскую часть и др.; 6) гарантированность восстановления в вузе, необоснованно отчисленных и возмещения ущерба; 7) ответственность должностных лиц за нарушения законодательства по вопросу реализации права на образование и др. Таким образом, отчисление из военных образовательных учреждений профессионального образования и восстановление в них является юридическим фактом изменения и в последующем возникновения служебно-правового положения военнослужащего, связанного с обучением, с утратой и восстановлением статуса “обучающегося” военнослужащего. Отчисление военнослужащих из вуза производится: 1) в случае когда они отказываются заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” (абз. 4 п. 2 ст. 35); 2) за невыполнение учебных планов; 3) за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка; 4) по неуспеваемости; 5) по нежеланию учиться; 6) по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии); 7) в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам; 8) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности) в отношении курсантов авиационных вузов. Перечисленные основания (2 – 8) изложены в п. 43 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Военнослужащие, находящиеся на обучении в военном учебном заведении, кроме перечисленных выше оснований отчисляются также при наличии следующих оснований: согласно подп. “г” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”– в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, т.е. курсанта до заключения контракта о прохождении военной службы; подп. “д” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с лишением воинского звания; подп. “е” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. Могут быть отчислены при наличии оснований, предусмотренных подп. ”г”, “д” п. 2, “б”, “в” п. 3 ст. 51 Закона. Так, военным судом Московского гарнизона была рассмотрена жалоба отчисленных курсантов М. и Н. на действия начальника Военного университета, связанные с их отчислением из вуза по недисциплинированности (употребление наркотических средств) и увольнением их с военной службы за несоблюдение условий контракта, т.е. по подп. “в” п. 2 ст. 51 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением ими условий контракта. Но ввиду недоказанности факта употребления наркотиков военнослужащими, т.е. основания, послужившего для принятия решения командованием вуза об отчислении по недисциплинированности и увольнении по невыполнению условий контракта, данные военнослужащие были восстановлены в данном вузе. В отношении иностранных военнослужащих действуют соответствующие правила, изложенные в Положении об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 521 и обьявленным приказом МО РФ 1998 г. № 309. Так, в соответствии с пп. 28, 33 130 указанного нормативного правового акта иностранные военнослужащие, признанные непригодными к дальнейшему обучению по неуспеваемости, недисциплинированности, болезни, нежеланию учиться или по другим причинам (не выполняющие установленные в вузе правила внутреннего порядка, проживания и передвижения, нарушающие общественный порядок), подлежат отчислению из вузов (решением ГУ МВС МО РФ) и откомандированию в распоряжение национального командования. По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации. Правом на отчисление и восстановление в вузе военнослужащих обладает соответствующий начальник вуза. Полномочия начальника вуза как должностного лица по отчислению и восстановлению в вузе представляют собой часть его компетенции и являются совокупностью персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций в процессе своей деятельности. Непосредственное закрепление полномочий при отчислении и восстановлении в вузе военнослужащих отражено в Положении о высших военно-учебных заведениях МО РФ, Положении о высшем военно-учебном заведении ФПС РФ (приказ директора ФПС РФ от 18 октября 1996 г. № 699). Так, согласно п. 43 Положения о вузе (МО РФ) дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление производится приказом начальника вуза. Кроме того, в качестве гарантий от незаконных решений командования вузов в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба ВС РФ (телеграмма 1997 г. № 173/1/694) право на отчисление из военно-учебных заведений после заключения военнослужащими контракта о прохождении военной службы предоставлено только начальникам, которым соответствующие вузы подчинены. Некоторые особенности сохраняются при отчислении курсантов, заключивших контракт, слушателей первого и второго курсов очного обучения, слушателей первого – третьего курсов заочного обучения вузов ФПС РФ, где отчисление производится с санкции заместителя директора ФПС России. Отчисление курсантов и слушателей выпускных курсов производится с санкции директора ФПС России (пп. 60 – 62 Положения о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации). В связи с преобразованием военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, осуществленным на основе постановления Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009, многие вузы приобрели статус филиалов и структурных подразделений военных академий, университетов, институтов. Начальники этих структурных подразделений, филиалов наделяются правами начальников вузов по доверенности. В действующих законодательных актах отсутствует норма, определяющая основания отчисления из вузов военнослужащих, за исключением положения, изложенного в абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы), тогда как, например, в п. 9 ст. 17 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” есть специальная норма (в отношении студентов): “ За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам”. Учитывая положения п. 3 ст. 2 ГК РФ, можно сделать заключение, что указанные нормы по регулированию вопроса по поводу отчисления военнослужащих из вуза, несмотря на однородность отношений, не могут регулироваться гражданским законодательством. В последнем абзаце п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. №650 “Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования” указано, что порядок отчисления устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа. В общем анализ действующего законодательства позволяет заключить, что состав (основания) норм для отчисления и восстановления в вузе военнослужащих не установлен Законом (за исключением одного основания – отчисления в связи с незаключением контракта о прохождении военной службы, т.е. основания, непосредственно связанного с прохождением военной службы, а не с учебным процессом). Думается, что исходя из приоритетности государственной политики в области образования в Российской Федерации и реализации положений ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 43 Конституции РФ, а также с точки зрения гарантий реализации права на образование (высшее), установления гуманистического характера образования проблемы, связанные с прекращением или возникновением отношений в сфере образования (отчисление и восстановление в вузе) должны быть разрешены в нормативно-правовых актах, принимаемых высшим представительным органом государства, т.е. в законах. Важно заметить, что сам порядок реализации вышеперечисленных оснований отчисления из вуза достаточно подробно регламентирован нормами Закона. Так, в соответствии с пп. 4, 5 ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву. В данном случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются: продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования; продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву; продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву. Военнослужащие мужского пола, не достигшие 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. Указанным лицам (не достигшим 18 лет) в срок военной службы по призыву засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву. Согласно разъяснению Генерального штаба ВС РФ от 24 апреля 1998 г. № 315 К 14/1518 военнослужащим мужского пола, отчисленным из военных образовательных учреждений профессионального образования, в срок военной службы по призыву (контракту) засчитывается в продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета один месяц военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву (контракту) до 2 апреля 1998 г. и из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву (контракту) после 2 апреля 1998 г. Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, увольняются с военной службы: не имеющие военно-учетной специальности, – без постановки на воинский учет; имеющие военно-учетную специальность, – с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет. При нежелании учиться каждый курсант или слушатель может обратиться к начальнику вуза с обоснованием принятого им решения. В связи со сложившейся практикой кандидатура отчисляемого лица рассматривается на заседании ученого совета вуза с последующим решением, которое имеет рекомендательный характер. В случае если кандидат на отчисление одновременно подлежит и досрочному увольнению, в соответствии с подп. “ж” п. 3 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы в целях оценки причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащих, для принятия решения начальником вуза аттестационная комиссия выносит письменное заключение. В общем в действующем законодательстве порядок отчисления недостаточно полно определен, за исключением следующих моментов. Так, например, в соответствии с п. 29 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 605, объявленного приказом Министра обороны РФ 1996 г. № 340, курсанты, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта о прохождении военной службы, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, направляются для прохождения военной службы или в запас с теми предметами вещевого имущества (кроме инвентарных вещей), которые находились в их пользовании на день убытия. В случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, назначения ему уголовного наказания в виде лишения свободы, лишения его воинского звания, невыполнения им условий контракта и в некоторых других случаях, стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны РФ и федеральными органами исполнительной власти (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих). Основным правовым актом при отчислении военнослужащего из вуза является приказ начальника вуза об отчислении, в содержание которого входит основание отчисления (первопричина) предусмотренное п. 43 Положения (приказ Министра обороны РФ 1994 г. № 110). Но так как обучение в вузе неразрывно связано с прохождением военной службы по призыву (до заключения контракта курсантами) или по контракту, то одновременно с отчислением производится увольнение с военной службы со всеми элементами, присущими данному институту: расторжение контракта, исключение из списков военно-учебного заведения, всех видов довольствия, направление для прохождения военной службы по призыву (не выслуживших срока службы про призыву – 24 мес.), направление в военный комиссариат по месту жительства (или выбранному) на воинский учет с зачислением в запас, кроме военнослужащих женского пола, не имеющих военно-учетной специальности. В отношении иностранных военнослужащих начальник вуза подготавливает представление на отчисление иностранных военнослужащих, признанных непригодными к дальнейшему обучению в вузе. Начальники вузов направляют по подчиненности в виды Вооруженных Сил и управления 2 экземпляра представлений об отчислении иностранных военнослужащих с приложением копий служебных карточек, характеристик (с визой старших национальных групп), выписок из протоколов заседаний ученых советов вузов, заключений военно-врачебных комиссий, рапортов слушателей (курсантов) о нежелании учиться и других документов. Решение об отчислении может приниматься начальником ГУ МВС МО РФ после уведомления национального командования и сообщается в виды Вооруженных Сил и управления, а копии направляются в вузы (п. 33 Руководства по подготовке национальных военных кадров...). Согласно п. 3 Инструкции о порядке выдачи государственных документов о высшем и среднем профессиональном образовании, заполнения, регистрации и хранения соответствующих бланков документов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 мая 1997 г. № 202, курсантам (слушателям), прервавшим обучение после июня 1996 г., при успешном освоении ими части основной профессиональной образовательной программы в объеме первых двух лет обучения в высшем военно-учебном заведении выдается диплом о неполном высшем образовании. Основанием для выдачи диплома о неполном высшем образовании являются зафиксированные в академической ведомости положительные результаты обучения по той части основной профессиональной образовательной программы, которая предусмотрена на первых двух курсах учебным планом высшего военно-учебного заведения. Курсантам (слушателям), отчисленным из военно-учебного заведения в течение первых двух лет обучения, в том числе и при их переходе (переводе) в другое образовательное учреждение, выдается академическая справка установленного образца. При отчислении с третьего и последующих курсов одновременно с дипломом о неполном высшем образовании выдается академическая справка, где указываются только дисциплины, освоенные сверх указанных в дипломе о неполном высшем образовании. Причина, по которой курсант (слушатель) прервал обучение в высшем военно-учебном заведении, в академической справке не указывается (п. 9 Инструкции). Подводя итог, следует отметить, что отчисление из вуза военнослужащих тесно связано с основаниями увольнения и досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, а так как последнее урегулировано военным законодательством (Федеральными закономи “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, Положением о порядке прохождения военной службы, общевоинскими уставами ВС РФ), то реализация права сторон (военнослужащего и начальника вуза) на отчисление возможна с применением определенных норм действующего законодательства и с учетом всех особенностей каждого конкретного случая. Положения о высших военно-учебных заведениях (разных “силовых” ведомств) предусматривают возможность восстановления отчисленных курсантов (слушателей). Слушатели и курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться или отказавшиеся в установленные сроки заключить контракт о прохождении военной службы, могут быть повторно приняты в вуз только на общих основаниях в соответствии с Правилами приема в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны от 26 февраля 1989 г. № 90 с изм. и доп.) и Уставом вуза. Слушатели и курсанты, отчисленные по указанным причинам со второго и последующих курсов, могут быть восстановлены на том же курсе того же или родственного вуза при условии их безупречной службы в войсках (добросовестной работы) и если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. (Для сравнения: студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течении пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.) Слушатели и курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же вуза, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Курсанты, отчисленные из высших авиационных училищ летчиков (штурманов) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности), на учебу в указанные училища не восстанавливаются (п. 44 Положения о высшем военно-учебном заведении МО РФ). Курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности или нежеланию учиться, могут быть повторно приняты в вуз только на общих основаниях в соответствии с действующими правилами приема в вуз. Слушатели и курсанты, отчисленные со второго и последующих курсов по причине неуспеваемости (слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты) или не допущенные к экзаменам (зачетам) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также слушатели и курсанты, показавшие неудовлетворительные результаты в ходе инспектирования (комплексной проверки), и если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. Слушатели и курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же вуза, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Курсанты летных специальностей, отчисленные из высшего военно-учебного заведения по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности), на учебу по этим специальностям не восстанавливаются (п. 64 Положения о высшем военно-учебном заведении МО РФ). Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчисленные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторантуры, направляются к новому месту военной службы, где заключают новый контракт о прохождении военной службы. Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинское звание офицеров и прапорщиков (мичманов), не желающие заключить новый контракт, увольняются с военной службы (кроме военнослужащих, не выслуживших установленные сроки военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение с военной службы, освобождение или отстрочку от призыва на военную службу). Увольнение с военной службы производится из военно-учебного заведения, иного учреждения, в котором они обучались в адъюнктуре или военной докторантуре. Восстановление офицеров, раннее обучавшихся в вузах Министерства обороны РФ, на учебу производится решением начальника, которому подчинен вуз, по представлению командира воинской части, начальника учреждения, предприятия или организации Министерства обороны РФ, где проходит службу офицер, согласованному с начальником вуза. Остальные лица восстанавливаются на учебу решением начальника вуза по представлению их прямых начальников (военных комиссаров по месту жительства). Офицеры, отчисленные со второго и последующих курсов очного обучения, могут быть в том же порядке зачислены на соответствующие курсы заочного обучения по той же или родственной специальности. Экзамены и зачеты, сданные за период очного обучения, решением начальника вуза могут быть зачтены, при условии соответствия учебных программ по этим дисциплинам (п. 45 Положения о высших военно-учебных заведениях МО РФ). Военнослужащие (слушатели и курсанты), отчисленные из военно-учебных заведений Министерства обороны РФ в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности, восстанавливаются на основании их рапортов в соответствующих военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ (и на тех же курсах, на которых они обучались до незаконного осуждения либо незаконного привлечения к уголовной ответственности) после решения вопроса о восстановлении их на военной службе. В Федеральной пограничной службе РФ восстановление офицеров на учебу производится решением директора ФПС РФ по представлению командира воинской части или начальника подразделения ФПС России, где проходит службу офицер, согласованному с начальником вуза. Остальные лица восстанавливаются на учебу решением начальника вуза по представлениям их прямых начальников или военных комиссаров по месту жительства (п. 65 Положения о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации). Таким образом, восстановление в вузе отчисленных курсантов (слушателей) и других категорий возможно при наличии условий, установленных вышеперечисленными правилами, при личном обращении к начальнику вуза или в судебном порядке. _____________________________________________ 1 См.: Фатеев К.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” // Право в Вооруженных Силах 1999.– № 12.– С. 18. 2 См.: Там же.– С. 18.

  1. Военный университет (1)

    Диссертация

    Проблемы правового регулирования комплектования Вооруженных Сил разрабатывались учеными-юристами как дореволюционного периода (Греков, Добровольский, Лобко, Редигер, Штейн и др.

  2. Фатеев Константин Валерьевич полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 1, 3, § 2 главы 17 (совместно с А. В. Кудашкиным), 18, § 5 главы 19. указатель

    Библиографический указатель

    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.

  3. Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламент

    Регламент

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных

  4. Учебник для высших военно-учебных заведений

    Учебник

    Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных

  5. Кудашкин Александр Васильевич, полковник юстиции, кандидат юридических наук, старший преподаватель Военного университета (руководитель авт колл.) разд. I, VI, ст. 32, предметно алфавитный указатель

    Библиографический указатель

    Кудашкин Александр Васильевич, полковник юстиции, кандидат юридических наук, старший преподаватель Военного университета (руководитель авт. колл.) - разд.