Тема памяти в русской лирике. Сочинение «Тема памяти в лирике А.Т

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, - ума не приложу, –

Жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, -

восклицает он.

Больше всего поэту не хотелось бы, чтобы подвиг юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку - забытым.»

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

К вам, павшие в той битве мировой

Наше счастье на земле суровой,

Я обращаю в каждом новом слове, -

пишет поэт в стихотворении «В тот день, когда закончилась война». Поэт не бог: ему не дано воскресить ушедших героев, но он наделен иной силой. Он способен увековечить память о павших. Твардовский называет битву мировой, подчеркивая тем самым ее кровопролитный характер. Убитым не дано было увидеть радость победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших.

Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от имени погибшего героя. Тело его не было похоронено по обычаям предков. Оно осталось лежать в том самом болоте, где встретил герой свою гибель в бою. Солдат ушел из жизни, даже не успев осознать этого.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки, -

повествует он.

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

Тема исторической памяти в лирике В. Гадаева.

Тулкина Т. В., к.ф.н

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева г. Саранск, Россия.

Огромное значение для становления личности, формирования мировоззрения гражданина и патриота играет тот факт, насколько четко и правильно сформировалось в сознании молодого человека представление об основах культуры своего народа, насколько хорошо он знает процессы и события, определившие ход исторического становления и развития России. Поэтому историческая тема традиционно занимает в творчестве художников слова значительное место. Мотив исторических судеб страны объединяет целые пласты их творчества, объединяет прошлое и настоящее, указывает на неразрывную связь судьбы лирического героя с судьбой Родины.

Историческая память - своеобразный пантеон национальной идентичности. Она содержит знание об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство» . А культурная память - необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма.

Однако процесс исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений.

Писатели зачастую вносят весомый вклад в возвращение исторической памяти. Литературные произведения передают современникам представления о трагических страницах российской истории. Немалое значение имеет устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности к прошлому. Историческая память живет активной жизнью и не только воссоздает образы прошлого, но и вызывает широкий спектр эмоций - восхищения и поклонения, скорби и страдания, пренебрежения и скептицизма.

Поэтическая стезя В. Гадаева начинается от порога отчего дома. Прочный уклад жизни, основывающийся на нелёгком крестьянском труде, формировал устойчивый социально-психологический тип человека, который для будущего поэта воплотился в его родителях и близких людях, чьи образы навсегда запечатлелись в его нравственном сознании. И на протяжении всей своей творческой жизни В. Гадаев обращается к ним как к источнику чистой совести, как к путеводной звезде: Но чем дышу, о чём пою,/Я с детства полонен . Под его пером часто воскрешается память о самых близких и светлых людях: об отце, славившемся в округе великолепным мастерством валяльного дела, о матери - неутомимой хранительнице семейного очага, о деде - виртуозном портном:

Как ни казалось бы нам странно,

Мы в этом доме рождены.

Отечества нет без преданий,

Нет нового без старины.

И потому я буду помнить,

Куда бы жизнь ни позвала,

Семью, обычаи, законы,

Дом на окраине села .

Особую функцию в движении художественной мысли Гадаева выполняет мотив исторической памяти, посредством которого он обращается к культурной традиции как к собственному переживанию, своеобразной форме частного опыта, и в этом плане интересен цикл стихотворений, посвященный ярмарке: «Накануне ярмарки», «Ярмарка», «Возвращение с ярмарки», «На бывшей базарно-ярмарочной площади» и др. Ново-Троицк, родина поэта, издавна славился своими ярмарками, село, где жили лучшие мастера многих ремесел, славилось качественным товаром. Сюда в дни ярмарки съезжался народ со всех концов Мордовии. Это было событие, это был праздник, долгожданный и радостный. Ожидание чего-то необыкновенного, чудесного стремится передать поэт в стихотворении «Накануне ярмарки», эмоции трепещут, чувства обострены: Увидишь шаль иль красную рубаху,/Лицо ль мокшанки зноем полыхнет-/И встрепенётся, вспыхнет сердце, ахнет,/Таинственное что-то запоет .

Чтобы подчеркнуть, выделить это состояние души, показать, как ценно такое ожидание для человека деревни, поэт использует сочетание словесной анафоры с весьма оригинальными сравнениями:

Как тыквенные семечки с заслона

Сияет с небосклона Млечный Путь.

Как отдаленный наигрыш гармони,

Свет праздника переполняет грудь.

И яркими, образными, очень выразительными метафорами:

Вот-вот земля ударит петухами.

Вот-вот забрезжит свет над стороной.

Забьет, замашет ярмарка крылами

И выплеснется тучею цветной .

Долгожданный день ярмарки («Ярмарка») обрисован еще эмоциональнее, ярче, колоритнее, с употреблением восклицательных синтаксических конструкций, потому что ярмарка – это демонстрация богатств народа, его мастерства, плодородия земли, результатов труда человека:

Ярмарка! Утра рань.

Синяя, красная ткань,

И половодье цветов.

Радуй, звени, весели,

Песня щедрой земли!

Нынче в родной стороне

Как ты созвучна мне! .

Ярмарка – всенародный праздник, он собирал множество людей, на ярмарку стекались жители многих деревень Мордовии. Характерно, что поэт родной край органично воспринимает как русско-мордовское пространство, на котором общей историей и судьбой как «таинством магнита» скреплены народы. Буйство чувств, буйство красок – это и есть деревенская ярмарка:

Словно сто речек в море,

С дальних дорог и взгорьев,

С ближних приречных широт

Волжский окрестный народ

Шумно вливается в площадь! .

Всю свою глубокую любовь к родному краю, своему селу, своему народу поэт выразил в окказиональном, ярком эпитете: «Край ты мой, край знойнолицый!». Лирический герой с любовью и теплотой наблюдает за красками и запахами дня, за окончанием веселья и торга. Ему радостно видеть умиротворённую красоту своего края, исполненного поэтичности - даже корова для него – «как рыжий стог в закате дня» [Гадаев 1980: 14].

И как завершающий, печальный аккорд-воспоминание о крае «знойнолицем», ярмарочном звучит позднее стихотворение Гадаева «Ночь в Ново-Троицке»: Как ярко было в юности далёкой!

Как верилось и плакалось светло!

И даже ночью от мечты высокой

Во мне сияло красочно село.

……………………………………..

Дол оглашал в ночах передбазарных,

Как коростель, тележный скрип колес.

Ремесленникам, мастерам кустарным

Всегда, всегда неплохо тут жилось

В. Гадаев нередко обращается к исторической памяти. Сёла мордовского края для поэта – это наше достояние, наша история, здесь, на мордовской земле, выросли великие люди, писатель хочет, чтобы об этом помнили. Например, в стихотворении «Старое Акшино» он рисует образ Н.П. Огарева. Поэту дорог и близок «знаменитый бунтарь», и село, где он бывал, становится особенным – ведь здесь хранится народная память о знаменитом земляке:

по этой дороге

Ездил, ходил, размышлял в тишине,

С палкой ореховой, смуглый, нестрогий.

Тот, кто не барином видится мне.

Тот, кто с Герценом в «Колокол» бухал,

В уши России набатно гремел .

Но не только деревни, села и города Мордовии в центре внимания поэта, он живо интересуется людьми своей республики, вглядывается в их жизнь, любуется их красотой, характерами, поступками. Особое внимание поэт уделяет мордовским женщинам. У него есть множество стихотворений, в которых основным является обобщённый образ мордовочки. У него в крови вера в общность судеб многонационального народа, неподдельная искренность и сердечная открытость по отношению к мордве. Ведь не будь всего этого, ему никогда не удалось бы создать такой лирический шедевр как стихотворение «Мордовки из села Лемдяй». Оно покоряет великолепным знанием предмета описания, чувством восторга, блеском поэтического слога, атмосферой душевной свободы. Читая это стихотворение, представляешь В.Гадаева не только искусным мастером слова, но и умелым живописцем, насколько красочно и выразительно он рисует праздничных мокшанок:

В кокошниках и платьях красных –

От них хоть спичку зажигай! –

Румянощекие, как праздник,

Мордовки из села Лемдяй.

Хоть на дороге в воскресенье,

Хоть на базаре их встречай.

Необъяснимое волненье –

Мордовки из села Лемдяй.

………………………………

Но в красных платьях неизменно

Мордовки из села Лемдяй .

Красный цвет в одежде, украшениях является символичным при создании образа мордовочки. Постоянство цвета – это дань традиции, дань национальным обычаям:

Какие ткани в магазинах,

На вкус любую выбирай.

Но чтят обычай свой старинный

Мордовки из села Лемдяй .

По мнению поэта, именно в этом сила мордовских женщин, сила их привлекательности и красоты, сила их тепла и жизненной мощи:

Бывает всякое в их жизни:

Печаль и радость. Примечай.

И хорошо, что есть в отчизне

Мордовки из села Лемдяй .

От начала и до конца стихотворения слышится восторг, непосредственное любование неповторимой женской красотой, чему способствует удачно выбранный стихотворный размер: четырёхстопный ямб в сочетании с пиррихием и изобилие красочных эпитетов.

Мотивы стихотворения «Мордовки из села Лемдяй», и те же теплые чувства, то же искреннее любование находят яркое воплощение в другом произведении поэта - «Мокшанка», в центре которого стоит яркая фигура мокшанки:

Шамурвай - малиновое пламя.

А на поясе - гляди, народ!-

Погремушка с алыми кистями.

Снег хрустит. Красавица идет.

Где такие бусы отливали,

Полумесяцем что на груди?

А нулу в Саранске, видно, ткали?

Нитей жар – зиме не остудить .

Много стихов посвящает писатель родной стране. В объёмном произведении «Мчит меня поезд по русской земле» поэт с новой силой живописует красоту просторов России, обращается к ее прошлому, к теме преемственности поколений, подвига народа, когда со всех сторон отечеству угрожали враги:

Мчит меня поезд по русской земле.

Ветер порывистый с запахом ягод

Еду я день, еду два, еду три

Мама моя! Ни конца и ни края.

…………………………………….

Дым перелесков, деревни, поля,

И на стоянках старушки с картошкой.

Здравствуй, о здравствуй, большая земля!

Горе моё ты развей хоть немножко.

……………………………………

Скачут на Русь мою бесы степей-

Гзак и Кончак - половецкие ханы

Ночь опустилась над русской землей.

Клики гортанные, клики чужие.

Всю затопили ее темнотой

Тучи татар и монголов Батыя.

О эти страшные черные дни,

Черные дни долгих черных столетий

Поэт перечисляет всех, кто пытался достичь господства над Россией:

Видятся снова чужие знамёна.

Лес треуголок. Французы идут.

Войско несметное Наполеона!

………………………………………

Сколько их было – нашествий, тревог!

Вижу – опять горизонт задымился.

Ломятся тыщи фашистских сапог .

Такое перечисление создает масштабную картину тех страданий, которые выпали на долю России и её народ, подчеркивает силу и мощь Руси, которая смогла все выдержать и выжить, сохранив всю свою ширь, красоту и великодушие, что и питает современного человека, вливает в него гармоничные, светлые чувства:

Здравствуй, о здравствуй, родная земля!

Как было тяжко тебе! Но жива ты.

Ягодный ветер колышет поля.

Вон на лугу праздник пёстрого стада.

…………………………………

С поезда прыгну на полном ходу.

Ой вы, поля! Луговые просторы!

Вон косари! Вон стога на виду!

Слышится песня далекого хора.

Вольно летит самолет в поднебесье.

И просветленно и властно во мне

С самых глубин пробуждается песня .

И, конечно же, нельзя не остановиться на теме Великой Отечественной войны, которой Гадаев уделяет много внимания в своём творчестве и отмечает, что сам он не был на войне, но боль людская понятна ему:

Хоть не был на войне, но в зале этом

Понятно мне молчание живых.

Горит огонь неугасимым светом -

То души павших в схватках боевых .

В этой связи он часто в свои стихотворения вносит свидетельства о войне через призму воспоминаний своих земляков, побывавших на войне. Многие подобные стихотворения становятся небольшими сюжетными повествованиями о той или иной семье, уклад жизни которой разрушила война:

И гнев, и боль… Поэма судит строго.

Она достойна рупора Земли.

Пусть каждый житель чувствует тревогу

И помнит, помнит: войны не прошли .

Таким образом, В. Гадаев через синтез лирико-биографического и социально–этического дал объемное изображение значимости исторической памяти для жизни человека, через портрет конкретно–индивидуального лирического героя, через его внутренний мир, его размышления приблизил судьбу отдельно взятого человека к судьбе родины, к судьбе народа.

Библиографический список

1. Гадаев, В. Вечная мельница: Стихи, поэмы / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 72 с.

2. Гадаев, В. Дума и судьба: Стихи и поэмы / В. Гадаев // Худож. Н.Зуев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. – 128 с.

3. Гадаев, В. Любви высокая звезда: Стихи и поэмы. / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-тво, 1983. – 92 с.

4. Гадаев В. Моё мироздание: стихотворения, баллады, притчи, поэмы / В.Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 512с.

5. Лихачёв Д. С. Память истории священна / Д. С. Лихачёв.- М.: Правда, 1986.– 63 с.

Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А.Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти - настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он видел, пережил и прочувствовал. В этом смысле программным можно считать стихотворение Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете …» Здесь автор говорит, что его жизненный и творческий долг - «открыть свою душу», рассказать о войне все, что у него наболело, что он считает нужным. И это - не только его долг, но и его облегчение, освобождение. Эти заветные слова он не может «передоверить» никому. Пусть он напишет не так талантливо, как Лев Толстой, но зато очень искренно и так, как он считает нужным:

* За свое в ответе,
* Я об одном при жизни хлопочу:
* О том, что знаю лучше всех на свете,
* Сказать хочу. И так, как я хочу.

Произведения А.Твардовского о памяти павших пронзительны, трагичны, глубоки. Так, в стихотворении «Я убит подо Ржевом» повествование ведется от лица погибшего воина, который обращается к тем, кто смог выжить. Воин напоминает о том, чтобы они помнили мёртвых. Хотя А.Твардовский использует прием условности, рассказ погибшего воина поражает своей точностью и правдивостью. Создаётся чувство, что мы слышим голос, призыв:

* Нам свои боевые
* Не носить ордена.
* Вам - всё это, живые
* Нам - отрада одна:
* Что недаром боролись
* Мы за родину-мать.
* Пусть не слышен наш голос,
* Вы должны его знать.

Необычным здесь было, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если вначале указывается место, где служил солдат, рота («Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте, на левом…), то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ получает философское звучание. Год спустя А. Твардовский напишет стихотворение «Жестокая память». Здесь тема войны получает новый аспект освещения - тему памяти. Вначале дана картина мирной жизни, утренней природы. Но в то же время лирический герой не может сполна наслаждаться этой красотой, потому что военные события (разрывы бомб, грохот орудий) напоминают о себе:

* И памятью той, вероятно,
* Душа моя будет больна,
* Покамест бедой невозвратной
* Не станет для мира война.

У А.Твардовского тема памяти перекликается с темой ответственности человека за всё происходящее. В середине 60-ых годов он создаёт небольшое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Внешне оно напоминает страницу из дневника. Строчки построены неказисто, просто, здесь нет сложных метафор. Основная мысль выражена одной фразой: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же….», она глубоко проникает в сердце читателя. Хотя поэт не виновен в гибели миллионов соотечественников, но он судит себя высшим судом - судом духовным. Подобная мысль звучит в стихотворениях «Есть имена и есть такие даты», «Лежат они, глухие и немые». Главная мысль этих произведений - призыв к памяти о погибших:

* Есть имена и есть такие даты,-

* Они нетленной сущности полны.

* Мы в буднях перед ними виноваты,
* Не замолить по праздникам вины.

Русская литература всегда была сильна своими гуманистическими традициями. Пафос человеколюбия, стремления к взаимопониманию, к сопереживанию другим и готовности помочь всегда был присущ ей. Александр Трифонович Твардовский - поэт, не понаслышке знавший и видевший войну. В своих стихах он сумел передать страшные бедствия военных и послевоенных лет, горечь потери близкого человека, а также бесконечную отвагу и мужество русского народа. От лица убитого солдата звучит глубоко трагическое стихотворение «Я убит подо Ржевом». Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит, «где корни слепые Ищут корма во тьме». Не осталось ничего, что могло бы напомнить о погибшем:

* Я - где с облачком пыли
* Ходит рожь на холме;
* Я - где крик петушиный
* На заре по росе;
* Я - где ваши машины
* Воздух рвут на шоссе…

Внутренние созвучия, звукоподражания шороху шин («ваши машины… шоссе») - все это придает стихам удивительную легкость, певучесть, мелодичность, словно не человеческий голос слышим мы, а шелест листьев и трав, дуновение ветра, дыхание всего огромного мира, в котором исчез и в который как бы перевоплотился убитый солдат.

Но в то же время, обращение мертвого к живым - это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых. Отчетлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина». Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых отцы вернулись с войны. Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправильный путь.

Главная мысль стихотворений «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» - призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны. Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В горьких, скорбных тонах звучит его знаменитое:

* Я знаю, никакой моей вины
* В том, что другие не пришли с войны.
* В том, что они - кто старше, кто моложе,
* Остались там. И не о том же речь,
* Что я их мог, но не сумел сберечь, -
* Речь не о том, но все же, все же, все же…

Внешне кажется, что и строчки-то построены неказисто, можно сказать, даже прозаически, никаких художественных ухищрений, метафор, сложных образных выражений нет, а стихи проникают в самое сердце. Это происходит потому, что здесь выразилось душевное переживание поэта, судящего самого себя самым высоким судом - духовным. Ведь в простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.

Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. В стихах этого поэта - пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания.

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку.
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.
Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно...»). «Вечная память погибшим!»-будто восклицает автор.
Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами обкурившегося рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле.
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом...». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины...» и «К обидам горьким собственной персоны...» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после -ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой, Перевези меня на ту сторонуСторону - домой...
Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» - это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное - Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало Стране клейменных сыновей.
«Сын за отца не отвечает» - это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов -
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!
Нельзя забывать! - вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.
Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.
Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину - мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.

    Произведения А. Т. Твардовского о войне - это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. Самое яркое произведение А. Т. Твардовского,...

    Сочинение, пожалуй, надо начинать с «Уборщицы» - первого «городского» стихотворения. Появилось оно в газете «Красноармейская правда» 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных вечеров при газете «Юный...

    Ему недоставало еретичества, чтобы стать гением. Ф. Абрамов Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова,...

    Одна из главных тем поэзии Твардовского – война. Невозможно забыть прошедшего – основной мотив военной лирики. В стихотворении 44 года он рассказывает «о парнишке, что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Заканчивается оно так: «Мне жалко...