Григорий распутин - биография, женщины, царская семья и убийство. Истории о любви

Об этом человеке говорят много противоречивого. Так кто же был Григорий Распутин? Старец, шарлатан, пророк или просто распутник? Вот некоторые интересные факты из биографии Распутина.

Родился он в селе Покровском предположительно в 1869 году в семье ямщика. Точно год рождения не известен, а сам он любил завышать свой возраст, чтобы больше походить на старца. В его селе о нем не было почти никаких сведений. В детстве он был хилым ребенком и очень много болел. Возможно, именно это побудило его в возрасте 18 лет начать странствовать по святым местам. Он посещал монастыри, но монашеский обет не принял. Поэтому трудно сказать, была ли его вера истинной или просто он был хорошим актером. Возвратившись в Покровское, Григорий женился, у него родились трое детей. Но все эти годы он продолжал пешком ходить по святым местам и даже совершил паломничество в монастырь Атос в Греции.

В это время Распутин провозгласил себя святым, обладающим чудодейственной силой. Он попросил церковников, чтобы его записали под новой фамилией - Распутин-Новый. Объяснял свое желание тем, что в его деревне полно Распутиных и их будут с ним путать. Григорий всем кому мог рассказывал о своем даре исцелять. Понадобилось несколько лет, чтобы молва о нем разлетелась по всей России. Пациенты начали приезжать издалека. Надо сказать, что Распутин был абсолютно неграмотным, но, по всей видимости, обладал даром убеждения или даже гипноза. Люди верили в его помощь.

О том, как Григорий попал в Петербург, есть две версии. По первой, молва о нем дошла до столичной знати, и они рассказали о Распутине Николаю 2. По второй версии, принадлежащей самому Распутину, однажды ему пришло видение Богоматери. Она поведала Григорию, что царевич Алексей, сын Николая 2, серьёзно болен и нуждается в помощи. После этого Распутин двинулся в Санкт-Петербург. Был 1905 год. Николай 2 долгое время отказывался от его услуг, но спустя два года Распутина позвали во дворец, когда у царевича был очередной сильный приступ.

И с этого момента влияние Григория Распутина на царскую семью стало расти, он был прочно связан с царской семьей, поскольку начал заниматься лечением царского сына. Целитель начал обрастать связями и авторитетом, к нему на приемы уже спешила вся российская элита, за глаза называя его не иначе, как «Гришка Распутин». Он обладал большими гипнотическими способностями, с помощью которых соблазнил многих княгинь.

Распутин и женщины - это отдельная история. Они его очень любили. Когда его обвиняли в прелюбодействе, он говорил, что ничего специально для этого не делает.

В быту Распутин был аскетом. В его жилище почти не было мебели, поэтому его свидания проходили в спартанской обстановке. Он не любил долгие встречи и старался побыстрее отделаться от гостьи. Интересно то, что жена Распутина очень гордилась тем, что ее муж так популярен у высокопоставленных особ.

Царица была очень набожная, и все-таки Распутин сумел завоевать ее доверие. Он внушил ей, что только она одна может спасти православную Россию. Закончилось тем, что царица не могла без Распутина решить ни одного вопроса, будь то государственный или просто семейный.

В свете распространились сплетни об их отношениях. Вскоре Николай 2 стал не очень рад частому появлению Распутина в собственном дворце, т.к. по Петербургу стали ходить слухи о его непристойном поведении. Он часто напивался и дебоширил, что наводило ужас на жителей Петербурга.

Терпение императорского окружения лопнуло, и возник заговор против Распутина. 30 декабря 1916 года Григорий Распутин был приглашен во дворец, где ему подали еду, напичканную большим количеством цианистого калия. Яд на него не подействовал, тогда в целителя выстрелили. Григорий попытался убежать, но в него вновь выстрелили в упор. Распутин упал, его связали, сунули в мешок и утопили в проруби. Вскрытие показало, что даже в воде Распутин пытался освободиться и выпутаться из мешка, но потерпел неудачу.

Царица Александра Федоровна тяжело переживала убийство Распутина, горевала о нем, как о родном человеке. Покойного хотели похоронить в селе Покровском, но побоялись отправлять его тело через всю страну (могли вспыхнуть волнения) и предали земле в Царском Селе. После Февральской революции могила Распутина была найдена, и Керенский велел уничтожить труп, что и было сделано ночью 11 марта в топке парового котла.

Григорий Ефимович Распутин (1864/65 или 1872-1916) - В 1905 году появился при царском дворе Григорий Распутин. Предыстория его появления в Петербурге такова. Великая княгиня Анастасия, супруга Николая Николаевича, и ее сестра Милица отправились на богомолье в Киев. Они остановились в подворье Михайловского монастыря. Однажды утром они заметили на дворе монастыря обыкновенного странника, который колол дрова, и задали ему несколько вопросов. Он рассказал им о своих странствиях по святым местам и о своей жизни. Великие княгини совершали поездку на богомолье инкогнито, и им было скучно. Они стали приглашать Распутина, – а это был именно он – на чай, и разговаривали с ним. Распутин рассказал, что он из крестьян села Покровское Тобольской губернии, где у него были жена Прасковья, сын и две дочери. Григорий также с гордостью сообщил, что своими религиозными проповедями он привлекает много людей, и ему удается в религиозных спорах одолевать ученых миссионеров и богословов. И действительно, в личности Распутина было нечто такое, что привлекало к нему людей, и в особенности – женщин. Когда же он сообщил великим княгиням, что обладает способностью излечивать все болезни, в том числе и гемофилию, те решили пригласить Распутина лечить наследника.

Распутин прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком и при этом босиком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. В Царском Селе Распутина ожидали с нетерпением, но приняли сдержанно. Он оставил приятное впечатление, вел себя спокойно и с достоинством. К больному царевичу отнесся с особенной предупредительностью. Распутин обладал даром влиять на людей успокаивающим образом, и благодаря его уходу здоровье наследника значительно улучшилось. При всяком ухудшении здоровья мальчика и при малейшем его недомогании призывался чудотворец: он имел необъяснимую власть над мальчиком. И благодаря тому, что императрица и император были убеждены в том, что Распутин необходим наследнику, этот мужик приобрел огромное влияние на царскую чету.

Распутин был крепышом, среднего роста, со светло-серыми глубоко посаженными глазами, с длинными каштановыми волосами, ниспадавшими на плечи. Его пронзительный взгляд мало кто мог выдержать.

Почитательниц Распутина можно разделить на две категории. Одни верили в его сверхъестественные силы и его святость, в его божественное назначение, а другие просто считали модным за ним ухаживать или старались через него добиться для себя или своих близких каких-нибудь преимуществ. Когда Распутина укоряли его слабостью к женскому полу, он обычно отвечал, что его вина не так уж велика, так как очень много высокопоставленных лиц прямо вешают ему на шею своих любовниц и даже жен, чтобы таким путем добиться от него каких-нибудь выгод для себя. И большинство этих женщин вступали в интимную связь с ним с согласия своих мужей или близких. Были у Распутина почитательницы, которые навещали его по праздникам, чтобы поздравить, и при этом обнимали его пропитанные дегтем сапоги. Распутин, смеясь, рассказывал, что в такие дни он особенно обильно мажет свои сапоги дегтем, чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья. Баснословный успех Распутина у царской четы сделал его каким-то божеством. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия, должности, о которых они и мечтать не смели. По прихоти Распутина лишались мест министры и советники, по его же воле какой-нибудь незаметный чиновник мог сделать головокружительную карьеру. Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругался самыми непристойными словами, от которых покраснели бы конюхи.
Жена Распутина приезжала в Петербург, чтобы навестить мужа и детей, которые жили с ним, лишь раз в год и оставалась на самое короткое время. Во время ее приездов старец не стеснял себя, но обходился с ней очень приветливо. Она не обращала много внимания на его любовные похождения и говорила: «Он может делать все, что хочет. У него хватает для всех». Он целовал своих аристократических поклонниц в присутствии своей жены, и ей это даже льстило. Страстный кутила, Распутин находился в наилучших отношениях со всеми прожигательницами жизни столицы. Любовницы великих князей, министров и финансистов были ему близки. Поэтому он знал все скандальные истории, связи высокопоставленных лиц, ночные тайны большого света и умел все это использовать для расширения своего влияния в правительственных кругах. Петербургские великосветские дамы, кокотки, знаменитые артистки, – все гордились своими отношениями с любимцем царской четы. Часто случалось, что Распутин звонил к одной из своих приятельниц из этого круга и приглашал в известный ресторан. Приглашения всегда принимались, и начинался кутеж и разврат. Впрочем, разврат не такого рода, какой, по слухам, устраивал Распутин до приезда в столицу, живя в Покровском. Односельчане Григория вспоминали, что вечером Распутин собирал своих последователей обоего пола и вел в лес. Там разводили костер и варили травы с благовониями, водили хоровод вокруг костра. Постепенно пляска убыстрялась и становилась совсем дикой. Когда костер гас, Распутин кричал: «Повинуйтесь плоти!» – и все бросались на землю. Начиналась оргия.
Судить о том, насколько правдивы эти сведения, сложно, а вот источники о столичных и московских кутежах Распутина вполне надежны. Так, полковник Семенов, пристав 2-го участка Сущевской части г. Москвы свидетельствовал о таком вечере в ресторане «Яр» 26 марта 1915 года. Распутин прибыл туда с вдовой А.И. Решетниковой, сотрудником московских и петербургских газет Н.Н. Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Вся компания была уже навеселе. Заняв кабинет, приехавшие вызвали к себе по телефону редактора-издателя московской газеты «Новости сезона» С.Л. Кугульского и пригласили женский хор, который пел и плясал для них. Распутин плясал «русскую», а затем начал откровенничать с певичками о царице. Далее поведение Распутина приняло совершенно безобразный характер какой-то половой психопатии: он, будто бы, обнажил свои половые органы и в таком виде продолжал вести беседу с певичками, раздавая им записочки с надписями: «Люби бескорыстно» и т п. На замечания заведующего хором о непристойности его поведения старец заметил, что он всегда так ведет себя при женщинах.

Одной из самых известных женщин, попавших под влияние Распутина, была фрейлина императрицы Александры Федоровны А.А. Танеева (Вырубова). Вот как рассказывает очевидец, иеромонах Илиодор, об их отношениях, которые довелось ему самому наблюдать: «Приехали в Мраморный дворец. Распутин прямо-таки танцевал около Вырубовой, левою рукою он дергал свою бороду, а правой хватал за плечи, бил ладонью по бедрам, как бы желая успокоить игривую лошадь. Вырубова покорно стояла. Он ее целовал. Я, грешным делом, подумал: "Фу, гадость! И как ее нежное, прекрасное лицо терпит эти противные жесткие щеки…" А Вырубова терпела и, казалось, что находила даже некоторое удовольствие в этих старческих поцелуях… Наконец, Вырубова сказала: "Ну, меня ждут во дворце; надо ехать, прощай, отец святой"… Здесь совершилось нечто сказочное, и если бы другие говорили, то я не поверил бы, а то сам видел. Вырубова упала на землю, как простая кающаяся мужичка, дотронулась своим лбом обеих ступней Распутина, потом поднялась, трижды поцеловала Григория в губы и несколько раз поцеловала его грязные руки и ушла».

Илиодор также в своих записках рассказал, как в Царицыне, в одном из домов, Григорий Распутин «благословлял» поцелуями всех красивеньких и молоденьких дамочек и девушек. Целовал их несколько раз в доме, целовал во дворе и за воротами. Старухи тоже лезли освятиться поцелуями старца, но он их отталкивал. Один священник из Саратова рассказывал, что в то время, когда у него жил в гостях Распутин, к ним приехала молоденькая сестра жены. Старец пригласил ее пройтись в город, а во время прогулки схватил девушку, начал ее мять, целовать, хватать за разные части тела и прижимать к стене. Девушка вырвалась и прибежала в дом вся в слезах… Послушница Ксения рассказывала, как Распутин однажды, оставшись с ней наедине, приказал ей раздеть его, потом раздеться самой и лечь с ним в постель. Распутин начал ее целовать… И мучил часа четыре, а потом отпустил домой.

А вот некоторые записи из данных наружного наблюдения за Григорием Распутиным, сделанные в 1915 году.

«19 февраля Распутин в 10 ч. 15 м. вечера вышел из д. 1 по Спасской улице от Соловьевых с двумя дамами и на таксомоторе уехал, а в 3 ч. ночи вернулся домой один.

10 марта. Около часу ночи к Распутину пришли человек 7–8 мужчин и женщин… и пробыли до 3-х часов ночи. Вся компания кричала, пела песни, плясала, стучала, и все пьяные вышли вместе с Распутиным и отправились неизвестно куда.

11 марта. В 10 ч. 15 м. утра Распутин встречен один на Гороховой улице и проведен в д. 8 по Пушкинской улице к проститутке Трегубовой, а оттуда в баню.

13 марта. Миллер купила Распутину шапку. В 6 ч. 50 м. вечера Распутин направился с двумя дамами в д. 76 по Екатерининскому каналу, к Савельевым, где пробыл до 5 ч. утра и весь день лежал больной.

3 апреля. Распутин привел к себе на квартиру в 1 ч. ночи какую-то женщину, которая и ночевала у него.

Летом он уехал в Покровское, где продолжал разгульную жизнь, время от времени посылая телеграммы в Царское Село, Вырубовой. И сюда к нему приезжали женщины отовсюду. Все новые и новые женские фамилии появлялись в отчетах. То же самое продолжалось и в 1916 году. Распутин приобретал все большее влияние на императрицу. Очевидно, не без его участия она уверовала в то, что ей одной суждено спасти православную Россию. И она не сомневалась, что покровительство Распутина и его «высокие духовные качества» необходимы для успеха. Она по всякому поводу советовалась с ним, просила его благословения. Но отношения царицы с Григорием были облачены покровом тайны. В газетах о них не писали ни слова. В обществе об этом говорили шепотом, и только самые близкие между собой, как о позорной тайне, в которую лучше не углубляться.

Все знали, что сам Распутин редко бывал во дворце, а виделся с царицей чаще всего у Вырубовой, в ее квартире на Средней улице, где по несколько часов проводил иногда с обеими женщинами.

Однако были в обществе люди, которых положение Распутина и его власть в стране возмущали. И они понимали, что единственный способ прекратить влияние малограмотного мужика на царскую чету это убить Григория Распутина. Было совершено несколько неудачных покушений на старца. Наконец, задуманное удалось.

Во главе заговора встали князь Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович. Были приготовлены пирожные, пропитанные цианистым калием. Тот же яд был растворен в бокале вина. Распутина пригласили к князю. Вначале Распутин отказывался есть пирожные, но затем проглотил одно за другим. Яду в каждом хватило бы, чтобы убить человека, и Юсупов ждал результата, но тщетно. Тогда он предложил Распутину выпить мадеры. Старец выпил и пожаловался на легкое жжение в горле, выпил еще вина. Опять никакого толку. Когда Распутин попросил Юсупова спеть, тот вышел за гитарой, но взял револьвер и, вернувшись, выстрелил Распутину в сердце. Когда сообщники князя хотели спрятать тело, он ожил. В него выстрелили еще четыре раза, и тело выбросили в Малую Невку.

Императрица была вне себя от горя, а народ торжествовал. Люди обнимались на улице, шли ставить свечи в Казанский собор. Однако кое-кто считал это убийство фатальным в истории империи. Сам Распутин якобы написал в завещании, что ежели его убьют дворяне, то «братья восстанут на братьев и будут убивать друг друга…» Хотя, казалось бы, каким нужно было быть слепцом, чтобы, видя всю мерзость русской действительности тех лет, не понять, что страна и народ идут к катастрофе. И то, что княгини уединялись в отдельных кабинетах с грязным мужиком-мошенником и валялись у него в ногах, яркое тому свидетельство.

Сценарий «сексуальных нападений» Распутина на женщин в этих случаях (то есть когда речь изначально не шла о «радении» или «изгнании беса») всегда был одним и тем же: словесные домогательства, поцелуи, хаотичные прикосновения к интимным частям женского тела, срывание одежды, а в итоге... холодный «монашеский поцелуи и страстная совместная молитва. Практически все «жертвы, оставившие воспоминания, с удивлением констатируют легкость, с которой Распутин был готов в любой момент — особенно если женщина начинала сопротивляться — прекратить свое, казалось бы, безудержное наступление и вообще перевести разговор на другую тему.

Распутин «сел напротив, поставив мои ноги себе меж колен, и, наклонясь, спросил: «Ах ты, моя дусенька, пчелка ты медова. Полюби меня. Перво дело в жизни любовь, понимаешь?»; «...ты об этом не думай (он бесстыдным жестом показывал о чем), все одно сгниет, што целка, што не целка...»; «...хушь разочек бы дала...» Однако стоило объекту вожделения осерчать и двинуться к выходу, «выбежавший за мной вслед Р [аспутин] молча снял с вешалки мою шубку и, помогая мне одеться, сказал ласково: „Не пужайся, пчелка, не трону больше, пошутил на прощаньице..."»

«Злые Гении»: жизненная стратегия АНТИличности

Известно: в историю можно войти с парадного входа, а можно с черного. Тех, кто входит с парадного, обычно называют великими людьми, иногда гениями. Тех, кто входит с черного, - «злыми гениями».

Один из первых вопросов, с которых началась эта книга, - а существуют ли они, злые гении? Может быть, их придумали массовая культура и искусство: сумасшедших ученых, диктаторов, мечтающих поработить мир, комиксовых суперзлодеев?

Теперь, спустя два года после того, как начался сбор материалов по теме, можно сказать утвердительно. Да, «злые гении» существуют. Но то, какими рисуют их литература и кино, ничего общего не имеет с реальностью.

«Раскрасневшееся лицо Распутина с узкими, то выглядывающими, то прячущимися глазами надвинулось на меня, подмигивая и подплясывая, как колдун лесной сказки, он шептал сладострастно расширившимся ртом: „Хошь покажу?" Кто-то страшный, беспощадный глядел на меня из глубины этих почти совсем скрывшихся зрачков. А потом вдруг глаза раскрылись, морщины расправились, и, взглянув на меня ласковым взглядом странников, он тихо спросил: „Ты што так на меня глядишь, пчелка?" — и, наклонившись, поцеловал холодным монашеским ликованьем».

В другой раз он «дошел до бешенства... Озверелое лицо надвинулось, оно стало какое-то плоское, мокрые волосы, точно шерсть, космами облепили его, и глаза, узкие, горящие, казались через них стеклянными... Молча отбиваясь, я решила наконец прибегнуть к приему самозащиты и, вырвавшись, отступила к стене, думая, что он кинется опять. Но он, шатаясь, медленно шагнул ко мне и, прохрипев: идем помолимся! — схватил за плечо... стал бить земные поклоны, сначала молча, потом приговаривая... Он был бледен, пот ручьями лился по его лицу, но дышал он совершенно спокойно и глаза смотрели тихо и ласково — глаза серого сибирского странника... и он поцеловал бесстрастным монашеским ликованьем».

«Он захлопнул дверь и пошел на меня, как-то хищно растопырив руки... Глаза его уже не сияли вдохновенно, а плотоядно замаслились. Ко мне с полубезумной-полупохотливой улыбкой приближался охваченный желанием скот-самец, не привыкший к отказу. „Моя любовь, радость моя“, — шептал он, вряд ли сознавая, что говорит... Я стояла равнодушная, спокойная, с серьезным лицом. И когда он подошел вплотную и обнял меня, я не сопротивлялась... Он озверел бы...» Казалось бы, «скот-самец» достиг своей цели — и что же? «„Гнушаешься? Не понравился?" <...> Он высоко поднял скрюченные руки. <...> Удара не последовало. Я открыла глаза. Распутин сидел на диване, тяжело дыша, весь обмякший, как-то по-бабьи причитая: „Укротила, укротила мою плоть, неистовая мудрая..." Потом он вдруг вскочил с дивана и на четвереньках, словно зверь, подбежал ко мне, схватил подол моего платья и дернул. Я вскрикнула... Он поднес подол к губам, стоя на четвереньках, как побитая собака, смотрел на меня снизу. Потом встал, тряхнул головой, взял меня за руку и быстро вывел в столовую».

Распутин: Жизнь. Смерть. Тайна / А. П. Коцюбинский, Д. А. Коцюбинский. — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014 —480 с.+ вкл. (16 с.).Стр. 55-57

Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.

Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина

Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:

«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным… Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами… Подозревать в дурном… очень тяжело… »

В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.

Из показаний Феофана: «Помог случай… Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада… и особой его чистоте, ибо… ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».

Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».

Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».

Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».

С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню… Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».

Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали… Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру… если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина… Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.

Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него… Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно… я не вдвоем хожу, а… компанией… и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни… и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню… Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».

Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»…

К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.

Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».

Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.

В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).

«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны

Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной… Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.

«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи… Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург… и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним… не заметил».

Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.

Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.

«23 июня 1909 года… После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.

Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.

В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».

Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.

Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь… Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку… » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.

Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.

Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал…

Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй… Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол… С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы… Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,

Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно… но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях…

Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но…

«Монах Макарий… является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».

Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»…

Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет

Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин… находится на ложном пути».

В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.

«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».

Это было страшное обвинение.

«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять… Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.

«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».

Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки… и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».

Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином… Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен… Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.

Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.

Трагическая мужская любовь

Осенью 1916 года молодой аристократ Феликс Юсупов, известный гомосексуалист, женившись на племяннице императора Ирине и промучившись несколько лет, решил "подлечиться", чтобы хоть как-то соответствовать своему официально-супружескому статусу. Он обратился к Распутину. "Старец" весьма оживился такому предложению и попросил красавца князя приехать завтра же, прихватив с собой гитару. Они стали видеться почти ежедневно. О том, как бисексуальный Распутин "лечил" Феликса от гомосексуализма, можно только догадываться. "Ну что, милый... Ты приезжай почаще... вот как поближе сойдемся... Пойдем в мой кабинет..." Утонченному аристократу Юсупову "грязный мужик" Распутин сразу не понравился, как потенциальный сексуальный партнер был глубоко неприятен и вызывал в нем физиологическое отвращение. Распутин, напротив, сразу полюбил Феликса. Спровоцировав Распутина на гомосексуальную приязнь, Юсупов попал в собственноручно расставленный капкан. Вырваться из этого капкана уже было невозможно: у Феликса не хватало смелости поссориться с всесильным царским любимцем. Юсупов был близок к отчаянию. Он обратился за помощью к своим друзьям - великим князьям Дмитрию Павловичу и Николаю Михайловичу, тоже гомосексуалистам. Они предложили уничтожить Распутина, замаскировав сексуальное убийство под политическое. Для этой цели (для маскировки) был приглашен для участия в заговоре член Государственной думы Пуришкевич. Феликс сделал вид, что согласился на интимное свидание с Григорием, и в ночь 16 декабря (по старому стилю) пригласил его к себе во дворец. Григорий щегольски разоделся и в 12 часов ночи спустился по черному ходу на улицу, где его ждал автомобиль с Юсуповым. В подвале дворца Феликс стал угощать Григория пирожными с цианистым калием. Распутин ел пирожные и болтал с возлюбленным. Тогда Юсупов сходил за пистолетом и выстрелил в этого дьявола, которого не брал яд. Распутин упал замертво. Когда Феликс склонился над "трупом", тот вдруг схватил Юсупова за горло и стал душить. Бедный Феликс едва вырвался. Распутин выбежал из дома и направился к воротам. Вслед за ним выбежал Пуришкевич и четырьмя выстрелами из пистолета довел до конца их чуть было не провалившееся покушение. Труп Распутина отвезли к Неве и сбросили в прорубь. Феликс Юсупов и был той самой персоной, которую так слепо и страстно полюбил Распутин. Его настоящая первая и последняя любовь. Экскурсоводы Юсуповского дворца-музея говорят, что в кабинете князя, расположенном под подвалом, где убивали Распутина, женщины падают в обморок: продолжают действовать силовые поля, оставленные мертвым "святым дьяволом".

Елена Лактионова. Григорий Распутин.

Друг царской семьи

Завоевание сердца императрицы Александры Федоровны происходило через Анну Вырубову ("Аннушку", как называл ее Григорий), но основной надежный аргумент в пользу "отца Григория" случился позже. Наследник престола Алексей страдал гемофилией (несворачиваемостью крови) - тяжелой и неизлечимой болезнью. Несколько раз, когда Алексей находился при смерти и врачи были бессильны, Распутину одной лишь молитвой и внушением удавалось спасти наследника. Это тут же сделало его знаменитым и привело к необычайному возвышению при царском дворе. Александра Федоровна стала называть его "Друг" и боготворила, как святого. Царь вначале пытался сопротивляться чарам сибирского крестьянина, но был вынужден под влиянием своей любимой Алике тоже поверить в "Друга". Постепенно влияние "старца" стало выходить за пределы царской семьи. Ни одно крупное назначение не обходилось без совета "Друга". Никто не мог надеяться на министерский пост, если он не прошел "испытание" через Распутина. Способ, каким этот "крестьянский канцлер" проверял кандидатов на должность, был прост: Григорий приходил к испытуемому, несколько минут пристально смотрел ему в глаза, и на этом экзамен кончался.

В компании "распутинок"

Но нигде характер Григория Распутина не проявлялся с такой силой и яркостью, как в алькове. Несомненно, он был одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории. Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода, жирные волосы и грязные руки с "траурными" ногтями, было чем-то абсолютно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых". Вокруг "старца" образовался довольно обширный круг его рьяных поклонниц, куда входили дамы петербургского света и полусвета. Они боготворили его и составили целую свиту, получив название "распутинок". Кто отдается этому Богу, сам становится божественным, соприкасаясь с его телом!" - заявляла Ольга Лохтина, жена государственного советника. Распутин стал таким модным и приобрел такую известность, что даже мужья женщин, с которыми он уже переспал, нисколько не стесняясь, хвалились друг перед другом, что их жены уже "были с этим невероятным Распутиным". Квартира "старца" в доме 64 по Гороховой улице, где он проживал, превратилась в сочетание чиновной канцелярии и притона. С раннего утра до позднего вечера в прихожей толпились просители, а в комнатах устраивались шумные застолья с обильными возлияниями, часто перерастающие в оргии. Практически в любой момент можно было найти Распутина в зале, окруженного своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях, он гладил ее волосы и шептал в ухо что-то о "таинственном воскресении" и спасении через грех. Затем он начинал петь, песню подхватывали присутствующие. Вскоре все начинали танцевать какой-то дикий и безумный танец. За этим начинались походы в "рабочий кабинет" Григория, где стояла "святая святых". Выпроваживал Распутин даму из своего "рабочего кабинета" обычно словами: "Ну, ну, матушка, все в порядке". Не так страшен черт...

Однако, вопреки всеобщему мнению и многообразию мифов, реальный Распутин отнюдь не был той сексуальной машиной, которой пытаются его представить. Напротив, он был человеком с резко сниженной потенцией. Сам Григорий неизменно настаивал на своей "бесстрастности" (сексуальном слабосилии), говоря, что ему безразлично, к чему прислониться - "к бабе или чурбану". "Пришло -закружило... прошло - стошнило, придет, закружит и отпустит и нет в этом для меня ни греха, ни радости", - вот несколько странное отношение Распутина к собственному половому влечению. Распутин действительно рвался к завоеванию как можно большего числа женщин (ибо "чрез бабу почет придет"), однако сама технология "завоевания" выглядела весьма своеобразно. По словам одной из его "распутинок", Григорий - "совершенно особенный человек", ибо дает женщине "такие ощущения, что наши мужчины ничего не стоят". Что же это за сверхъестественные ощущения, которые был не в состоянии дать женщине аристократ?

Досье Илиодора

Собравший на Распутина обширное "сексуальное досье" монах Илиодор - бывший его приятель, а потом ярый враг - подразделял всех жертв его "половой агрессии" на четыре категории. К первой относились те, кого Распутин только целовал и водил мыться в баню, ко второй - те, к кому он определенным образом прикасался, к третьей - те, из кого Распутин "изгонял беса", и лишь к четвертой относились те, с кем Распутин совершал грех плотского совокупления. Женщин, относящихся к первой категории, Илиодор насчитывает "сотни, а в монастырях женских, куда старец Григорий любил заглядывать, их не перечтешь". Представительниц второй группы - с кем Григорий "радел" - также было очень много. Ни "радения", ни "изгнания беса" телесными совокуплениями все же не являлись. Распутин ограничивался любовными ласками в весьма широком диапазоне, включая "самые невероятные" их формы. В исключительных по разнообразию форм ласках и крылся секрет тех "особенных ощущений", которыми одаривал Распутин своих поклонниц и пациенток. Сам Распутин категорически настаивал на том, что лечит женщин именно лаской, а не телесным соитием. "Вот, которые ерники брешут, што я с царицей живу, - говорил Распутин одной своей поклоннице. - А того, лешие, не знают, што ласки-то много поболе этого есть. Да ты сама поразмысли про царицу? На черта ей мой х...?"

Ласки без соития

Сценарий сексуальных нападений Распутина на женщин был всегда один и тот же: словесные домогательства, поцелуи, хаотичные прикосновения к интимным частям женского тела, срывание одежды, а в итоге... холодный "монашеский поцелуй" и страстная совместная молитва. Если "жертва" начинала сопротивляться, Распутин был готов в любой момент легко прекратить свое, казалось, безудержное наступление и вообще перевести разговор на другую тему. Когда обстановка к тому располагала, Распутин заранее подготовлял женщину к необычности форм своего сексуального захвата. "Да ты знаешь ли, в чем жизнь-то? - внушал он очередной своей "ученице". - В ласке она, а только ласкать-то надо по-иному, не так, как эти ерники-то ваши. Они ласкают для своего тела, а я вполовину и для духа, великая тут сила. Да друга какая за таку ласку што хошь сделает. Душу свою отдаст..." Спрашивается: зачем Распутину необходимо было тратить столько энергии на то, чтобы уговорить женщину "отдаться", если он заранее знал, что не в состоянии показать себя полноценным партнером? Во-первых, при помощи постоянных любовных игр, никогда не завершающихся половым актом, Распутину удавалось удерживать под своим влиянием значительное число сексуально экзальтированных и страстно влюбленных в него женщин, в том числе Анну Вырубову и Александру Федоровну. Во-вторых, частое обновление сексуальных впечатлений компенсировало Распутину отсутствие у него полноценного полового влечения. "Любовь глазами" вообще была одним из излюбленных занятий Распутина. Помимо сексуальных игр и разглядывания женщин суррогатами полового удовлетворения являлись самозабвенные танцы, легкость исполнения которых приводила в восторг даже мастеров императорского балета, и комплекс садомазохистских переживаний. Так, при омовении своих ног Распутин заставлял женщин раздеть себя и самим раздеться догола. "Может ли быть больше унижения для женщины, когда она, будучи сама обнаженной до полной наготы, моет ноги голому мужчине". По праздникам Распутин особо тщательно смазывал свои сапоги дегтем, "чтобы приходящие с поздравлениями, валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья". Когда же требовались более острые садистские ощущения, Распутин прибегал к легкому рукоприкладству.

Не совсем импотент

В списке Илиодор не смог привести ни одного стопроцентно убедительного примера телесного совокупления Распутина с женщинами. Довольствуясь лишь слухами, Илиодор перечисляет 12 "жертв плотского совокупления", да и те вызывают сомнения. Все же Распутин не был абсолютным импотентом. Это подтверждается наличием у него детей (хотя своего первенца Григорий смог произвести на свет лишь на десятом году семейной жизни). У Распутина, правда, было две фактических жены: "покровская" Прасковья и "петербургская" Дуня Бекешова. Но и с ними, судя по всему, полной сексуальной гармонии не наблюдалось. "Я всех одинаково люблю", - говорил Распутин о женщинах. Но однажды как-то заявил: "Только две женщины в мире украли мое сердце - то Вырубова и Сухомлинова". Однако ни та, ни другая любовницами Распутина не являлись. Была, правда, еще некая персона, к которой Григорий испытал настоящую слепую влюбленность. Но об этом - чуть позже. Едва ли не с большим удовольствием, чем смазливых молодух, Распутин "исцелял" мужчин. Гомосексуальное начало было растревожено в нем еще в молодые годы, когда в Верхотуринском монастыре его несколько ночей подряд домогались и чуть было не изнасиловали отцы Сергий и Иосиф. "Я не собираюсь участвовать в ваших извращениях!" - патетически воскликнул Григорий и бросился наутек. Так он рассказывал сам. Однако в дальнейшем гомосексуальная тенденция получила развитие, и влечение Распутина к мужчинам было даже более сильным, чем к женщинам.

Манящий взгляд

Если судить о Григории Распутине по фотографиям, то трудно понять, как мог этот не слишком привлекательный крестьянин вызывать к себе такие сильные чувства. Его длинные, всегда умасленные волосы небрежно разделялись посередине на пробор. На голове выше лба виднелась небольшая плешь, образовавшаяся от удара, когда его били. Но самыми замечательными у Распутина были глаза. Голубые, близко поставленные, они мигали очень редко и излучали магнетизм. Редко кто выдерживал его тяжелый, пронизывающий взгляд. Этот взгляд особенно действовал на женщин: впечатлительные натуры под взглядом этих глаз начинали биться в истерике. Все возрастающая сила Распутина становилась опасной. После вхождения Григория в царскую семью вокруг него стали плестись интриги. Высшее петербургское общество вдруг прозрело, со всех сторон на Распутина стали сыпаться обвинения и проклятия. Люди, обеспокоенные судьбой империи, пытались любой ценой избавиться от ненавистного "святого черта", как называли Григория газеты, роковому влиянию которого приписывали многие беды страны. От Распутина пытались откупиться, на него готовились покушения, составлялись заговоры. "Смерть возле меня, - говорил Григорий. - Она ко мне лезет, как потаскуха. Уже много раз я ее гнал. Потому у меня своя звезда сияет". Летом 1914 года на Григория вдруг набросилась безносая нищенка и солдатским тесаком попыталась оттяпать его "мужское достоинство". Это была Хиония Гусева, некогда "обиженная" Григорием сифилитичка. У Распутина оказалась поврежденной нижняя часть живота, но "достоинство" осталось при нем. Распутин принимал судорожные попытки остаться на плаву, начал пить. В марте 1915 года, находясь в Москве, он посетил ресторан "Яр". Сначала он во всеуслышание рассказывал о своих сексуальных похождениях в Петрограде, потом обнажил свои половые органы и заявил, что "делает с царицей все, что захочет". Разразился неимоверный скандал не только на всю Москву, но и на всю Россию. Распутин срочно отбыл в свое Покровское и вернулся в Петроград только летом.