Легендарные корабли пиратов. Судна морских головорезов: девять самых грозных

Вместо названия корабля прочерк - 24 ноября 1659
Капитан Филипп Бекюль - вместо названия корабля прочерк - 3 декабря 1659
Капитан Ян Петерсзоон - вместо названия корабля прочерк - 31 декабря 1659
Капитан Лакве - барк без имени - 31 декабря 1659
Капитан Аллен - «The Thriver» - 1 апреля 1660
Капитан Уэйд - «The Sea Horse» - 4 апреля 1660
Капитан Уильям Джеймс - фрегат «The America» - 16 мая 1660
Капитан Эдвард Мансфилд - вместо названия корабля прочерк - 4 декабря 1660

Список букaньеров Порта-Ройял на Ямайке (1663)

Капитан сэр Томас Уэтстон - захваченный у испанцев корабль - 7 пушек - 60 человек команды
Капитан Адриан ван Димен - фрегат «The Griffin» - 14 пушек - 100 команды
Капитан Ричард Гай - фрегат «The James» - 14 пушек - 90 команды
Капитан Уильям Джеймс - фрегат «The American» - 6 пушек - 70 команды
Капитан Уильям Купер - фрегат без имени - 10 пушек - 80 команды
Капитан Моррис Уильямс - бригантина без названия - 7 пушек - 60 команды
Капитан Джордж Бримакэйн - фрегат без названия - 6 пушек - 70 команды
Капитан Эдварт Мансфилд - бригантина без названия - 4 пушки - 60 команды
Капитан Гудлед - вместо названия корабля прочерк - 6 пушек - 60 команды
Капитан Уильям Блаувельт* - барк без названия - 3 пушки - 50 команды
Капитан Хардю - захваченный у испанцев фрегат - 4 пушки - 40 команды
_______________________________________
Всего 11 кораблей
* - он имел патенты и от англичан и от голландцев

Список флибустьeров появлявшихся в Порте-Ройял, но не имевших комиссий от губернатора Ямайки (1663)

Капитан Сенольв (голландец) - три маленьких судна - 12 пушек - 100 команды
Капитан Давид Маартен (голландец) - голландское судно - 6 пушек - 40 команды
Капитан Антуан Дюпюи (француз с Тортуги) - флибот - 9 пушек - 80 команды
Капитан Филипп Бекюль (француз с Тортуги) - французский фрегат - 8 пушек - 70 команды
Капитан Клостр (француз с Тортуги) - вместо названия корабля прочерк - 9 пушек - 68 команды

Список буканьeров Ямайки (май 1665)

Капитан Морис Уильямс - «The Speake» - 18 пушек
Капитан Джон Харменсон - «The Saint John» - 12 пушек
Капитан Рок Бразилец - «The Civilian» - 16 пушек
Капитан Роберт Сирл - «The Pearl» - 9 пушек
Капитан Джон Оутлоу - «The Olive Branch» - 6 пушек
Капитан Альберт Бернардсон - «The True Man» - 6 пушек
Капитан Натаниэл Кобхэм - «The Susannah» - 2 пушки
Капитан Джон Бамфилд - «The Mayflower» - 1 пушка
Капитан Абрахам Мальхерб - галиот без названия - 1 пушка

Список кораблей флота ямайского адмирала Генри Моргана (Панамская экспедиция)

Список был составлен на острове Ваш в декабре 1670, затем отправлен губернатором Ямайки сэром Томасом Модифордом в Лондон лорду Арлингтону. Подшит в «Calendar of State Papers, America and West Indies 1669-74».

Адмирал Генри Морган - фрегат «The Satisfaction» - тоннаж 120 - пушек 22 - команда 140
Капитан Томас Харрис - фрегат «The Mary» - 50 - 12 - 70
Капитан Джозеф Бредли - «The Mayflower» - 70 - 14 - 100
Капитан Лоренс Принс - «The Pearl» - 50 - 12 - 70
Капитан Ян Эразмус Рейнинг - «Civilian» - 80 - 12 - 75
Капитан Джон Моррис - фрегат «Dolphin» - 60 - 10 - 60
Капитан Ричард Норман - «Lily» - 50 - 10 - 50
Капитан Деллиатт - «Port Royal» - 50 - 12 - 55
Капитан Томас Роджерс - «Gift» - 40 - 12 - 60
Капитан Джон Пейн - вооружил торговое судно в порту Янгхолл (Ирландия) - 70 - 6 - 60
Капитан Хамфри Фёрстон - «Thomas» - 50 - 8 - 45
Капитан Ричард Ладбери - «Fortune» - 40 - 6 - 40
Капитан Кун Деброунс - «Constant Thomas» - 60 - 6 - 40
Капитан Ричард Добсон - «Fortune» - 25 - 6 - 35
Капитан Генри Уиллз - «Prosperous» - 16 - 4 - 35
Капитан Ричард Тейлор - «Sacrifice of Abraham» - 60 - 4 - 30
Капитан Джон Беннетт - «Virgin Queen» - 15 - 0 - 30
Капитан Джон Шеперд - «Recovery» - 18 - 3 - 30
Капитан Томас Вудрифф - шлюп «William» - 12 - 0 - 30
Капитан Уильям Карсон - шлюп «Betty» - 12 - 0 - 25
Капитан Клемент Симонс - захваченное судно «Fortune» - 40 - 4 - 40
Капитан Джон Харменсон - «Endeavour» - 25 - 4 - 35
Капитан Роджер Тейлор - «Bonaventure» - 20 - 0 - 25
Капитан Патрик Данбар - «Prosperous» - 10 - 0 - 16
Капитан Чарльз Сван - «Endeavour» - 16 - 2 - 30
Капитан Ричард Пауэлл - "шлюп «Lamb» - 30 - 4 - 30
Капитан Джонас Рикс - «Fortune» - 16 - 3 - 30
Капитан Роджер Келли - «Free Gift» - 15 - 4 - 40
Капитан Франсуа Требютор - «La Sainte-Catherine» - 100 - 14 - 110
Капитан Ле Гаскон - «La Gallardena» - 80 - 10 - 80
Капитан Диего - «Le Saint-Jean» - 80 - 10 - 80
Капитан Пьер Ле Пикар - «Le Saint-Pierre» - 80 - 10 - 90
Капитан Дюмангль - «Le Diable Volant» - 40 - 6 - 50
Капитан Жозеф - шлюп «Le Cerf» - 25 - 2 - 40
Капитан Шарль - шлюп «Le Lion» - 30 - 3 - 40
Капитан Жан Лино - «La Sainte-Marie» - 30 - 4 - 30

Всего: 36 кораблей англичан и французов (общий тоннаж 1.585, пушек 239, команды 1846 человек).
Из них ов с Тортуги и Сен-Доменга: 520 человек.

После экспедиции в Панаму на Ямайке комиссий больше никогда не выдавали. Таким образом английское флибустьерство продолжалось всего 12 лет.

Список буканьeров похода в Южное море (1680)

Капитан Питер Харрис - тоннаж 150 - пушек 25 - команда 107
Капитан Ричард Савкинс - 16 - 1 - 35
Капитан Джон Коксон - 80 - 8 - 97
Капитан Эдмунд Кук - 35 - 0 - 43
Капитан Бартоломью Шарп - 25 - 2 - 40
Капитан Роберт Эллисон - 18 - 0 - 24
Капитан Томас Магготт - 14 - 0 - 20
Капитан Мишель Андрессон - 90 - 6 - 86
Капитан Жан Роз - 20 - 0 - 25

Список буканьeров в Южном море (1681)

Капитан Джон Коксон - 10 пушек - 100 команды
Капитан Томас Пейн - 10 - 100
Капитан Уильям Райт - 4 - 40
Капитан Джон Уильямс - 0 - 20
Капитан Ян Уиллемс (Янки) - барк «Le Dauphin» - 4 - 60
Капитан Аршамбю - 8 - 40
Капитан Жан Токард - бригантина - 6 - 70
Капитан Жан Роз - барк - 0 - 25
Капитан Жан Тристан - барк - 0 - 50

Список флибустьeров Сен-Доменга (составлен губернатором де Кюсси 24 августа 1684 года)

Капитан Мишель де Граммон (прозвище Генерал) - корабль «Hardi», 400 тонн (здесь и далее - водоизмещение), пушек 52, команды 300.
Капитан Педно - корабль «Chasseur», тоннаж не указан, пушек 20, команды 120.
Капитан Дюмеснил - корабль «Trompeuse», тоннаж не указан, пушек 14, команды 100.
Капитан Жан Токар - корабль «L"Hirondelle», тоннаж не указан, пушек 18, команды 110.
Капитан Пьер Бар (прозвище Бреха) - корабль «Diligente», тоннаж не указан, пушек 14, команды 100.
Капитан Лоран де Графф - корабль «Cascarille» (испанский приз), тоннаж не указан, пушек 18, команды 80.
Капитан Бруаж - корабль «Neptune» (бывший капитана де Граффа), тоннаж не указан, пушек 45, команды 210.
Капитан Мишель Андрессон - корабль «Mutine», 250 тонн, пушек 54, команды 198.
Капитан Николя Бриго - названия корабля не указано, тоннаж 40, пушки 4, команды 42.
Капитан Жан Бернано - корабль «Scitie» тоннаж не указан, пушек 8, команды 60.
Капитан Франсуа Гронье (прозвище Кашмаре) - корабль «Saint-Francois», тоннаж не указан, пушек 6, команды 70.
Капитан Бло - корабль «Guagone», тоннаж не указан, пушек 8, команды 90.
Капитан Винерон - барк «Louise», тоннаж не указан, пушек 4, команды 30.
Капитан Пети - барк «Ruse», тоннаж не указан, пушек 4, команды 40.
Капитан Ян Вильямс (прозвище Янки) - корабль «Dauphine», тоннаж не указан, пушек 30, команды 180.
Капитан Франсуа Лезаж - корабль «Tigre», тоннаж не указан, пушек 30, команды 130.
Капитан Лагард - корабль «Subtile», тоннаж не указан, пушек 2, команды 30.
Капитан Верпре - «Postillon», тоннаж не указан, пушек 2, команды 25.

Список буканьeров оперировавших около Панамы в 1685

Капитан Эдвард Девис - «The Batchelor"s Delight» - 36 пушек - 156 человек
Капитан Чарльз Сван - «The Cygnet» - 16 пушек - 140 человек
Капитан Френсис Тоунли - барк - 110 человек
Капитан Питер Харрис - барк - 100 человек
Капитан Бренди - барк - 36 человек
Самуэль Лейт - 14 человек

Пиратам по самой сути их занятий требовались маневренные, быстроходные и отлично вооружённые корабли. И, конечно же, они не утруждали себя их строительством - зачем? Ведь корабль проще захватить, заранее оценив его мореходные качества. Быстрота нужна была пиратам для того, чтобы догнать удирающую добычу, и для того, чтобы самим унести ноги, коли нарвались на военные фрегаты. Захватив торговые суда, пираты обычно «тюнинговали» их: удаляли палубные надстройки, переборки в трюме, делали ниже ют, спиливали одну из мачт, а в бортах выпиливали дополнительные порты для пушек.
Самые легендарные корабли пиратов по быстроходности даже превосходили обычные корабли. Например, охотившийся на Багамах Чарльз Вейн, уходя от морских патрулей в 1718 году, на каждый их фут продвигался на два своих.

1. «Месть королевы Анны»

Так назвал свой знаменитый корабль не менее знаменитый корсар Эдвард Тич. Именно на этом судне он достиг пика своей флибустьерской карьеры. До 1717 года этот корабль был французским купеческим судном «Конкорд» с 14- пушками и водоизмещением около 200 тонн. Почему Тич дал кораблю такое странное название - осталось неизвестным. Есть разные версии, одна из которых гласит, что это была его ностальгия по прошлому, когда во время правления этой королевы Тич находился на военной службе.
Захватив «Конкорд», Тич проявил неожиданное благородство - он пересадил его капитана на свой старый шлюп, добавил ему своих невольников, с которыми тот сумел доплыть до Мартиники. Смена названия была лишь малой долей метаморфоз, произошедших затем с бывшим купеческим судном. Тич или «Черная борода», как его называли, довёл количество пушек по бортам судна до 40. Немногочисленная команда пиратов после этого вводила в паническое состояние торговые суда, это и не удивительно, ведь теперь их судно по огневой мощи было вторым после корабля Бартоломью Робертса.


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

2. «Королевская удача»

Этот корабль с гораздо более понятным названием принадлежал известному валлийскому пирату Джону Робертсу, более известному как Бартоломью Робертс. Он работал не только по Карибскому морю, но и по Атлантике, сумев захватить свыше 400 кораблей. Его поведение отличалось экстравагантностью. Занимаясь многие годы пиратством, Робертс переменил несколько судов. В 1719 году его выбрали капитаном «Королевского бродяги», имевшего 30 пушек на вооружении. Уйдя на захваченном шлюпе в погоню за бригантиной, он встретился с предательством собственного помощника Уолтера Кеннеди и команды, которые дезертировали. Тогда Робертс назвал свой 10-пушечный шлюп «Удачей», а своих матросов заставил поклясться в верности на Библии.
В 1721 году он захватил 42-пушечный корабль французов, который назвал «Королевской удачей». Такой корабль считался неприступным, а овладение им было славной победой, тем более что на его борту находился губернатор острова Мартиника. Последнего ждала виселица за то, что он прежде повесил много пиратов из окружения Робертса. Управляя таким боевым кораблём, казалось, можно уже было не опасаться других военных судов. Но уже в следующем году в результате боя с английским военным судном «Ласточка» Робертс был убит.

3. «Уида»

Известный флагманский корабль «Уида» находился в руках флибустьера Чёрного Сэма Беллама. Историки утверждают, что название корабля появилось в честь города Уида, расположенного на территории современного Бенина - в те времена он был центром работорговли. На воду этот корабль был спущен в 1715 году в лондонском порту. Судно предназначалось для перевозки рабов из Африки. Из Лондона он следовал в Африку, чтобы далее плыть в Северную Америку. Со стапелей судно спускали в ранге самого быстроходного судна, способного развить скорость 13 узлов. Это было необходимо для сокращения времени транспортировки рабов, которые умирали в трюмах, как мухи.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. «Приключение»

Любимым судном шотландского капера Уильяма Кидда был корабль «Приключение». «Приключение» было одновременно и фрегатом, оснащённым прямыми парусами, и галерой, поскольку имело и вёсла. Последние делали судно особенно маневренным, причём и при ветре, и в безветренную погоду. У него были 34 пушки по бортам и водоизмещение в 287 т. Команда судна состояла из 160 человек. Основной задачей «Приключения» было как раз уничтожение других пиратских кораблей. Самого Кидда обвиняли в пиратских нападениях и прочих преступлениях, но и по сей день это дело осталось незаконченным.

5. «Фантазия»

Судном «Фантазия» командовал Генри Эвери, который имел несколько кличек - «Долговязый Бен», «Архипират» и был одним из самых фартовых джентльменов удачи. Изначально «Фантазия» была 30-пушечным фрегатом «Чарльз II», чья команда с удовольствием грабила французские торговые корабли. Когда же на ней вспыхнул бунт (обычно для пиратов дело), то власть там захватил первый помощник капитана Эвери. Он начал с того, что переименовал судно (что также типично), после чего славно на нём побуянил, а разлучила их лишь смерть.

6. «Счастливая доставка»

На этой небольшой, но славной посудине английский пират Джордж Лаутер утюжил в XVIII веке просторы Атлантики и Карибского моря. Его излюбленным приёмом был таран преследуемого судна и затем молниеносный абордаж. «Доставка» очень подходила под такую тактику.

7. «Восходящее солнце»

Этот корабль с красивым названием принадлежал одному из самых безжалостных головорезов - Кристоферу Муди, который в плен никого не брал принципиально, предпочитая быстренько спроваживать пленников на тот свет. Поэтому, завидев на горизонте 35-пушечный фрегат «Восходящее солнце», большинство кораблей стремились как можно быстрей улизнуть за линию горизонта. А отличить его можно было по яркому и узнаваемому флагу. Это продолжалось до тех пор, пока Муди не поймали и не повесили.


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

8. «Говорливый»

Во времена золотого века пиратства был такой пират из креолов Джон Боуэн, который плавал на крупном 50-пушечном корабле «Говорливый», имевшем водоизмещение 450 т. Изначально судно перевозило рабов, когда же оно досталось Боуэну, то стало дерзко охотиться на мавританские суда.

9. «Возмездие»

На этом 10-пушечном шлюпе плавал Стид Боннет, которого называли «джентльменом пиратов», поскольку этот англичанин имел благородное происхождение. Жизнь корабля была хоть и короткая, но насыщенная: вначале им владел мелкий землевладелец, затем пират «Чёрная борода», которого амнистировали, а вот корабль вернулся к пиратскому занятию. «Возмездие» было небольшим и маневренным судёнышком, которое умудрялось топить более крупные корабли.

10. «Золотая лань»

Этот небольшой галеон принадлежал знаменитому Френсису Дрейку, который следом за «Викторией» Магеллана сумел проплыть вокруг земного шара. Построено судно было в английском Альденбурге и носило название «Пеликан». Это был галеон - новый тип кораблей, сменивший в XVI веке каравеллы и каракки. Его корпус украшало изображение пеликана, а также красные и жёлтые ромбы. Когда корабль сменил название, то пеликана на корпусе заменила лань, мало того, под бушпритом закрепили отлитую из награбленного и потому дешёвого золота фигуру лани.

Ведя разговор о пиратстве нельзя обойти молчанием корабли, на которых плавали пираты, хотя разумеется, в качестве пиратского могло выступать практически любое судно. В известной мере пиратство способствовало прогрессу судостроения, поскольку пиратам нужны были самые совершенные и быстроходные суда. Поскольку мой реферат все же не о кораблях, но о людях, я буду описывать весьма немного и остановлюсь лишь на самых распростаненных типах судов, в то время как о каждом из них можно написать отдельную книгу.

В древности флот был исключительно гребной, на корабле устанавливалась только одна мачта с парусом, которым пользовались лишь при попутном ветре. Таким образом, основной движущей силой являлась сила человека. Известно, что она приблизительно равняется 1/10 лошадиной силы (л.с.). Следовательно, для получения мощности, равной 100 л.с., необходимо было около тысячи гребцов. Желание увеличить число гребцов на относительно коротком судне побудило сажать их в два и более рядов друг над другом. Так, после унирем - судов с одним рядом весел - появились биремы, триремы (триеры) и др., соответственно с двумя, тремя и более рядами весел.

Постепенно, однако, парус получал все более широкое применение. Стали появляться суда, ходящие только под парусом: нефы и когги.

Развитие парусного флота доказало нерациональность применения гребно-парусных судов, так как при равном водоизмещении с парусным кораблем вес орудийного залпа галеаса был в несколько раз меньше, а команда много больше. Строительство их прекратилось после XVII века.

Характерной особенностью судов западноевропейских стран в средние века было украшение парусов рисунками гербов, фигурами людей, крестами, так что паруса походили скорее на большие знамена. Корабельные флаги порой достигали столь больших размеров, что их концы волочились по воде.

Не только стремление исследовать земной шар подталкивало государей Европы снаряжать морские экспедиции. Здесь была налицо и более прозаическая причина - обогащение за счет захвата чужих земель, золота, серебра, пряностей и рабов. Поэтому экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернандо Магеллана, как и многих других, можно отнести к разряду пиратских. Вслед за первооткрывателями сотни и тысячи кораблей ринулись в поисках новых земель и богатств. Началась эпоха Великих географических открытий.

Помимо пиратов-европейцев, широкую известность приобрели пираты мусульманских стран, основными базами которых были берега Африки вдоль Средиземного моря.

Пираты варварийского берега Африки - турки, арабы, мавры - нападали на всякое европейское судно, которое только могли осилить. Они были менее кровожадны и более практичны, чем европейские пираты, не убивали людей, а брали их в плен и продавали на рынках Египта, Туниса, Алжира и Турции; кроме того, здоровые молодые мужчины нужны были им самим для пополнения команды подневольных гребцов. Молодые белые женщины высоко ценились на восточном рынке, их охотно покупали для гаремов, а за детей состоятельных и знатных родителей пираты брали хороший выкуп.

В течение всего периода Средних веков и Новой истории пираты имели надежное убежище и крепкую организацию в Северной Африке. В XV и XVI веках бассейн Средиземного моря стал ареной ожесточенной борьбы между христианскими державами и мусульманской Турцией. В войнах на море немаловажную роль сыграли варварийские пираты, и, в частности, пиратское государство в Северной Африке во главе с султанами братьями Барбаросса.

Основным оружием кораблей в древности был таран , установленный на форштевне. Им вначале ломали весла неприятельского корабля, лишая его маневренности, а затем, совершив поворот, ударяли в борт или (иногда) в корму.

Кроме тарана, греки вооружали свои суда тяжелым металлическим грузом, которому придавали форму дельфина, который так и назывался - дельфин . Его подвешивали на рее или стреле и при приближении к неприятельскому судну сбрасывали. Груз пробивал палубу или днище атакуемого корабля.

Благодаря отличному маневрированию греческие корабли достигли большого искусства в нанесении таранных ударов. Когда же в III веке до н.э. на морскую арену вступили римляне, обладавшие лучшим в мире сухопутным войском, но неопытные в маневрировании судами, они свою первую победу над карфагенским флотом в сражении при Липарских островах (260 год до н.э.) одержали посредством изобретенного ими абордажного мостика, получившего название ворон .

"Ворон" состоял из стрелы, шарнирно закрепленной на носу судна. На стреле была установлена платформа длиной 5,5 метров и шириной 1,2 метра. На верхнем конце стрелы через блок был подвешен тяжелый остроконечный металлический груз, формой напоминавший клюв ворона. При сближении с неприятельским судном стрела с платформой опускалась на него, и груз, вонзившись острием в палубу, соединял суда. Римские воины в два ряда, закрываясь щитами, переходили на атакованное судно, и исход боя решался, как и на берегу, в рукопашной схватке.

С развитием метательных машин их стали применять и на судах. Установленные на носу судна, они имели назначение препятствовать абордажу. Однако широкого распространения древняя корабельная артиллерия не получила вследствие того, что сырой морской воздух размягчал пружины, изготовленные из жил животных или конского волоса.

По своей конструкции метательные машины подразделялись на двуплечевые - эютютоны, или катапульты, и одноплечевые - полинтоны, или баллисты.

Катапульты представляли лук очень больших размеров. Они состояли из длинного желоба с прочной поперечной рамой спереди, по бокам которой укреплялось по вертикальному пучку прочно скрученных жил. В середину каждого пучка вставлялось по рычагу, задние концы которых, соединенные тетивой, стремились разойтись. Середина тетивы прикреплялась к ползуну с гнездом для стрелы, бревна или камня. Ползун с помощью ворота или винтового механизма оттягивал назад тетиву, которая, после снятия стопора, распрямлялась и посылала снаряд вперед. Катапульта выстреливала снаряд на расстояние до 1000 метров, сообщая ему начальную скорость до 60 м/с. Практическая же дальнобойность их была около 300 метров. Гай Юлий Цезарь в своих записках о галльской войне говорил, что эти машины метали стрелы с такой скоростью, что они от трения при скольжении искрили и в полете не были видны.

Катапульты использовались для разрушения укреплений и кораблей. Выпущенное машиной окованное бревно пробивало четыре ряда частокола по отлогой траектории. Натяжение тетивы производилось несколькими воинами и занимало от 15 минут до 1 часа.

Баллисты состояли из рамы, в которой был установлен один пучок жил. В середину пучка был вставлен рычаг с ложкой или пращей для снаряда. Для приведения машины в действие рычаг с помощью ворота оттягивался вниз, в ложку вкладывали снаряд и отпускали ворот. При этом рычаг ударялся в перекладину и посылал снаряд, который летел на расстояние до 400 метров. Дальнобойность доходила до 200 метров. Начальная скорость полета снаряда была около 45 м/с.

В качестве снарядов применялись камни, горшки и бочки с горючей смесью. При запуске снаряд летел круто вверх и, попав в корабль, пробивал палубу и днище. Наивыгоднейший угол бросания снаряда находился в пределах от 0° до 10°, так как с увеличением угла увеличивалось подпрыгивание машины, уменьшалась начальная скорость и меткость попадания.

Стреломет - метательная машина, изобретенная в Древнем Риме. Конструкция машины понятна из приведенного выше рисунка. Ударная доска оттягивалась воротом с помощью системы тросов и после освобождения выпрямлялась и выталкивала стрелы, установленные в направляющих досках. (рис.8)

С огнестрельными орудиями европейцы познакомились также у арабов. Их называли мадфаа , что по-арабски означает "выдолбленная часть". А в XIV веке огнестрельное оружие распространилось по всей Европе.

Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного орудия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале двух рыцарей Крейцберга и Шпангенберга. Судя по тексту хроники, орудия были малого калибра и никому вреда не причинили.

В 1340 году при осаде крепости Терни папские войска применяли "гремящие трубы", метавшие болты, а в 1350 году во время осады замка Сауэроло бомбарды, стрелявшие круглыми пулями массой около 0,3 кг.

Французы впервые использовали пушки при осаде города Пюи-Гийома в 1338 году.

В полевой войне орудия впервые были применены англичанами против французов в битве при Креси в 1346 году, а затем в битве при Пуатье в 1356 году. Обе битвы англичане выиграли и, надо полагать, пушки хорошо дополнили огонь английский лучников.

В последующие годы уже ни одно крупное сражение не проходило без грохота артиллерийских орудий. В 1399 году в битве на Ворксле объединенные русско-литовские войска под командованием князя Витовта применили пушки против татар. А в 1410 году в битве при Грюнвальде немецкие рыцари применили пушки уже против объединенных войск Литвы, Польши и Смоленского княжества. Хотя в обеих битвах сторона, применявшая артиллерию, потерпела поражение, армии всей Европы спешили обзавестись артиллерией.

Эпоха морской огнестрельной артиллерии началась с того самого дня, когда арагонский король дон Педро IV , будучи осажден в 1359 году в Барселоне кастильским королем, вооружил один из своих кораблей большой бомбардой и произвел первый выстрел. По свидетельству очевидца, королевская бомбарда при помощи огня и "искусственного пороха" стала бросать снаряды и в два выстрела сбила бойницу и мачту неприятельского корабля.

Для установки огнестрельного оружия в корпусах судов стали делать вырезы в районах размещения пушек. В походе эти вырезы закрывались парусиной, но это не создавало непроницаемости надводного борта. Изобретение в 1500 году французским корабелом де Шаржем запирающегося "пушечного порта" открыло новую эру в судостроении и мореплавании. Закрытый пушечный порт позволил увеличить число орудий на судне за счет установки их не только в надстройках и на верхней палубе, но и на нижних палубах. При этом также создалась возможность разместить более тяжелые орудия на нижних палубах, а это повысило остойчивость судна.

Однако по недостатку опыта и отсутствию теоретических расчетов при постройке корабля их пробивали на стапеле неправильно и зачастую располагали так низко от воды, что при малейшем крене суда черпали воду и тонули. Так погибла каракка "Магу Козе" в 1545 году на Снитхэдском рейде перед началом боя с французами, черпнув воду открытыми для сражения портами, отстоявшими от воды всего на 16 дюймов (40,6 см).

Впоследствии размеры портов и расстояния между ними стали выбирать в зависимости от диаметра ядра; межцентровая величина между двумя соседними портами должна была составлять примерно 25 диаметров ядра, а длина и высота порта - соответственно 6 и 6,6 диаметра. Нижний косяк порта находился над палубой на высоте, приблизительно равной 3,5 диаметра ядра.

Первые жилые помещения на судах возникли в XV веке. Вначале помещение занимало все пространство кормовой надстройки, позднее, когда надстройка сильно удлинилась и стала многоярусной, оно было разделено на ряд кают и большой салон у кормовой стенки. Каюты располагались у бортов, и их количество увеличивалось с ростом численности комсостава. Каюты были разделены простыми деревянными переборками, а декоративную внутреннюю отделку имел только кормовой салон, в котором размещался капитан корабля.

Значительный наклон стенок и палубы определял внутреннюю и внешнюю отделку корпуса корабля. Нависшая над кормой задняя стенка надстройки стала украшаться галереями, на которые выходили окна салона. В окна вставляли решетку с мелкими стеклами. Рамы украшались резными колоннами и арками. В конце XV в. набор корпуса, выступающий во внутренние помещения салона, стали обшивать хорошо подогнанными досками; появилась также мебель - скамьи под окнами, сундуки и резные шкафчики.

Однако условия жизни на судах того времени были очень тяжелыми. Обычно суда (каравеллы, каракки и др.) не имели непрерывной палубы, и в штормовое время команда часто без сна и отдыха боролась с попаданием воды в трюм, откачивая ее примитивными помпами, вделанными в корпус судна. Постели были привилегией избранных, живущих в каютах, то есть высшего комсостава: капитана, судового шкипера, штурмана и лекаря. Подвесные койки, прототипом которых был индейский гамак, появились на кораблях лишь в XVI веке после открытия Америки. До этого времени команда спала вповалку, в невероятной тесноте в трюме и в палубных надстройках на ящиках, бочках, досках, подстилая под себя свое же платье. Матросы, отстоявшие четырех-пятичасовую вахту, в мокрой одежде занимали места, только что оставленные их товарищами. (рис.10)

По принятой в XV-XVIII веках системе все корабельные огнестрельные орудия разделялись на следующие основные типы:

  • · бомбарды (мортиры) - орудия крупного калибра малой длины;
  • · пушки - орудия крупного калибра средней длины;
  • · кулеврины - орудия среднего калибра большой длины;
  • · гаубицы - орудия среднего калибра малой длины. (рис.12)

Кроме перечисленных, на кораблях устанавливались полупушки и двойные пушки, полукулеврины и другие орудия, отличавшиеся от основного типа длиной ствола.

Орудия крупного калибра при установке на корабле подвешивались цапфами (приливы на стволе) на специальных козлах (станках), изготовленных из крепких брусьев. Орудийные станки могли быть подвижными и неподвижными. Подвижные станки крепились к борту и палубе судна найтовыми (тросами).

Орудия малого калибра устанавливались на вертлюгах (металлических штырях с вилкой для цапф), которые вставлялись в отверстия на борту судна.

Ядра для орудий изготавливались сначала каменными, а позднее чугунными или кованными из железа. С целью перебивания такелажа шведы первыми применили двойные снаряды (книппель ), соединенные цепью и выстреливаемые одновременно из двух соседних орудий. При осаде Родоса в 1552 году турки использовали для мортир новый тип снарядов - зажигательные, начиненные горючей смесью. В конце XVI века появилась картечь с шаровидными свинцовыми пулями.

С 1540 года конструктивные размеры орудий в зависимости от диаметра ядра стали определять по калибровочной шкале, предложенной нюрнбергским механиком Георгом Гартманом .

До XVI века не было приборов для наводки орудий, и прицеливание производилось на глаз. Знаменитый итальянский математик Николо Тарталья (1500-1557) изобрел квадрант, с помощью которого стали измерять углы возвышения и склонения орудий.

Однако, скорострельность артиллерии той поры все равно оставляла желать много лучшего. О том, как мало рассчитывали на второй залп, видно из следующего примера. В 1551 году французский капитан Полен встретился с испанской эскадрой. Учитывая разницу в артиллерии, он пошел на хитрость и приказал поднять на своем корабле флаг императора Карла V, бывшего одновременно и испанским королем. Кроме того, он сообщил, что везет в Испанию родственницу императора и потребовал произвести салют из всех орудий. Не подозревая обмана, испанский адмирал приказал произвести салют. Не успел рассеяться дым, как Полен со своими судами бросился вперед и взял испанские суда на абордаж, прежде чем испанцы успели перезарядить пушки.

Пираты также в основном отдавали предпочтение абордажной схватке. Имеется описание тактики боя пиратских кораблей, составленное амнистированным пиратом Генри Мэйнуорингом. Он писал, что, преследуя добычу, пиратские корабли шли за караваном судов, и стоило одному из них или кораблю сопровождения отстать, как пираты быстро настигали его. Приближаясь к атакуемому кораблю, они старались подойти с кормы и с подветра, так как при этом попадали под огонь только немногочисленных кормовых пушек. Настигнув жертву, пираты пытались закрепить нос своего корабля за корму атакуемого с помощью абордажных крючьев. Одновременно пираты деревянным брусом заклинивали руль, с тем, чтобы лишить обороняющийся корабль возможности маневрирования. На палубу неприятельского корабля бросали гранаты и сосуды с горючей жидкостью. Затем пираты шли на абордаж, действуя абордажными саблями и пистолетами.

Несмотря на свои слабые стороны, корабельная артиллерия постепенно перестает быть только вспомогательным оружием при абордаже. В ее задачи входит подготовка к абордажу или воспрепятствование ему в зависимости от условий боя.

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Корабль, флаг и внешний вид — только эти три вещи могли поставить пирата над всем остальным миром. Быстроходный корабль, флаг с дурной репутацией, и устрашающий облик — вот чего нередко хватало, чтобы противник сдался без боя. Когда успех зависит от того, сколько страха ты сумеешь нагнать на жертву, эти три вещи имели немаловажное значение, и они же служили свидетельством удачливости пирата.

Корабли пираты сами себе не строили. Пиратский корабль должен был быть быстроходным, маневренным и хорошо вооруженным. Захватывая корабль, в первую очередь смотрели на его мореходные качества. Даниель Дефо говорил, что пиратский корабль — это прежде всего «пара легких пяток, которые очень пригодится, когда нужно будет что-то быстро прихватить или еще быстрее удрать, если прихватят тебя» . На захваченных купеческих судах трюмные переборки, палубные надстройки и одна из мачт часто удалялись, ют делался ниже, а в бортах прорезались дополнительные пушечные порты.

Как правило, пиратские превосходили в скорости обычные суда, что было весьма существенно как для того, чтобы догнать жертву, так и для того, чтобы уйти от погони. Например, когда Чарльз Вэйн охотился на корабль на Багамах в 1718 году, он легко уходил от морских патрулей, «делая два фута на их один» .

Большинство пиратских капитанов не меняли корабль на протяжении всей своей карьеры (которая зачастую была весьма короткой — речь может идти даже о месяцах, а не годах; даже империя террора Черной Бороды просуществовала всего несколько лет). Впрочем, были и такие, которые меняли корабли как перчатки — у Бартоломью Робертса их было около шести. Что же касается захваченных судов, то их обычно продавали или попросту сжигали.

Пиратский корабль нуждается в постоянном уходе, особенно важно вовремя очищать днище от ракушек и водорослей, чтобы они не тормозили ход корабля . Эту процедуру проделывали раз в три месяца. Обычно пираты заплывали в какое-то безопасное место, ставили пушки у входа в бухту, чтобы отразить возможное нападение, и кренговали корабль — то есть с помощью талей вытаскивали его на отмель и чистили днище. Кренгование применялось так же в случаях необходимости ремонта подводной части корпуса. Самой большой угрозой для корабля был моллюск и корабельный червь (древоточец), который вгрызался в древесину и мог проделывать в ней ходы длиной до 6 футов (2 метра). Эти черви были способны на полное уничтожение корпуса корабля.

Размеры судна

Размер пиратского судна был довольно важен. Большому кораблю легче бороться со штормами, и, кроме того, он может нести больше пушек. Однако большие корабли менее маневренны, и их труднее кренговать. В кино пиратов обычно показывают на больших кораблях, таких как галеоны, ибо они выглядят весьма впечатляюще, но на самом деле пираты предпочитали корабли небольших размеров, чаще всего шлюпы ; они были быстроходны и за ними было просто ухаживать. Кроме того, благодаря меньшей осадке они могли плавать в мелких водах или укрываться среди песчаных отмелей, куда не мог пройти более крупный корабль.

Были настолько велики, что в повседневных морских обязанностях могли участвовать на все, однако в бою для одной пушки требовалось прислуживание четырех, а то и шести, человек. Судну с двенадцатью пушками на борту нужно было семьдесят человек только для того, чтобы вести огонь, а ведь надо было еще и подносить ядра и порох.