Население города гянджа. Кировабад (Азербайджан): история основания, достопримечательности, фото

Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

  • Пожарные – 101
  • Полиция – 102
  • Скорая медицинская помощь – 103
  • Служба точного времени – 106
  • Городская справочная служба – 109
  • Справочная автовокзала - (+994 22) 57 67 17;(+994 22) 57 76 05
  • Железнодорожный вокзал –(+ 994 22) 56-90-43, (+99422) 56-13-09

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

Как добраться

До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

Аэропорт Гянджи

Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

Поиск авиабилетов в Гянджу

Транспорт

Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

Погода в Гяндже

Кухня и рестораны

В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

Магазины

Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

Гостиницы

Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Джума-мечеть

Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

Усыпальница Джавад-хана

Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

Русская церковь

Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

Бутылочный дом

А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

Гянджа , или Ганджа (азерб. Gəncə́, в 1804-1918 - Елизаветполь , в 1918-1935 - Ганджа , в 1935-1989 - Кировабад ) - второй по площади и третий по населению город Азербайджана.

Гянджа расположена в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840-1929), Елизаветпольской губернии (1867-1929) и Гянджинской области (1952-1953).

География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси, аэропорт.

Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

История

Первые века существования города

Гянджинская крепость. Фотография XIX в.

Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном (историческая область на юге реки Аракс, главным образом на северо-западе современного Ирана), Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846-847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» - у арабов, «гандза» - у грузин, «гандз» - у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ».

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением Арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

От сельджукского завоевания до монгольского нашествия

В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

Ворота Гянджи XI века, снятые после взятия города войском грузин. Ныне хранятся в монастыре Гелати, близ Кутаиси

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием Государствa Ильдегизидов Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

На территории Гянджи известны находки византийских монет..

XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла своё прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“ . Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу - монголо-татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами

Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели.

В составе государства Сефевидов. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 году к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)» ..

Впоследствии Гянджа вновь вернула своё население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

  • Памятники
  • Мавзолей «Имамзаде» XIV века в Гяндже

    Гянджинская крепость. XVI век

    Баня XVI века

    Армянская церковь Святого Саркиса, XVI век

    Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства - Джавад Хана в Гяндже

    Развалины дворца

    Армянская церковь Святого Ованеса, 1633

    Ханский дворец

В составе России

Взятии штурмом крепости Гянджи 16-го (4-го) января 1804 года, − А.Шарлемань (1826-1901)

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев добровольцев и армян из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году - полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретинской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви, одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.


XX век

Елисаветполь первой половины XX века - город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918-1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город.

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %
Гянджа - второй по величине город в Азербайджане.

Основные сведения

Расположен у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Центр исторической области Арран. В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветполь, в 1918-1935 годах возвращено название Гянджа, но в 1935 году переименован в Кировабад (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси; аэропорт.

Гянджа, как административная территория, включает в себя 2 района в городе (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.,) и посёлок городского типа Аджикент, с соответствующими органами местного самоуправления.

Население

Динамика роста населения:
1897 - 33,6 тыс. жителей
1939 - 99 тыс.
1959 - 136 тыс.
1972 - 195 тыс.
2003 - 302 тыс.
2004 - 320 тыс.


История

Возникновение города

Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на великом шёлковом пути. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Происхождения названия города связано с пехлевийским словом - гандз («Джанза» - у арабов, «Гяндза» - у грузин), что обозначало - клад, сокровище, место хранения урожая.

Джума-мечеть (мечеть шаха Аббаса), 1606.

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). В начале VII в и в VIII веков Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII века город был превращён в арену битв между арабами и хазарами. Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х века Гянджа, находившаяся под властью Саларидов, стала столицей Шаддадитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

В середине XI века Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 год двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века Фадлун III, правитель шаддадитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, Гянджа стала вассалам Грузии и была ею до вторжение монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Атабеков Азербайджана Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что её изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Гянджинское ханство

Одним из ханств, зародившихся в начале XVIII века в Азербайджане Гянджинское ханство. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Он проводил самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор. В этот период царская Россия старалась захватить новые земли, расширить рынки сбыта, придавая большое значение Азербайджану из-за его стратегического и экономического положения. Учитывая хорошее местоположение Гянджинского ханства, территорию его можно было бы использовать как оплот армии для объединения других ханств Азербайджана. Командование русской армии считало Гянджу "ключом к северным провинциям Персии". Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз обращался к Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

20 ноября 1803 года Цицианова через Тифлис направился в сторону Гянджи с войском (более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. Поняв, что овладеть крепостью будет трудно, после определенной подготовки, 3 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Её окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). В 1805 году царское правительство официально ввело комендантский метод правления. С этого времени вся военная, имущественная и финансовая власть была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Гяндже был создан окружной суд. С целью усиления контроля над населением города в 1824 году в Гяндже было создано полицейское ведомство. Население было недовольно этим ведомством, его методом правления. Комендантская система была ликвидирована в 1840 году. Гянджа как уезд вошла в состав Грузинско-Имеретийской губернии и там была учреждена должность главы уезда. В 1868 году была создана Елизаветпольская губерния. Город Гянджа стал столицей Елизаветпольской губернии.

В первой русско-персидской войне 1804-1813. Персидская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Гейче на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис. В октябре 1813 года Персия был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. С 1868 года Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии. В 1883 году связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век

По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524, переселённых туда после Гюллистанского мирного договора во время переселения армян из Персии, под покровительством посла России в Персии Грибоедова). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. В июне 1918 года Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха, 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы, которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы, армянское население было вынуждено покинуть город.

Климат

Среднегодовая температура - +13,4 C°
Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
Среднегодовая влажность воздуха - 68 %