Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках немецкого языка. Нетрадиционные методы обучения в начальной школе Интерактивное обучение немецкому языку практика

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

Игра в мяч на закрепление грамматических форм

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение

б) - на интонацию

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. на обдумывание

Опрос по цепочке

Диктант

Тест

Карточки

Параллельный опрос

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Чтение про себя;

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

(10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

Игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на интонацию сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

Опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)

Диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)

Тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

Карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

Параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.


Нетрадиционные методы обучения

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
По определению И.П.Подласова, нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
-Урок фантазирования
-Урок-соревнование
-Урок открытых мыслей
-Урок-турнир
-Урок-диспут
-Урок-эврика
-Урок-зачёт
-Урок творчества
-Урок-спектакль
-Урок-конкурс
-Урок-конференция
-Интегрированный урок
-Урок-игра
-Урок-сказка
-Урок взаимного обучения
-Урок-КВН
-Урок-путешествие
-Аукцион знаний
-Волшебный конверт
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Такие уроки желательно ставить по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Приведу краткое описание ряда нетрадиционных уроков.
Урок-путешествие.
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее приготовленный ученик.
Учащимся предлагается маршрутный лист. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду-всё, что необходимо для путешествия.
Урок построен в виде практических заданий, которые дети выполняют на остановках. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.
Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об « увиденных» объектах.
Урок-сказка.
Урок строится по русским народным сказкам, по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, или учитель сочиняет новую сказку.
Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме.
Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этап
·а урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.
Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.
Урок-КВН.
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.
Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.
Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-викторина.
Урок похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок-игра.
Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. Учебная задача данных уроков-обобщение и систематизация знаний учащихся.
Урок-лекция.
Проводится в 3-4 классе при условии высокого интеллектуального развития школьников.
Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин., в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.
Коллективный урок.
Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. Вначале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-по ребусам, кроссвордам, учебникам).
Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».
Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя на различных уроках элементы групповой работы. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

Можно проводить не только нестандартные уроки, но и использовать нестандартные приёмы на различных этапах урока. Например, при подведении итога урока, мы недостаточно часто используем задачи наглядно-образного характера. В силу ограничения времени итог проводится быстро, с помощью вопросов: «Чему научились?», «Что нового узнали?» и т. д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.
А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока-заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе!
Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.

Это та область, в которой эти методы получают полную реализацию. Иностранный язык, по сути, предполагает беседу, разговор, ведь целью предмета является формирование навыков иноязычного общения.

Но научить ребенка говорить на чужом языке – сложная задача. Иному ребенку трудно общаться даже на своем, родном языке. И не столько потому, что у него недостаточно знаний или ограниченный лексический запас. Кто-то испытывает психологические трудности, кому-то скучно или лень: чего напрягаться, все равно, больше тройки не получишь. Поэтому задача учителя – заинтересовать, увлечь, создать такие условия, чтобы ребенок по собственной инициативе включился в учебный процесс.


Ход игры.

Класс делится на команды. Учитель читает небольшой текст. Если звучит знакомое слово, относящееся к теме урока, ученики поднимают одну руку.

Если звучит знакомое словосочетание – поднимают обе руки. Ошибки фиксируются на доске. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

2. В начальном и среднем звене с успехом проходят такие игры как «Цветик-семицветик», «Собери ромашку» . Игры служат для закрепления лексических и грамматических навыков.

Ход игры.

К доске прикрепляются бумажные лепестки, на оборотной стороне которых записаны модальные глаголы. Учащиеся выдергивают по очереди лепестки и спрягают устно глагол, который каждому достался.

Ход игры.

На столе бумажные лепестки, на оборотной стороне которых написаны слова по изучаемой теме на русском языке . Ученики подходят, выбирают лепесток, переводят слово на немецкий язык. Если перевод правильный, собирают «Ромашку». Побеждает ученик, собравший полный цветок.

3. Периодически дети забывают числительные. Для восстановления в памяти количественных и порядковых числительных часто использую игру «Встаньте в круг» . Игра способствует также развитию реакции.

Ход игры.

Дети становятся в круг, берутся за руки, начинают считать. Каждый называет последующую цифру. Ребенок который замешкался выбывает из круга. Оставшиеся продолжают счет до тех пор, пока не выявится победитель или победители.

4. Для автоматизации употребления лексики в устной речи и для развития памяти служат игры «Снежный ком» и «Игра – цепочка».

Ход игры.

Дети по цепочке спрашивают друг друга и отвечают, что им нужно из школьных принадлежностей. Пример: Ich brauche einen Radiergummi. Und du? Ich brauche ein Lineal. Und du? И т. д.

5. Очень нравятся детям ролевые игры «Знакомство», «На улице», «В магазине» . Игры развивают диалогическую речь, формируют речевой этикет, принятый в Германии.

6. Большой популярностью, как в начальном, так и в среднем звене пользуются Групповые игры «Кто соберет больше фраз» и «Быстрее, больше, лучше!» Игры способствуют формированию навыков письменной речи, орфографических навыков, а также формируют навыки коллективной деятельности и конечно служат для разминки (реализации здоровьесберегающих технологий)

Учащиеся делятся на две группы. Каждая группа обговаривает последовательность своих действий. Затем по команде участники подбегают к доске и записывают фразы, на своей части доски, возвращаются обратно и передают мел следующему члену команды и т. д. Капитан имеет право исправить ошибки, допущенные членами команды. Победителем объявляется команда, быстрее справившаяся с заданием. За каждую ошибку снимается один балл.

7. Опиши картину. Цель – развитие навыков устной речи

Нужно грамотно составить вопросы и дать полные ответы по картине

С большим интересом дети воспринимают задания с использованием компьютерных технологий. Компьютерные технологии обладают безграничными возможностями для объяснения сложных грамматических конструкций и структуры предложения.


Для ознакомления со схемой предложения составила игры «Ну-ка, отгадай!» для начальных и 5-х классов и «Структура предложения» для 7-х классов. Детей очень привлекают движущиеся фигуры и слова.

В среднем звене на заключительном этапе в качестве обобщения практикую такой вид творческой игры как «Презентация коллажей» . Задание способствует развитию творческих и коммуникативных способностей, Формирует навыки совместной работы.

Класс делится на две-три группы в зависимости от количества учащихся. Капитаны подходят к столу, на который учитель высыпает материал по изученной теме в виде плашек с текстами, диалоги, стихи, рифмовки, кроссворды, картины. Каждый отбирает материал по теме, доставшейся ему по жребию, садится на заранее подготовленные места и приступает к работе. На подготовку коллажа отводится определенное время. По истечению времени, группы выходят к доске по очереди и представляют свои работы.

В 5-м классе презентации проводились по теме «Старый немецкий город», в 7-м классе – по теме «Охрана окружающей среды»

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках немецкого языка: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра как форма обучения должна способствовать повышению учебно-познавательной деятельности учащихся.

«Собери слова».

Цель – проверка усвоения лексики.

Ход игры. На листке написаны (вперемешку) части сложных слов. За

определенное время нужно их соединить, а потом прочитать.

сложные слова

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

«Вставь букву».

Цель – развитие орфографической памяти

Применяя игру как форму, средство, методический прием обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности участников игры.






Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

доклад

26.03.2015

МБОУ «СОШ с. Натальин Яр Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Подготовила: учитель немецкого языка

Сарсембаева Наталья Александровна

    Введение.

В настоящее время, когда необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств.

Изучение немецкого языка в условиях же муниципальной школы не имеет возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета “иностранный язык”. Современное обучение в школе сегодня имеет ряд недостатков, которые естественным образом влияют на уровень обученности немецкому языку школьников.

Отсюда определяются некоторые противоречия в преподавании иностранного языка в средней школе:

между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

В то же время постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения немецким языком ставят вопрос о повышении качества обучения по иностранному языку, “разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения немецкому языку”.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение иностранному языку преследует две основные цели:

    развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;

    развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников к изучению немецкого языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

    Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка.

    1. Понятие пассивного, активного и интерактивного метода обучения.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

2.2 Перечень активных и интерактивных методов.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.

2.3. Интерактивные методы на уроках иностранного языка.

Одной из технологий, обеспечивающей интерактивное обучение, является метод проектов , как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Метод обучения в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве .

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве :

Studentteamlearning ( STL , обучениевкоманде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learningtogether (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится, очевидно, что учащиеся ведут себя более активно. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознают свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия, так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств учащихся, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.

Целью обучения иностранному языку в гуманистической педагогике, по мнению Гальсковой Н.Д., является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Сопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта учащегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Учащиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:” v ”-знаю, ”+”-новая информация,”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, надо больше узнать. То, что учащиеся узнали из текста, мы дополняем другим цветом к кластеру.

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь учащиеся осмысляют изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

3. Практический опыт.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что “каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности” . Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие кооперации и сотрудничества.

На своих уроках я также стараюсь вовлечь всех обучающихся в работу, используя формы интерактивного обучения. Главная задача, которую мне приходится на данном этапе решать, это повышение мотивации учащихся к изучению предмета «Немецкий язык». Поэтому необходимо так строить уроки, чтобы они были не только эффективными, но и интересными.

    Мозговой штурм.

В ходе этого упражнения учащиеся коллективно или индивидуально разрабатывают определённую тему или семантическое поле какого-либо понятия. Учащиеся свободно высказывают мнения и идеи в связи с темой или понятием, затрагивают различные аспекты темы и фиксируют своё мнение в виде отдельных слов, словосочетаний, незаконченных фраз, коротких предложений. Данное упражнение позволяет учащимся с разным уровнем владения языком вносить свой вклад в разработку идеи, общими усилиями расширить общее информационное поле, активизировать словарь школьников.

Пример 1: на доске написаны буквы немецкого алфавита. Учитель просит класс вспомнить слова по теме «Школа» (« Die S chule »), начинающиеся с данных букв и написать их на доске. Ученик выбирает отдельную букву, записывает слово.

А -Abitur В - Bücher P - Pause K – Klasse U – Unterricht

M – Mitschüler L – Lehrer H –Hausaufgabe итакдалее .

Пример 2. На доске записаны даты (н-р, основных этапов жизни учителя). Учащиеся должны предположить, о чём свидетельствуют эти даты.

1975 - Geburtstag

1982 – das erste Schultag

1992- Schulabschluss

1995 – Heirat usw .

    Ролевая игра.

Ролевые игры часто используются на моих уроках. Данное упражнение предполагает попеременное исполнение учащимися социальных и психологических ролей, освоение общения в условиях социального контакта, которые максимально приближены к условиям реального общения.Наиболее часто обучающимся приходится примерять на себе социальные роли, например, покупатель – продавец, врач – пациент, турист – местный житель, учитель – ученик, официант – посетитель кафе или ресторана. Психологические роли чаще принимают на себя учащихся старших классов. Они отражают психологическое состояние (взрослый, ребёнок, друг, враг, соперник).

Примеры:

А) социальная ролевая игра. Типичным примером, в которой доминируют общепринятые условности, являются ситуации запроса - предоставления информации.

А.: Извините, не могли бы вы мне сказать, как мне пройти на автовокзал?

В.: Конечно, идите прямо и придёте на автовокзал.

Б)Психологическая ролевая игра. Даны высказывания нескольких взрослых о подростках подростков об их родителях. Попытайтесь в роли психолога найти для них разъяснение для любой из ситуаций. Работайте вдвоём.

    Работа в малых группах.

Чтобы прочувствовать, как осуществляется работа в группах на уроках немецкого языка, я предлагаю Вам поучаствовать в работе данного вида.

Мастер-класс

    Этап мотивации.

L.: Hört euch zwei Musikstücke an. Was für die Musikstücke sind das?

(die Nationalhymne Deutschlands und Russlands)

L.: Was meinen Sie? Worüber werden wir heute sprechen?

(über die beiden Länder)

L.: Ganz richtig. Wir sprechen heute über Deutschland und Russland.

Wir arbeiten heute in Gruppen. Haben Sie nichts dagegen? Wollen wir uns teilen!

(раздаются карточки с изображением флагов Германии и России, соответственно этим карточкам создаются две группы)

    Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

a)L.: Was können Sie schon von Deutschland und Russland? (…)Wir brauchen heute Mehrzahlen. Wiederholen wir die!(…)

3. Этап закрепления изученного с проговариванием во внешней речи.

L .: Ü ben wir uns ein bisschen . Schreiben Sie je zwei Numeralien auf den Kärtchen und tauschen Sie gegen einander. Jetzt nennen Sie diese Mehrzahlen.

b) Работа в группах

Heute müssen wir auch unsere Kenntnisse systematisieren und vielleicht sogar erweitern. Hier helfen uns der Plan, die Landkarten und Arbeitsblätter. Füllen Sie bitte die Tabellen aus, benutzen Sie dabei die Landkarten und Arbeitsblätter, wo Sie richtige entsprechende Information wählen können.

    Этап включения изученного в систему знаний.

L.: Also, welche Ergebnisse haben Sie bekommen. Beachten Sie die Mehrzahlen! Tauschen Sie bitte die Informationen. Schreiben Sie die fehlenden Angaben..

Der Plan

Deutschland

Russland

Die Lage (Wo liegt das Land?)

Die Grenzen (An welche Länder grenzt …?)

Die Flӓche(Wie ist die Fläche des Landes?)

Die Hauptstadt (Welche Stadt ist die Hauptstadt …?)

Die Staatsflagge (Wie sind die StaatsfarbenDeutschlands/Russlands?)

Die gröβten Städte sind…

Die gröβten Flüsse sind…

5. Этапрефлексииучебнойдеятельности .

L.: Sie haben heute sehr gut und produktivgearbeitet. Was haben Sie besonders gut geschafft? Mit welchem Fach war unsere Stunde eng verbunden?

Die Hausaufgabe:

L.: Welche Aspekten fehlten heute in Ihren Berichten? Was möchten Sie noch über diese Länder erfahren oder erzählen? Machen Sie bitte das zu Hause und erweitern Sie bitte die Tabellen. Suchen Sie bitte auch die Information über Saratower Gebiet anhang der Tabelle.

4.Проект.

Достаточно эффективным интерактивным методом работы является проект.

Проект помогает мне решить сразу несколько задач. Это развитие интереса к предмету, к стране изучаемого языка, расширение общего кругозора учащихся и словарного запаса учащихся, формирование универсальных учебных действий и информационной компетенции.

В зависимости от ступени обучения меняется и характер проектной работы. На начальном и среднем этапе создаются чаще всего индивидуальные краткосрочные проекты «Книга о себе», «Моё расписание», « Школа моей мечты», «Моё любимое время года» и другие. Среди индивидуальных долгосрочных проектов на среднем этапе можно назвать проект «Разговорник».Далее проекты становятся более долгосрочными, основательными и чаще всего групповыми. Я хочу представить Вам несколько вариантов ученических проектов.

    Вывод.

Использование активных и интерактивных методов обучения делает процесс обучения живым, эффективным и интересным.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке то, что принято называть в методике - технология интерактивного обучения. Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая) Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог? Одной из наиболее эффективных технологий, направленных на освоение социального опыта является, на мой взгляд, использование технологии «кейс-метод». Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем и случаев. Кейс - это описание ситуации, которая имела место в реальной жизни и содержит в себе некую проблему, которая требует разрешения. Это инструмент, благодаря которому в учебную аудиторию привносится ситуация из реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и представить обоснованное решение. Данную технологию я использую в своей педагогической деятельности несколько лет, мною проведён ряд уроков. Хочу заметить, что использовать данную технологию целесообразно в основном в старшей школе на обобщающих уроках и уроках повторения, когда набран необходимый лексический запас по теме и освоен сопутствующий грамматический материал. Иноязычная деятельность осуществляется на уроках с применением технологии кейс-метода в следующей последовательности: - обсуждение информации, содержащейся в кейсе; - выделение важной информации; -обмен мнениями, составление плана работы; -дискуссия; -выработка решения проблемы; -дискуссия для принятия окончательного решения; -подготовка доклада; -аргументированный доклад. На первом этапе урока учащимся предлагается ответить на несколько наводящих вопросов, которые переключают учащихся на иноязычную деятельность и помогают ситуативно обусловить основную часть урока, т.е. поставить проблему, задуматься над ней. Проблема - кейс, может быть представлена в виде в виде текста, письма, видеоролика, клипа. Учащимся предлагается ознакомиться с кейсом, понять о чём идёт речь, выявить основную проблему, обсудить её в группе, найти решение проблемы, составить сообщение с использованием опоры. Здесь необходимо опираться на тот опыт, который учащимися получен в жизни. Полученные ранее знания на данном этапе выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, подходить к пониманию новой информации. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, он учится отслеживать свое понимание и обращать внимание на пробелы, фиксируя их для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом. На этом этапе урока формируется умение работать с информацией, умение анализировать сложную, неструктурированную проблему, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта, умение принимать решение, умение сотрудничать и работать в группе. На следующем этапе урока учащиеся представляют своё видение проблемы и путей её решения, происходит общее обсуждение проблемы. На этом этапе урока формируется умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, происходит приобщение к толерантному восприятию окружающего мира. Затем учитель представляет тот вариант решения проблемы, который был найден в реальной жизни. Данная технология позволяет выработать умение пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики, умение работать информацией в разных областях знаний; умение находить проблему, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта, умение принимать решение; умение сотрудничать и работать в группе; выражать и отстаивать свою точку зрения. Технология «Кейс-метод», ориентирует преподавателя и учащегося не только на деятельностное участие каждого в процессе обучения, но и на сотрудничество учителя и учащихся, на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Используя данную технологию на уроках учитель развивает личность ученика в процессе обучения иностранному языку, в результате чего происходит формирование не только коммуникативной, но и социальной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. В основе метода лежит имитационное моделирование.Учащимся предлагают осмыслить реальнуюжизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определённый комплексзнаний, который необходимо усвоить при её разрешении. Это интерактивный метод, обеспечивающий освоение теории и овладение практическимиспользованием материала. Действия в кейсе либодаются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Упрощённая форма кейс-технологии - решение практических задач, усложнённая - игровой метод обучения.С помощью кейс-метода можно анализироватьситуацию во всей её комплексности на основе конкретного случая. На кейс-метод распространяютсяосновные положения направленной на действие дидактики, которая исходит из тезиса, что обучение должно быть ориентировано на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации. Следовательно, выбор и содержание тем в определённой области ориентируются не столько на теорию,сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек. Исходя изэтого, определяются основные критерии для выбора конкретных кейсов, которые отрабатываются назанятиях. Требования научной ориентированностиобучения при применении кейса остаётся в силе, но только в том объёме, в котором наука или же её теоретические положения могут способствовать решению повседневных жизненных ситуаций.Знания по данному предмету или научной теории применяются в тех случаях, когда очевидноих превосходство над знаниями из повседневногоопыта или же они оказываются необходимыми длярешения кейса. Задача кейса заключается в том,чтобы развивать способность каждого человекасправляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Преимущество технологии кейс-метода 1. Использование принципа проблемного обучения. 2. Получение навыков работы в команде. 3. Выработка навыков обобщений. 4. Получения навыков презентаций. Негатив: скудный словарный запас не позволяет выражать мысли, в учебниках недостаточно материала для данных методов. Актуальность метода заключается в том, что он: побуждает к активному участию в учебном процессе; побуждает к совместному обучению в группах; развивает критическое мышление, анализ текстовой информации; стимулирует самостоятельную работу по получению дополнительной информации;развивает умение формулировать проблему, выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания; развивает коммуникативную культуру.ИКТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» Для этого учителю необходимо применять разные стратегии обучения и, в первую очередь, использовать ИКТ в учебно-образовательном процессе. Задания очень разнообразны, зависят от творческого потенциала педагога. Особое внимание в работе мною уделяется использованию Интернет-ресурсов. С помощью вложений можно перейти на определенную страничку в сети с целью работы. В работе на уроках я беру материалы сайта GrammatikimDeutschunterricht , Deutsch-werden.de и других сайтов, где размещён материал по активизации лексики. Использование ИКТ на уроках немецкого языка помогло мне добиться лучшего усвоения школьниками лексического материала, а также повысило мотивацию. Уроки с применением ИКТ носят эмоциональный и познавательный характер. Одним из основных направлений моей работы является использование информационно-коммуникационных технологий для создания наглядных пособий через подбор иллюстраций, тематических звуковых сопровождений и презентаций. Являясь эффективным способом визуализации учебного материала, презентация дает возможность варьировать способы его подачи, приспосабливая его к конкретным учащимся с разным уровнем подготовки, способностей и интересов. Например, для освоения учащимися 2-х классов немецкого алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образом соответствующих им объектов. Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Германии, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон. По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого разработаны электронные материалы по таким темам, как «Гласные в закрытом слоге», «Гласные в открытом слоге», «Буквосочетания» Для слайдов подбираются максимально интересные картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием. Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания. Компьютерное тестирование, разработанное в PowerPoint, позволяет учащимся сразу же проверить свои знания, используя ключ или правильный вариант, представленный на следующем слайде. Создание компьютерных презентаций широко практикуется и моими учащимися 9 класса для представления своих исследовательских проектов по немецкому языку. Поиск материала с использованием Интернет-ресурсов расширяет информационную базу учащихся. 1. Портал “Российское образование”: www.edu.ru. 2. “Единое окно доступа к образовательным ресурсам”: window.edu.ru. 3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru. 4. Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

черных_doc.docx

Картинками

Черных Алла Александровна МКОУ «Мамоновская ООШ», село Мамоновка ИКТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» Для этого учителю необходимо применять разные стратегии обучения и, в первую очередь, использовать ИКТ в учебно­образовательном процессе. Задания очень разнообразны, зависят от творческого потенциала педагога. Особое внимание в работе мною уделяется использованию Интернет­ ресурсов. С помощью вложений можно перейти на определенную страничку в сети с целью работы. В работе на уроках я беру материалы сайта Grammatik im Deutschunterricht , Deutsch­werden.de и других сайтов, где размещён материал по активизации лексики. Использование ИКТ на уроках немецкого языка помогло мне добиться лучшего усвоения школьниками лексического материала, а также повысило мотивацию. Уроки с применением ИКТ носят эмоциональный и познавательный характер. Одним из основных направлений моей работы является использование информационно­коммуникационных технологий для создания наглядных пособий через подбор иллюстраций, тематических звуковых сопровождений и презентаций. Являясь эффективным способом визуализации учебного материала, презентация дает возможность варьировать способы его подачи,

приспосабливая его к конкретным учащимся с разным уровнем подготовки, способностей и интересов. Например, для освоения учащимися 2­х классов немецкого алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образом соответствующих им объектов. Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Германии, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон. По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого разработаны электронные материалы по таким темам, как «Гласные в закрытом слоге», «Гласные в открытом слоге», «Буквосочетания» Для слайдов подбираются максимально интересные картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием. Используя возможности информационно­коммуникационных технологий, создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания. Компьютерное тестирование, разработанное в Power Point, позволяет учащимся сразу же проверить свои знания, используя ключ или правильный вариант, представленный на следующем слайде.