Принц конде. Корпус принца конде на службе россии - фонд развития и возрождения исторических традиций "имперское наследие" Людовик бурбон принц конде

Судьба на долгие годы связала жизнь российского императора Павла I и французского принца Луи-Жозефа Конде. Интересно проследить историю их взаимоотношений в свете политических событий тех лет и одновременно показать, как это отразилось на формировании художественного облика «старой Гатчины».

Павел I и принц Конде познакомились в начале 1780-х гг. во Франции в Шантильи, резиденции принца Конде, а расстались в конце 1790-х гг. в России в С.-Петербурге. Жизнь принца Конде невозможно отделить от его родового поместья в Шантильи так же, как жизнь Павла I - от его любимой резиденции в Гатчине. Пригород французской столицы находится в 40 км к северу Парижа, почти на таком же расстоянии как Гатчина от С.-Петербурга. История поместья, зафиксированная документами, начинается с Х в., со строительства небольшого средневекового замка с садами и лесными угодьями на реке Нонет. В конце XIV в. замок был перестроен Пьером д"Оргеменом и уже в XVI в. перешел в собственность семьи Монтморанси.

Самым знаменитым в этой семье был коннетабль Анн де Монтморанси (1493-1567). Он участвовал во всех сражениях королевской армии и получил высшее военное звание исключительно за выдающиеся таланты военачальника и политика при короле Франциске I. Даже смерть настигла Анн де Монтморанси в сражении при Сен-Дени.

Прирожденный воин, «человек грубой внешности, с суровым зловещим взглядом», коннетабль вместе с тем «имел очень тонкий вкус». По словам Густава Макона, хранителя музея Шантильи в начале XX века, Анн де Монтморанси «не только строил красивые замки, но также был страстным собирателем образцов мебели, предметов старины, коллекционировал манускрипты, книги». В Шантильи Анн де Монтморанси провел первую большую реконструкцию: замок был перестроен в ренессансном стиле по проекту Жана Бюллана, вокруг разбит парк, а за ним на огромной территории простирались охотничьи угодья. Там хозяин со своими многочисленными гостями «загоняли оленя и дикого кабана». В это же время перед замком появилась известная площадь Коннетабля. Три века спустя в России по воле императора Павла I аналогичные площади тоже будут сооружены перед Гатчинским и Михайловским замками.

Новая страница в увлекательной истории Шантильи - это жизнь и деятельность принца Луи II Бурбона, который больше известен под именем Великого Конде (Grand Conde, 1621-1686). Как и предыдущий владелец коннетебль Анн де Монморанси, Луи II Бурбон снискал славу на полях сражений. Принцы Конде принадлежали к боковой линии Бурбонов, которая происходила от дяди короля Генриха IV Людовика Конде. Великий Конде получил Шантильи от своей матери Шарлотты-Марии Монморанси, жены Анри II Конде. Браком его родителей соединились два знаменитых рода - Монморанси и Конде. С тех пор поместье Шантильи на протяжении двух веков служило резиденцией для принцев Конде.

Во времена Великого Конде масштаб строительных работ в Шантильи не уступал королевским в Версале. У принца работали такие известные архитекторы как Франсин, Совер, Мансар и непревзойденный мастер ландшафтной архитектуры Андре Ленотр, которого называли «королевским садовником и королем садовников». Не случайно Шантильи стали называть «Версалем Конде».

Великий Конде был «выдающимся патроном искусств», коллекционером, главным защитником Мольера, близким другом Буало, Расина, Боссюе, мадам Севинье, Лафайета, Лабруера и Лафонтена. Его салон в Шантильи объединял ведущих современных светил музыкального и литературного мира, с которыми «он мог общаться как равный с равными».

Бесконечные дворцовые интриги заставляли великого полководца сражаться не только на поле брани, но и при дворе ради благосклонности Людовика XIV. В этой борьбе Гран Конде с успехом использовал талантливых людей, огромные средства и красоты Шантильи: роскошный замок, великолепный парк с каналом, «самым прекрасным во Франции», аллеями и партерами среди зеркальных прудов, ниспадающими каскадами и фонтанами, которые «не молчали ни днем, ни ночью». Конде превратил Шантильи в «театр пышных праздников», которые прерывались только военными походами или временной опалой короля.

Широко известны баснословно пышные, роскошные, расточительные приемы, которые устраивались для Людовика XIV. Например, памятный королевский прием в Шантильи 23 апреля 1671 г., на котором присутствовало более пяти тысяч человек, было сервировано 60 столов на 80 кувертов каждый по три раза в день. Тогда-то случилась трагедия, о которой упоминает мадам Севинье в своих «Письмах», с метрдотелем Конде. Шеф кухни Ватель покончил жизнь самоубийством из-за задержки к королевскому столу рыбы, «соответствующей тому изысканному набору яств, которое там было представлено».

Целью жизни для следующего владельца, Луи-Анри-Бурбона-Конде (1692-1740) или Монсеньера Ледюка, министра Людовика XV, тоже стало дальнейшее украшение Шантильи. Его стараниями замок был превращен «в еще более выразительное явление, чем это было в дни Великого Конде, а парк - в «живые декорации для непрерывных празднеств». Благодаря Монсеньеру Ледюку в Шантильи были основаны известные мануфактуры по производству мягкого фарфора и расписных тканей, построены знаменитые Большие конюшни по проекту Жана Обера. Конюшни называли «триумфом архитектуры времени Регентсва». Как известно, в Гатчине здание бывших Кирасирских казарм является несколько измененной копией Больших конюшен Шантильи.

Последний французский принц Конде - уникальный представитель особ королевской крови, который умер не от яда, добавленного в вино, не от инфекции в раннем детстве и даже не от кинжала заговорщика, а во время извращенного сексуального акта, да еще и в преклонном возрасте.

По недоказанной в свое время, но до сих пор не опровергнутой версии, уйти из жизни принцу Конде помогла его любовница - баронесса Софи Доуз, отхватившая при этом немалую часть его состояния.

Карьера служанки

Кто знает, как сложилась бы судьба дочери рыбака и контрабандиста Доуза по имени Софи, которой от рождения, несмотря на красоту, была уготована участь служанки или дешевой проститутки, если бы не та судьбоносная встреча с принцем.

В 15 лет Софи в поисках лучшей жизни покинула родной Портсмут и уехала в Лондон. Она хотела стать комедианткой, но актерская карьера не задалась. Пришлось искать хоть какую-то работу. Без рекомендаций устроиться служанкой в приличный дом было нереально, и девушка довольствовалась работой в публичном доме на Пикадилли - прислуживала проституткам и их богатым клиентам.

Там в 1811 году ее и увидел проживавший в Великобритании в эмиграции 55-летний Луи-Анри, герцог де Бурбон, последний принц французского рода Конде. Красивая молоденькая служанка сразу стала предметом его вожделения, и девушка быстро смекнула, что у нее появился шанс стать обеспеченной содержанкой этого сексуально озабоченного, немолодого и богатого дворянина. Словом, интересы совпали, Софи не раздумывая отдалась принцу и не прогадала! Для нее это был подарок судьбы - Софи и ранее пыталась найти богатого постоянного любовника, используя свою молодость и красоту, но безуспешно.

Итак, наша Софи поселилась в роскошном особняке принца Конде. Способная девушка успешно осваивала правила поведения и хорошие манеры, учила иностранные языки - она уже мечтала блистать при королевском дворе! Но главной ее задачей было ублажать принца, доставлять ему всевозможные сексуальные удовольствия - чем извращеннее, тем лучше. Софи сразу поняла, что стареющий Луи-Анри помешан на сексе и это ее единственная возможность удержаться при нем и жить в достатке. Будучи развратной по натуре, она не только сама всячески ублажала принца в постели, но и устраивала для него групповые оргии с помощью проституток из борделя, где работала раньше. Эти оргии по сути представляли собой мини-спектакли сплошь порнографического содержания, в которых главные роли всегда доставались принцу. Например, в дивертисменте «Любящий пес» голый принц изображал собаку, которая радуется приходу хозяйки. Он скакал по полу, изображая радость, лизал обнаженные тела Софи и ее помощниц. И это был еще самый скромный сценарий. В дивертисменте «Пчелки, собирающие мед» голый Луи-Анри исполнял роль бутона розы, с которого, под звуки из музыкальной шкатулки, «собирали мед» шесть голых женщин. Софи подобрала для принца целую библиотеку порнографических гравюр и книг. Можно даже сказать, что она развращала и без того распутного немолодого мужчину еще больше. Естественно, что Конде уже не мог часа прожить без Софи и доставляемых ею наслаждений.

Баронесса де Фешер

Похоже, принц сам осознавал пагубность этой своей страсти, и в годы Реставрации тайком уехал из Лондона во Францию, надеясь порвать с Софи. Но не тут-то было! Через две недели она появилась в Париже. Раздосадованный принц деликатно объяснил, что ее присутствие в Париже чревато скандалом и неприятностями. На что Софи ответила: «А вы скажите, что я ваша внебрачная дочь!»

И принц сдался. Он истосковался по ее извращенным ласкам. Правда, чтобы остаться в Париже, Софи пришлось выйти замуж. Принц сам нашел ей мужа - командира батальона королевской гвардии Адриана де Фешера, которому король Людовик XVIII тут же даровал баронский титул. А принц Конде взял новоиспеченного барона к себе на службу.

Де Фешер не успел еще нарадоваться своей удаче, как ему шепнули, что Софи - не дочь, а любовница принца и вообще очень развратная женщина. Принц успокоил его: мол, завидуют вашему положению и красавице жене, вот и болтают что попало. Но де Фешер не поверил ему, вскоре расстался с Софи, и она открыто стала сожительствовать с 65-летним принцем.

Здесь уже у баронессы был голый расчет, который оправдался: в 1824 году принц Конде составил завещание, отписав Софии роскошные владения Буасси и Сен-Ли. Правда, ей пришлось хорошо постараться, чтобы уговорить принца составить это завещание. Шантаж был массированный: и угроза уйти от него, и жаркие ласки - все шло в ход.

А потом осталось только дождаться смерти принца. Однако ждать было тяжело, так и самой состариться можно...

Одним августовским утром 1830 года 74-летний принц Конде был найден в своей спальне повешенным на оконном шпингалете в петле из двух платков. В самоубийство не верил никто, и прежде всего личный врач принца доктор Бонн. Пока он осматривал тело, Софи де Фешер, сидя в кресле, театрально заламывая руки, выдала фразу: «О, какое счастье, что принц умер именно так. Умри он в собственной постели, все тут же стали бы говорить, что я его отравила!»

Король назначил расследование смерти Луи-Анри, но в итоге совещательная палата суда выдала заключение, что это самоубийство, и дело закрыли. Хотя первой версией было убийство, и подозревалась Софи де Фешер.

Сенсационные подробности были озвучены только в 1848 году в брошюре Виктора Бутона. По его утверждению, в деле был замешан сам король Франции Луи-Филипп! Эту версию - идеально организованного убийства - мы в дальнейшем и рассмотрим.

Следы сладострастия

Еще в 1827 году, опасаясь, что завещание принца после его смерти оспорят прямые наследники и она останется ни с чем, баронесса де Фешер провернула хитрую политическую комбинацию. С помощью своего покровителя, экс-министра иностранных дел Талейрана, она познакомилась с Луи-Филиппом, герцогом Орлеанским - будущим королем Франции. И предложила ему сделку: Софи уговорит принца Конде завещать свое основное имущество сыну Луи-Филиппа, а король в благодарность признает законным то, что будет завещано ей. Луи-Филипп был в восторге от этого предложения -ведь по такому завещанию он бы наследовал 60 миллионов золотых франков!

Однако принц Конде из-за своих семейно-политических пристрастий подписывать завещание отказывался. Автор брошюры писал, что баронесса даже била принца, вынуждая подписать бумагу. И Конде сдался, боясь навсегда потерять ту, которая дарила ему высшее наслаждение. Сам он уже был как мужчина недееспособен.

После Июльской революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп, принц Конде собрался покинуть страну и тайно уехать в Швейцарию, где проживал в изгнании Карл X, который просил его изменить завещание в пользу своего маленького сына. Софи тут же донесла об этом королю и услышала от него: «Надо любой ценой помешать ему уехать!» Это был смертный приговор принцу Конде.

Софи не первый раз практиковала садизм во время любовных утех с принцем - тот мог возбудиться и испытать оргазм только во время легкого удушения. В ту ночь Софи просто слегка отодвинула ногой табурет, на котором стоял надоевший старый любовник, и принца не стало. Молодой жандармский офицер, любовник Софи, помог ей придать убийству вид суицида. А потом Софи де фешер потребовала от короля, чтобы следствие не особенно вникало в детали происшествия. Король был вынужден согласиться.

Виктор Бутон, описывая подробности убийства, ссылался на архивы полицейской префектуры - протоколы допроса слуг принца Конде. Слуги, как оказалось, были в курсе, чем занимались развратный стареющий принц с молодой баронессой. И детально описали на допросах все эти любовные утехи в стиле садо-мазо. Был там и протокол о констатации смерти принца, подписанный мировым судьей. В протоколе зафиксировано, что у ног умершего принца все еще сохраняются «следы сиятельного сладострастия».

После оправдательного вердикта Софи де Фешер вступила в права наследования и снесла до основания замок Сен-Ли, в котором было совершено убийство принца. Его родственники пытались оспорить завещание в суде, но проиграли дело. Правда, смогли значительно подмочить репутацию короля. Самой Софи де Фешер пришлось уехать из Франции в Лондон. Вернулась она туда уже состоятельной дамой и в 1840 году умерла своей смертью. Последним пристанищем великой куртизанки стало кладбище Кенсал-Грин.

Прекрасен.

Познакомьтесь: Людовик II де Бурбон-Конде фр. Louis II de Bourbon-Condé, le Grand Condé
4-й принц Конде, герцог Энгиенский
Даты жизни: 26 декабря 1646 — 11 декабря 1686

Очень противоречивые отзывы:

"...При жизни отца Конде носил титул герцога Энгиенского. Был он принцем крови, то есть прямым родственником королевской семьи... С ранних лет знатнейший из знатных аристократов Франции отличался дерзостью, честолюбием и храбростью....Военную карьеру принц начал в 17 лет... В 22 года принц уже командовал французскими королевскими войсками в войне с испанцами, получившей название Тридцатилетней. В той войне 19 мая 1643 года Конде одержал свою первую победу в сражении под городом Рокруа...
В... 1644 году принц встал во главе французской королевской армии, сменив на этом посту опытного виконта де Тюренна. "
http://interpretive.ru/dictionary/967/word/lui-ii-burbon-konde-velikii-konde
Напоминаю, молодому человеку было 23 года.

Далее: "...Победы... укрепили полководческий авторитет Луи Конде. Армия, окрыленная победами над испанцами и баварской армией, буквально боготворила Конде. Однако теперь многие влиятельные лица во Франции стали всерьез опасаться возросшей популярности Конде, и в последующие десять лет ему пришлось приложить немало усилий для их умиротворения..."

Далее перечисляются и описываются множественные сражения, смысл которых я не очень понимаю...
Впечатление такое, что с 17 до 54 лет принц только воевал...Как увидим ниже, впечатление обманчиво.

"...Став одним из популярных людей во Франции, принц оказался в самой гуще политической борьбы. В войне королевской власти с Фрондой (такое в истории название получила внутренняя смута во Франции в 1648-1658 годах) он принял сначала сторону кардинала итальянца Джулио Мазарини и королевы Анны Австрийской, регентши сына - малолетнего коронованного сына Людовика.... Но между честолюбивым и заносчивым полководцем Луи Конде и властолюбивым первым министром Франции столкновение было неизбежно...
Принц Конде возглавил новую Фронду (так называемую Фронду принцев), намереваясь свергнуть кардинала Мазарини и даже обратить свои немалые владения в независимое государство. Его ближайшим соратником стал младший брат, принц Конти...
Анархия во французской столице, раздоры между ним и остальными вождями Фронды, возвращение в Париж его врага кардинала Мазарини заставили принца бежать из отечества в Нидерланды и там в 1653 году сдаться испанцам, своим недавним врагам. В 1654 году за государственную измену его во Франции заочно приговорили к смертной казни.
Теперь Конде обратил свое оружие и военное искусство против отечества....Но в этой войне на долю принца редко выпадали удачи - против него воевала воспитанная и обученная им французская армия...Гражданская война закончилась в 1659 году (38 лет - моё прим.) заключением мира и укреплением королевской власти. Кардинал Мазарини помирился с принцем Луи II Конде, которому Испания решила отдать самостоятельное княжество у северной французской границы. Был отменен и заочный смертный приговор принцу за измену Франции и ее монарху Людовику XIV, который женился на Марии Терезе, дочери испанского короля Филиппа IV. Конде был восстановлен во всех своих титулах и правах, но 8 лет оставался не у дел...
Благодаря своему полководческому таланту и политическому влиянию при королевском дворе принцу Конде удалось вновь стать командующим французской армии...
В конце 1675 года Конде подал в отставку и последние годы жизни провел в своем владении Шантильи. Скончался он в Фонтебло.
Во всех войнах, в которых участвовал принц Луи Конде, он демонстрировал прежде всего высокое тактическое искусство. Отличительной чертой прославленного французского полководца являлись его знаменитые «вдохновения» . Благодаря этому он не раз побеждал противников, которые превосходили его в силах. Но Конде современники справедливо корят за то, что ради быстрого и сильного натиска он не щадил людей. Войска Конде на чужой территории прославились грабежами и насилием ."

Читаю я про эти многочисленные сражения, изгнания-прощения... роман писать можно. Далее - выделяю отзывы о Великом Конде синим. Очень противоречивые отзывы.


Скульптор Куазевокс( 29 сентября 1640 , Лион - 10 октября 1720 ) , портрет Луи II де Бурбон-Конде, Принца де Конде. Бронзовый бюст. (Лувр)

" Настоящим шедевром стал бронзовый бюст принца Конде. Очень удачный полководец, Луи II Конде отличался жестокостью, кощунством, грубым поведением даже с близким окружением. Он из тех антипатриотив, что обращал свое оружие против своей краини.Конде-сторонник Фронды, воевавшей против короля и кардинала Мазарини.Це он опустошал северные области Франции, это он пытался создать самостоятельное княжество в своих землях. Бурно проведена молодость, пребывание в тюрьме и болезнь сделали его неприятным и антипатичным. Даже после политического примирения с королем и кардиналом, его на восемь лет отстранили от дел, поскольку не доверяли. Перед скульптором стояла трудная задача создать репрезентативный портрет больного (болел ревматизмом) и неприятной, но опасной лица. Куазевокс достойно справился с задачей, выдвинув на первый план роскошный наряд Конде и блестящие средства обработки бронзы. Это немного омрачило смело змальвану, правдивую и непремну характеристику образа. Ни один из портретов Луи II Конде красками не передает всю сложность характера по-своему искалеченной лица принца".

Несомненно, очень выразительный портрет.
Ещё один скульптурный портрет:


Louis II, 4th Prince of Bourbon and Conde (1621-86), 1817 (plaster), David d"Angers, Pierre Jean 1788-1856 Musee des Beaux-Arts, Angers, Franc.


Juste d"Egmont Louis II de Bourbon, dit le Grand Condé Huile sur toile . Chantilly, Musée Condé Photo Musée Condé.

"...Современники могли любить его, либо ненавидеть, но, несмотря на его политические просчеты и личностные особенности, все равно восхищались им. Возможно, самую яркую характеристику дал ему в своих мемуарах знаменитый фрондер Поль де Гонди, кардинал де Рец: "Принц де Конде был рожден полководцем... Судьба, ниспослав его веку воинственному, предоставила мужеству развернуться во всем его блеске ; воспитание в семье... ограничило ум рамкой слишком тесной. Принцу не внушили с ранних лет... то, что зовется последовательностью... Уже в юности он опережен был стремительным развитием великих событий и навыком к успеху... обладая от природы душой незлобной, он совершал несправедливости , обладая отвагой Александра... был не чужд слабости, обладая замечательным умом, действовал неосмотрительно, обладая всеми достоинствами..., не послужил государству, как был должен... Он не сумел возвыситься до своих дарований, но все равно он велик, он прекрасен ...
Франсуа де Ларошфуко писал в мемуарах, что герцог Энгиенский "...статный, наделенный большим, ясным, проницательным и всесторонним умом, покрыл себя величайшей славою. ..". А прокурор-генерал Дижонского парламента Пьер Лене так отзывался о нем: "Он удовлетворял желания своих подчиненных, игнорируя многие частности ... Принц завоевал огромную репутацию, проведя баталии у Рокруа, Фрейбурга, Нордлингена и Ланса, взяв Тионвилль, Филиппсбург, дойдя до сердца Рейна - Кобленца, выказав храбрость и великодушие у Дюнкерка...
В речи, произнесенной в соборе Парижской Богоматери 10 марта 1687 г. по случаю кончины принца де Конде, епископ Мо, выдающийся историк и воспитатель дофина Жак-Бенинь Боссюэ не только представил его выдающимся государственным деятелем, но и поставил выше другого великого полководца столетия - Анри де Тюренна. Отличительной чертой военного гения полководца епископ назвал быстроту замысла, нисходившего на него среди сражения, - его знаменитые "вдохновения". А Людовик XIV после смерти Конде заявил: "я потерял "величайшего человека в моем королевстве...
В целом Конде справедливо упрекают за то, что ради быстрого и сильного натиска, способного привести к победе, он проливал потоки крови, а его армия отличалась грабежами и насилием. Его стиль состоял из дерзости и агрессивных нападений... Вместе с тем, Конде называют настоящим военным интеллектуалом, одаренным и независимым.".

Созданный образ даёт возможность почувствовать размах и пассионарность личности... но воспринимается всё-же, ОЧЕНЬ однобоко... ПОРА РАСШИРЯТЬ ГРАНИЦЫ ОБРАЗА:


Художник Juste d’Egmont (1601-1674), Musée de l’Armée.
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Очень понравился портрет и, на мой взгляд, он более всего похож на детский. Сначала не обратила внимания - за Конде видна голова, там персонаж, его почти не видно (ниже привела эту картину целиком).


Работа отнесена к художнику Louis Elle Ferdinand
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Этот портрет у меня вызывает большие сомнения, не очень похоже на живопись той эпохи.

"...Луи II де Бурбон принц де Конде родился 8 сентября 1621 г. в Париже. Его родителями были Анри II Бурбон (1588 - 1646), принц де Конде, и Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде и крестная мать Людовика XIV..."

Отец Анри II Бурбон (1588 - 1646) принц де Конде:

Меня удивило, что больше его портретов не попалось.

Мама Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде:

"...Образование юного герцога Энгиенского было традиционным для его сословия. В 1630 - 1636 гг. он изучал латинскую классику, философию Аристотеля, математику, кодексы Юстиниана и политическую историю в школе иезуитов в Бурже. Он не был особенно прилежным учеником, правда, латынь, риторику и философию осваивал с большим успехом. Долгое время он считался вольнодумцем по религиозным вопросам. Его образование было завершено в Королевской военной академии в Париже, где он показал отличные результаты. Уже в 17 лет отец отправил Луи исполнять обязанности губернатора Бургундии..."
"...По настоянию Анри Конде 9 февраля 1641 г. юноша женился на Клер-Клеманс де Майе-Брезе (1628 - 1694), дочери Юрбена де Майе, маркиза де Брезе, и Николь дю Плесси, племянницы Ришелье. Однако политически и экономически выгодный союз (невеста принесла Луи приданого 600 тыс. ливров и ряд земельных владений) был в личном плане неудачным. Ради него ему пришлось оставить свою возлюбленную мадемуазель дю Вижан (Марту Пуассар, дочь королевского постельничего Франсуа Пуассара, барона дю Вижана). От этого брака на свет появилось трое детей - сыновья Анри III Жюль (1643- 1709), принц де Конде, Луи (1652 - 1653 ) и дочь мадемуазель де Бурбон (1657 - 1660 )..."

Жена:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8D%D1%80-%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81_%D0%B4%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5

Великий Конде и его сын Генрих III Бурбо́н Конде́ :

Портрета мадемуазель дю Вижан не нашла.
"...его возлюбленную в 1647 г. отправили в монастырь кармелиток..."
http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556



Далее: "Последние 11 лет жизни Великий Конде провел в своем владении Шантийи в 49 км от Парижа. Замок располагался среди густых дубовых лесов и возвышался на огромной скале, окруженной со всех сторон водой.... именно Великий Конде поручил королевскому архитектору Ленотру разбить великолепный парк с фонтанами вокруг замка. В одном из устроенных в нем праздников принял участие король, что зафиксировала в своих письмах мадам де Севинье. Фонтаны Шантийи и сегодня одни из красивейших во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял их за образец . (оказывается:), у Великого Конде был неплохой вкус и стремление к созиданию - моё прим.) Подражая итальянской дворцовой архитектуре, принц приказал украсить фасад замка балюстрадами и колоннами, и получилось так, что в нем соединились элементы готики (мощные стены-бастионы, остроконечные шпили, водостоки в виде змееобразных чудовищ) и барочное оформление фасадов. По сути Шантийи из замка превратился в роскошный дворец и стал символом перехода аристократии от военных походов к празднествам, меценатству и коллекционированию произведений искусства. Но въезд в Шантийи, оформленный в ренессансном стиле и защищенный чугунными решетками и пиками, отражал "профессию" владельца...
У него собирались полководцы, министры, крупные буржуа и, конечно же, просвещеннейшие умы Франции. Являясь поклонником и покровителем искусств, Конде приглашал в свой замок известных творческих личностей. Еще во время пребывания не у дел после Пиренейского мира принц проводил там время в блестящей компании таких гениев, как Мольер, Расин, Буало, Лафонтен, Мансар, Ленотр, Боссюэ и многие другие. Как-то поэт Венсан Вуатюр заметил Конде: "Если бы Вы хоть раз соизволили снять какую-нибудь осаду, мы, Ваши поклонники, смогли бы немного передохнуть и прийти в себя, так как это внесло бы некоторое разнообразие в ход событий". В Шантийи состоялось и первое представление "Тартюфа" Жана-Батиста Мольера, которого еще в 1664 г. автор впервые прочитал в салоне Нинон де Ланкло. В честь гостей принца Ленотр разбил в парке аллею Философов, что может служить доказательством того, что Великий Конде не только следовал аристократической моде того времени, но и действительно высоко ценил прекрасное ..."

Вот так, и как это согласуется с данными ему выше отрицательными характеристиками? Практически никак.
"...Этот неординарный человек был исключительно богат по меркам XVII века. Его огромное состояние уступало лишь богатствам кардиналов Мазарини (40 млн. ливров) и Ришелье (20 млн. ливров) и оценивалось в 14 млн. ливров. Как и другие политики и полководцы того времени он коллекционировал произведения искусства, старинные книги и манускрипты, сосредоточенные, прежде всего, в Шантийи. Герцог Омальский, получивший в 1830 г. вместе с титулом и замок, завещал его вместе с богатейшей библиотекой и картинной галереей, Французскому институту. В музее Конде, помимо личных вещей принцев крови, выставлены и художественные сокровища - сотни рукописных и первопечатных книг (включая Библию Иоганна Гуттенберга), редкостное собрание фарфора и "Великолепный часослов герцога Беррийского" - прославленная иллюстрированная рукопись XV в., многочисленные гравюры и картины Боттичелли, Клуэ, Пуссена. Именно там сегодня находятся "Три грации" Рафаэля, "Избиение младенцев" Пуссена, "Святой Иероним" Дюрера и другие знаменитые полотна. Принц являлся обладателем одного из самых знаменитых в истории алмазов весом в 9,01 каратов, украшавшего набалдашник его трости, - "Розового Конде" или "Великого Конде", полученного им от Людовика XIV за военные заслуги..."
А вот это как согласуется с данными выше характеристиками?:
"В 1685 г. единственный внук полководца Луи де Бурбон женился на Луизе-Франсуазе, мадемуазель де Нант, старшей дочери короля и мадам де Монтеспан. В середине 1686 г. Луиза-Франсуаза, пребывая в Фонтенбло, заболела оспой. Именно принц вернул ее к жизни, проводя дни возле ее постели и кормя ее с ложки. Луиза-Франсуаза выжила и продолжила род Конде, подарив своему супругу 10 детей, но Конде сам заразился от нее..."

Я вижу образ прекрасного, действительно, по-королевски одарённого человека.
Большая благодарность Хатамото: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556
и автору статьи: Ивониной Людмиле Ивановне - доктору исторических наук, профессору Смоленского государственного университета.



P.S. Посмотрела по художнику - нашла!

Portrait du Grand Condé devant le champ de bataille de Rocroi (19 mai 1643)
Не могу понять - что это такое справа, что-то красное, изогнутое...?
Здесь слева от Конде не видно головы. И ещё... почти все мужчины -военные 17-18 да и 19 век держат странную палку в руке. Я думала сначала, что это - подзорная труба. Но уж слишком тонка, думаю, это что-то другое.

Принцы Конде (названы так в честь Конде-ен-Бри, сейчас департамент Aisne) –исторический французский аристократический титул, первоначально принадлежавший в середине 16-го столетия Французскому протестантскому лидеру, Людовику Бурбону (1530-1569 гг.), дяде короля Генриха IV Французского, его титул носили его потомки. Как младшая ветвь французской королевской династии, принцы Конде играли важную роль в политике и общественной жизни королевства до их «исчезновения» в 1830 году.

Герцогства Конде, как такового никогда не было, они не были ни вассалами, ни суверенами. Название местности просто служило территориальным источником названия титула, принятого Людовиком, который унаследовал от своего отца, Карла IV де Бурбона, Герцога Вандомского (1489-1537 гг.), хозяина Conde-en-Brie в Шампани, состоящего из шато Конде и деревни, приблизительно в пятидесяти милях к востоку от Парижа. Эти земли достались ему от родителей господ Эвесне, графов Сент – Пол – сур – Тернуа. Когда Мария де Люксембург вышла замуж за Франсуа, графа Вандомского (1470-1495 гг.) в 1487 году, Конде – ен – Бри стал частью наследства Бурбонов – Вандомских.

После исчезновения в 1527 году Герцогов Бурбонов, сын Франсуа Карл (1489-1537 гг.) стал главой Дома Бурбонов, который прослеживает свою мужскую линию от Роберта, графа Клемонта (1256-1318 гг.), младшего сына Святого короля Франции Людовика IX Французского. Из сыновей Карла Вандомского, самый старший, Антуан, стал Королем-консортом Наварры. Самый младший сын, Людовик унаследовал поместья Мео, Ноге, Конде и Соссан. Людовик был назван принцем Конде в парламентском документе от 15 января 1557 года и, стал принцем без земель, то есть это был титул для принцев Крови, Королевской семьи, и в течение следующих трех столетий титул передавался принцам крови.

Луи, первый принц, фактически отдал земли Конде своему самому младшему сыну, Карлу (1566-1612 гг.), графу Суасон. Единственный сын Карла Людовик (1604-1641 гг.) оставил Конде и Суассон наследницам в 1624 году, которые были выданы замуж за представителей Савойской и Орлеанской династий.

После вступления на трон Франции Генриха IV де Бурбона в 1589 году, его первый кузен, принц Конде (1588-1646 гг.), был возможным наследником на французскую корону до 1601 года. Хотя собственные потомки Генриха после занимали руководящие посты в пределах королевской семьи Дофинов, Филс де Франс, и линия Младших принцев крови, с 1589 года до 1709 года принцы Конде по совмещению также занимали ряд постов при дворе – например, Главного Принца Королевской Крови, для которого был также приложен доход, у него была своя аудиенция и церемониальная привилегия (такая как исключительное право обращения – Ваше Высочество Принц). Однако, положение Главного принца, было передано Герцогам Орлеанским в 1710 году, поскольку седьмой принц, Людовик III (1668-1710 гг.) отказался использовать этот титул, предпочитая вместо этого быть известным под своим наследственным титулом пэра - Герцог Бурбонский. Последующие наследники аналогично предпочли герцогский титул королевскому.

Самые старшие сыновья принцев Конде использовали название Герцога Энгулемского, и к ним обращались как Монсеньор Герцог (Monsieur le Duc). Принцы Конде были также предками по мужской линии ветвей принцев Конти, которые процветали в 1629-1818 гг., и графов Суассонов, 1566-1641 гг.. Хотя и сыновья и дочери этих ветвей Дома Бурбонов считались принцами и принцессами крови, никогда не было традиции использовать титул принц или принцесса для них во Франции, приставкой к их имени служили титулы герцог\герцогиня или граф\графиня.

Принцы Конде

  • Людовик I Бурбон-Конде (умер 1569 г.)
  • Генрих I Бурбон-Конде (1569-1588 гг.)
  • Генрих II Бурбон-Конде (1588-1646 гг.)
  • Людовик II Бурбон-Конде Гранд Конде (1646-1686 гг.)
  • Генрих III Жуль Бурбон-Конде (1686-1709 гг.)
  • Людовик III Бурбон-Конде (1709-1710 гг.)
  • Людовик IV Генрих Бурбон-Конде (1710-1740 гг.)
  • Людовик V Жозе Бурбон-Конде (1740-1818 гг.)
  • Людовик VI Генрих Бурбон-Конде (1818-1830 гг.)

Единственный законный сын Людовика VI Генриха, Людовик Антуан Генрих Бурбон-Конде, Герцог Энгулемский, был казнен в Винценнесе в 1804 году, по приказу Наполеона Бонапарта. Без других сыновей, братьев или кузенов, линия Бурбонов-Конде закончилась со смертью Людовика VI Генри в 1830 году.