Иностранные карикатуры на гитлера 1941 года. Карикатуры кукрыниксов времен великой отечественной войны

известно, что на Западе старались и стараются приравнять коммунизм и фашизм. Указывая - это были оба тоталитарные режимы.

Имхо, ответ несложен.

Структурно, на уровне "железа", да и фашистский режим и сов. власть схожи.

Власть - у одной партии.

Но, вот на уровне "софта" - духа, мозга стремления противоположны.

И маньяк и нормальный человек, скажем, тоже структурно, на биологическом уровне, очень похожи - две руки, две ноги и т.д. Но главное - что в мозгах, что определяет поступки этих, очень схожих, в биологическо-структурном смысле, тел.

Без "софта", как пытаются это подать - это трупы. И разница в трупах невелика, практически отсутствует.

Наци руководствуются тем, что они избранные, остальные - недочеловеки.

Коммунисты - интернационалисты. Для них все народы - братья.

Наци стремятся интегрироваться с другими странами путем враждебной, агрессивной экспансии. Поглощая их.

Коммунисты - стремятся, в идеале (оставим за скобками "мировую революцию", к которой так тянуло Троцкого, что сближало того с фашизмом) к интеграции мирной, путем экон. соревнования с капстранами. Где, опять-таки, в идеале, который чуть не случился (подставили ножку, мягко говоря, в виде ВОВ), народ уже на выборах, видя преимущество СССР, мог привести к власти коммунистов и там.

ПС: Правда, оговорюсь, говорю я здесь о тех коммунистах, для которых на горизонте, к которому идут - советская, а не партийно-монополистическая власть. Последнее - неизбежно ведет к реставрации капитализма. Монополия еще оправдана в авральные годы, когда не слишком до демократии. Но, как только необходимость в аврале исчезает, нужно продолжать путь к заявленной цели - власти народа, через советы, профсоюзы.., а не к всевластию партийных чиновников, куда, в этом случае, устремится все эгоистичное в стране, неразборчиво в средствах, прорвется наверх и, пользуясь всевластием партии, которую возглавили, начнет разрушать уже всю систему государства. Приведу слова Ленина, для сомневающихся:

Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований . Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. “Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализм не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Нашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно”

Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: “Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, что верховной государственной властью являются Советы , которые составляются из представителей трудящегося народа…свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением”

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А, следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс .

Ленин говорил, что “социализм не создаётся по указам сверху . Его духу чужд казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс

И Луначарский:

“Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению ко всей стране он очень малочислен. На всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав… Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Но не может ли получиться так, что эта публика… превращается в зачатки нового командного класса? Не получатся ли из них всё-таки “совбуры” - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию ”. (А.В. Луначарский “Ленин”, М., 1924 г.).

Но, случилось то, что случилось. Начиная с 1953-го, верхушка партии начинает устранять контроль над собой со стороны правоохранителей. Обвинив и уничтожив Берию, как предлог, запретив, до санкции партии, партконтроля разработку высших партийцев. Начиная подминать все в стране под себя, огосударствливая все. И страна не продолжила путь влево, к социализму, а пошла направо. От власти Советов к всевластию партии, ее верхушки, прежде всего. К отрыву о народа, обрыву обратных связей с ним. Выхолащивая, превращая живое в ритуалы, лишенные глубинного смысла лозунги, в чучело социализма, лишенное жизни. Как прежде, схожим образом, католичество перешло от истинного христианства, с его - любви к человеку и отрицания агрессивного насилия, к его противоположности, сжигая "во славу Христа" людей, благославляя грабительские "Крестовые" походы. Началась деградация, распад. Инерции еще хватило на почти 40 лет, но финал был неизбежен.

Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для советской страны. В их состав входило три художника - КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» - не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фашистов и прочих… В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов - с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы.

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают!» - ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. Бывает.

Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.

Приступ сталинградского удушья

Атлантический вал

Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.

Итоги новой тотальной мобилизации

В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан «германский фольксштурм» для «обороны всеми силами и средствами» фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

У ворот восточной Пруссии

Последний крик парижской моды

Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.

Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,
Играл он черной мастью пик.
Войну он начал с пикировки,
А под конец, зайдя в тупик,
Попал он в положенье «пик»!

Гитлер — Гиммлеру: «А вы уверены, что они теперь безопасны?»

После провала покушения на Гитлера сразу же по всей Германии начались повальные обыски и аресты. Для расправы со своими противниками Гитлер создал специальный штаб «20 июля» во главе с Гиммлером, который действовал с особой жестокостью. В течение нескольких месяцев было казнено свыше 700 офицеров и генералов, общее же число жертв террора гестапо исчислялось тысячами. Вермахт лишился важной части своего офицерского корпуса.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!
- Мой друг, во избежанье риска Не подходите слишком близко!

С головы до пяток

Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.

Геббельс: «Вы гениально предвидите, фюрер»

Недолговременный дот

Вверху на листовке написано: «В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г.». Внизу: «Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: «Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым?»

В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.

Костюм ефрейтора домашний
Довольно легок, строг и прост.
Он состоит из круглой башни
И пары пулеметных гнезд.
В таком наряде ходит дома
Немецкий фюрер в дни приема.
И шьет ему костюм стальной
Известный Крупп, мужской портной.

Громовой удар

6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Испанский нейтрал итенор

Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Тотальная круговая порука

Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:

Впереди идет солдат.
У солдата — автомат.
А солдату офицер
Тычет в ухо револьвер.
Офицеру генерал
Пистолет к виску прижал.
Сзади Гиммлер с топором…
Так шагают вчетвером.

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 21 марта (1 стр.). Сообщение о советско-финских отношениях (1 стр.). Письма трудящихся товарищу Сталину и ответы товарища Сталина (2 стр.). Майор В.Губанов. - Противовоздушная оборона переправ (2 стр.). Гвардии полковник И.Бабенко. - Атака пехоты и танков (2 стр.). Б.Руснак. - Заря над Молдавией (3 стр.). Кукрыниксы. - Мастер политической карикатуры (3 стр.). П.Павленко. - Кровная дружба (3 стр.). М.Мендельсон. - Американские выборы 1944 года (4 стр.). Английская и американская печать о победоносном наступлении советских войск (4 стр.). К событиям в Венгрии (4 стр.) .

Новый альбом художника Бор. Ефимова

Издательство «Искусство» выпустило альбом карикатур художника Бор. Ефимова «Гитлер и его свора». Каждый из этих рисунков, созданный рукой большого мастера, метко бьет по цели, разоблачая «теорию» и практику фашизма, пригвождая к позорному столбу берлинскую разбойничью шайку и ее сообщников в Европе.

В работе над газетной карикатурой некогда ждать вдохновения. Вечером или поздно ночью получено важное сообщение, а утром оно, воплощенное художником в карикатуру, становится достоянием миллионов читателей. Быстрота рождения темы и ее графического решения требует от мастера большого творческого напряжения, острого политического чутья, разносторонних знаний. Много художников работало в карикатуре, но очень немногие из них смогли так прочно и органично связать свою творческую жизнь с газетной страницей, как Бор. Ефимов. Пожалуй, это единственный пример художника, проработавшего в газете изо дня в день в течение двадцати пяти лет. Большой и почетный труд!

Всё, начиная от композиции рисунка и кончая остроумной лаконичной «ефимовской» подписью под ним, говорит за то, что художник обладает незаурядным талантом, владеет неисчерпаемой выдумкой, и умением создавать надолго запоминающиеся образы.

Один немецкий солдат, сдавшийся в плен нашим войскам, на допросе заявил, что после того, как ему однажды попалась листовка с изображенном Геббельса в образе крысы с хвостом, он при виде настоящей крысы обязательно вспоминает Геббельса и, наоборот, когда видит портрет Геббельса, всегда вспоминает крысу. Этот пример ярко показывает убийственную силу сатиры Бор. Ефимова. В небольшой газетный рисунок он вкладывает столько глубокого содержания, что его не всегда исчерпаешь в обстоятельной статье. Доходчивость карикатур Бор. Ефимова очень велика. Самые запутанные политические ситуации становятся в рисунках Бор. Ефимова доступными и понятными.

Новый альбом художника - итог его повседневной журналистской работы за 1942-43 годы. В семи разделах альбома представлена галлерея омерзительных портретов Гитлера, Геринга, Геббельса, Гиммлера, Риббентропа, Лея, Розенберга, дана, так сказать, «анатомия и патология» фашизма. «Их портреты», «Их «идеология», «Соузники», «Новый порядок», «Блицкриг», «Их настроения», «Их перспектива» - в каждом из этих разделов художник выразительными средствами рисует этапы кровавого пути фашизма от бредовых мечтаний о завоевании мира до заключительного собрания заправил «нового порядка» в большой железной клетке, в которой всю гитлеровскую свору везут на беспощадный суд народов.

Вот карикатура «Их фюрер». Гитлер на трибуне. «За мной идут миллионы», - кричит он. За спиной оратора заводчики и банкиры Германии - Феглер, Крупп, Дуисбург, Симменс. На соседней странице Гитлер изображен в подлинном своем виде. Он сидит привязанным на толстую цепь к банковскому сейфу, как заправский сторожевой пес германского капитала. Мастерски художник разоблачил гнусную сущность фашистских мракобесов, их изуверские расовые теории.

Весьма удачны рисунки на темы о взаимоотношениях между «соузниками» по оси. Германо-итальянские «сердечные» отношения и, как следствие их, «дополнительное из"ятие шерсти в Италии». Гитлер стрижет Муссолини, как глупую овцу. «Новый порядок» в Европе грабительская политика гитлеризма, основанная на крови и плахе, показана зрителю в талантливом изображении Бор. Ефимова.

Очень ярок раздел альбома, посвященный разгрому фашистских полчищ под Москвой и Сталинградом. Такие рисунки, как «Расквартировались...», «Чьи клещи хлеще?», «Перемол на Волге», «Сталинградская наука», трудно забыть, в них дарование художника раскрывается особенно полно.

Осиновый кол, вбиваемый в грязную могилу фашизма, служит великолепной концовкой к альбому. Надо отметить очень высокое полиграфическое оформление книги и от всего сердца поздравить Бориса Ефимова с большим творческим успехом.

Альбом «Гитлер и его свора» - ценный вклад в сокровищницу советской карикатуры. // .


"Красная Армия доказала свое превосходство над противником во все времена года"
Английская печать о победоносном наступлении советских войск

ЛОНДОН, 21 марта. (ТАСС). Лондонское радио передало обзор статей английских газет, в которых комментируются ход и возможные последствия наступления советских войск на Украине.

Газета «Дейли геральд» пишет в передовой статье, что сражение, идущее на Украине, войдет в историю под названием: «Сражение за три реки - Днепр, Буг и Днестр». Гитлер, пишет газета, дал своим войскам приказ любой ценой держаться у Днестра и у Буга, но его генерал Манштейн не в силах справиться с этой задачей. В создавшихся условиях не он хозяин положения, и приказ Гитлера является невыполнимым как со стратегической, так и с тактической точек зрения. Продвижение советских войск является стремительным и неудержимым, в результате чего уже истреблена 6-ая германская армия. Советские войска уже форсировали Днестр, оставив Буг позади себя. Замечательное продвижение Красной Армии развивается во всё нарастающем темпе, несмотря на крайне неблагоприятные условия погоды. Лишь исключительное мастерство советских генералов в сочетании с высокими боевыми качествами войск могло сделать возможным такое успешное продвижение. Красная Армия доказала свое превосходство над противником во все времена года.

Московский корреспондент газеты «Ньюс кроникл» также подчеркивает, что, несмотря на все свои усилия, гитлеровцы не смогли удержать свою линию обороны на Днестре. Советское верховное командование прочно держит боевую инициативу. Фронт немецкой обороны разваливается. История уже стала свидетельницей разгрома крупной немецкой армии.

Военный корреспондент газеты «Дейли телеграф энд Морнинг пост» заявляет, что история извлечет большой урок из последних месяцев борьбы на советско-германском фронте. В целом ряде сражений немцы жертвовали своими резервами, а теперь, в наиболее критический момент, у них уже нет больше никакой возможности для того, чтобы предотвратить полный развал своего фронта на Украине. Русские пожинают плоды своей стратегии.

ЛОНДОН, 21 марта. (ТАСС). Сообщения о победах советских войск и о потерях германской 6-й армии были опубликованы во всех газетах на первой странице под крупными заголовками. Военный обозреватель газеты «Санди таймс» пишет, что наступление частей 2-го Украинского фронта выглядит как рассчитанный и смелый маневр перед лицом измотанного и сломленного врага.

"Волнующее и радостное событие"
Отклики американских газет на наступление Красной Армии

НЬЮ-ЙОРК, 21 марта. (ТАСС). Нью-йоркское радио в своем обзоре указывает, что главное место в передовых статьях американской печати занимают новые блестящие успехи Красной Армии. Для комментариев печати, говорится в обзоре, характерна передовая статья в газете «Нью-Йорк геральд трибюн». Всего только две недели тому назад, говорится в этой статье, Красная Армия начала наносить новые сокрушительные удары по всей линии немецких позиций на юге Украины, и уже 19 марта было об’явлено, что советские войска форсировали на широком фронте реку Днестр. Это - волнующее и радостное событие. Победа под Сталинградом послужила великим поворотным пунктом в войне. Под Сталинградом немцы достигли гребня волны, а затем началось их падение. Нынешнее огромное поражение немцев, разгром их 6-й армии, являвшейся преемницей германской армии, погибшей под Сталинградом, также представляет собой поворотный пункт в войне, на сей раз знаменующий собой близкий конец гитлеровской авантюры.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
В ВИННИЦЕ

1. Сожженные гитлеровцами жилые дома в центре города. 2. Жители вывешивают красные флаги в честь Красной Армии. 3. Население города приветствует части Красной Армии, вступившие в Винницу. Снимки нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора. Доставлено на самолете летчиком Захаровым.


**************************************** **************************************** **************************************** **************************
ЛАВАЛЬ ПРОДАЕТ В ГИТЛЕРОВСКОЕ РАБСТВО ЕЩЕ 300 ТЫСЯЧ ФРАНЦУЗОВ
Сделка «правительства» Виши с Берлином

ЛОНДОН. 21 марта. (ТАСС). Как сообщает агентство АФИ из Женевы, по полученным там сведениям, 12 марта состоялось заседание «правительства» Виши, на котором присутствовал Петэн. На этом заседании Лаваль сделал доклад о своих переговорах в Париже с германским уполномоченным по вербовке рабочей силы Заукелем. Лаваль сообщил, что в результате этих переговоров принято решение об отправке в Германию 300 тысяч рабочих. В ближайшее время, сообщил Лаваль, должно быть отправлено 57 тыс. человек, главным образам за счет лиц, арестованных полицией за уклонение от трудовой повинности, а также всех арестованных, не имевших документов. В дальнейшем решено отправлять в Германию по 81 тыс. человек в месяц, причем посылке в Германию подлежат студенты призыва 1941 года. Лаваль сообщил, что 243 тыс. человек, которые должны быть отправлены в Германию в ближайшие 3 месяца, предназначены для замены на германских предприятиях лиц, призываемых в германскую армию.

Лаваль заявил, что новое соглашение, заключенное с Заукелем, должно быть реализовано вне зависимости от осуществления составленного «статс-секретарем путей сообщения» Бишлоном плана укомплектования рабочей силой французских предприятий, работающих исключительно на Германию. Выступивший на заседании Бишлон настаивал на об"явлении во Франции тотальной мобилизации рабочей силы.

Работорговцы из Виши, однако, учитывают, что заключенная ими с немцами сделка натолкнется на жесточайшее сопротивление французского народа. По сообщению агентства АФИ, выступивший на том же заседании Дарлан предупредил о том, что его карательные операции в Савойе натолкнулись на исключительные трудности. Он заявил, что для подавления сопротивления французов нужно усилить карательные отряды артиллерией и авиацией.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
"ОБСЕРВЕР" О СОЗДАНИИ ПОЛЬСКОЙ АРМИИ

ЛОНДОН, 19 марта. (ТАСС). Специальный корреспондент газеты «Обсервер» пишет, что важнейшим событием дня в польско-советских отношениях является преобразование польского корпуса, сражавшегося вместе с Красной Армией, в польскую армию. Политическое значение этого шага подчеркнуто тем, что в Кремле был дан обед в честь генерала Берлинга, на котором присутствовал Сталин и советские генералы. Новая армия будет важным фактором в польской политике. «Остается под вопросом, будет ли она принята в самой Польше как подлинная польская армия, но польское подпольное движение стремится избежать трений и враждебности между поляками, борющимися против германских захватчиков. Офицеры польского подпольного движения, прибывшие теперь в Лондон, категорически протестовали против антисоветской пропаганды некоторых выходящих здесь польских газет. Они говорят, что эта пропаганда играет на руку немцам в Польше. Они говорят также, что тайна катынских убийств не вызвала никакого возбуждения среди поляков на территории Польши, которые были свидетелями бессмысленных массовых убийств, совершенных немцами в неслыханных масштабах. К сожалению, повидимому, эти призывы к умеренности не влияют на милитаристские и националистские элементы поляков в Лондоне. Эти элементы попрежнему считают, что их настоятельная задача - это воспрепятствовать какой-либо возможности примирения между Польшей и Россией».

По мнению автора, значительная часть польских министров понимает, что нельзя сохранять нынешнюю жесткую позицию польского правительства в отношении России и что настоятельно необходимо сделать какой-то решительный шаг навстречу советским требованиям. Дискуссии сейчас концентрируются на вопросе о том, как сделать этот большой шаг. Хотя большинство польских министров более или менее отдает себе отчет в реальном аспекте существующего положения, немногие, а, быть может, никто из них не находит мужества открыто высказать свои взгляды и взять на себя ответственность за решение, которое может породить ярость милитаристов и националистов.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
ИНСТРУКЦИЯ ГИТЛЕРОВСКИХ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБ ОБРАЩЕНИИ С УГНАННЫМИ В ГЕРМАНИЮ СОВЕТСКИМИ ЛЮДЬМИ

СТОКГОЛЬМ, 21 марта. (ТАСС). Немецко-фашистская газета «Гамбургер фремденблат» опубликовала полицейскую инструкцию, в которой вновь напоминаются установленные властями правила обращения с «восточными рабочими и работницами» (то-есть прежде всего с советскими гражданами и гражданками, ).

Первый параграф этой инструкции вновь напоминает о том, что «восточные рабочие», обязаны носить на правой стороне груди прочно прикрепленный к одежде и хорошо заметный «отличительный знак», на котором на синем поле написано белыми буквами «ОСТ». Согласно второму пункту инструкции «восточные рабочие, имеющие при себе справку о хорошем поведении», могут носить это клеймо не на груди, а на левом рукаве.

Дальнейшие параграфы рабовладельческой инструкции еще раз подтверждают, что для советских граждан, угнанных в Германию, создан каторжный режим. Они обязаны находиться после работы только на территории лагеря, не имеют права пользоваться общественными средствами передвижения, т.е. поездами, трамваями, автобусами, и т.д. Им воспрещается появляться на каких-либо собраниях, предназначенных для немцев или для других иностранных рабочих. Они не имеют права заходить в столовые, рестораны и магазины. Так как множество советских женщин выполняют обязанности домашней прислуги, то-есть превращены в настоящих рабынь, и так как им приходится «по долгу службы» заходить в магазины, инструкция специально подчеркивает, что этим лицам владельцы магазина могут продавать что-либо только при пред"явлении .

Девятый параграф инструкции категорически воспрещает немецкому населению какое-либо общение с «восточными рабочими», при чем предусматривается серьезное наказание за нарушение этого правила.

Гитлеровская газета «Бремер цейтунг» опубликовала статью начальника округа Шумана, который признает, что иностранные рабочие ненавидят своих поработителей и что пребывание этих рабочих в Германии создает для гитлеровцев большую угрозу. «В отношении иностранцев, - пишет гитлеровский чиновник, - враги пустили в ход крылатое словечко «троянский конь». Под этим они подразумевают, что присутствие иностранцев составляет опасность для самой Германии». Не отрицая этого, Шуман, заклинает немцев не вступать в какое-либо общение с иностранцами, работающими в Германии, особенно с «восточными рабочими». Он цинично заявляет, что, если немец видит, как «восточная работница» с детьми гибнет от голода, он не должен пытаться ей помочь и что со всякими подобными попытками «нужно немедленно покончить».

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
СООБЩЕНИЕ О СОВЕТСКО-ФИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

8 марта Советской Миссией в Стокгольме был получен ответ Финского Правительства. Из этого ответа следовало, что Финское Правительство затрудняется принять советские условия перемирия без предварительной дискуссии.

10 марта Советское Правительство сообщило Финскому Правительству, что Советское Правительство считает финский ответ неудовлетворительным. При этом Советское Правительство обратило внимание Финского Правительства на то, что советские условия перемирия в виде шести пунктов, переданные г-ну Паасикиви, являются минимальными и элементарными и что лишь при принятии этих условий Финским Правительством возможны советско-финские переговоры о прекращении военных действий. Советское Правительство сообщило также, что оно будет ждать ответа Финского Правительства до 18 марта.

17 марта Финское Правительство дало по поводу советского заявления отрицательный ответ и тем самым взяло па себя всю ответственность за последствия. // Информбюро Наркоминдела СССР .

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
От Советского Информбюро *

В течение 21 марта юго-западнее города Дубно наши войска, продолжая наступление, овладели районным центром Ровенской области Верба, районным центром Львовской области Подкамень, а также с боями заняли более 60 других населенных пунктов, в том числе крупные населённые пункты: Столбец, Града, Бучина, Суховоля, Накваша, Немяч, Лопушна.

Западнее и юго-западнее города Винница наши войска продолжали наступление и с боями заняли более 50 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Сусловцы, Багриновцы, Боркив, Микулинцы, Дашковцы, Юзвин, Медвежье Ушко, Широкая Гребля, Браилов, Коростовцы, Степанки, Кудиевцы, Носкивцы и железнодорожные станции Браилов, Матейково.

К югу от города Жмеринка наши войска, развивая наступление, овладели районными центрами Винницкой области городом Шаргород, Копайгород, а также с боями заняли более 80 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты Пасынки, Мовчаны, Плебановка, Снитков, Высший Ольчедаев, Лучинец, Лазова, Тропово, Сугаки, Вендичаны, Ломозов и железнодорожные станции Котюжаны, Немерчи, Вендичаны, Израилевка, Сулятицкая.

Южнее города Могилев-Подольский наши войска продолжали вести успешные бои по расширению плацдармов на правом берегу Днестра, овладели районным центром Молдавской ССР Атаки, а также с боями заняли более 40 других населённых пунктов, среди них крупные - Арконешть, Висока, Котова, Мындык, Дрокия, Шурели, Кетросы, Згурица и перерезали железную дорогу Бельцы-Черновицы.

Юго-западнее Ново-Украинка наши войска вели наступательные бои, в ходе которых овладели районными центрами Одесской области Благодатное, Арбузинка, а также с боями заняли более 50 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Синюхин Брод, Ново-Александровка, Лысая Гора, Софиевка, Никольское, Новокрасное, Демидовка, Ивановка, Алексеевка и железнодорожные станции Синюхи, Подгородная, Бандурка, Новокрасное, Кавуны.

Юго-западнее города Бобринец наши войска продолжали наступление и с боями заняли более 40 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Новоселовка, Николаевка, Зеленый Яр, Трикраты, Вознесенский, Вороновка.

На других участках фронта - бои местного значения.

В течение 20 марта наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 29 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 47 самолётов противника.

Юго-западнее города Дубно наши войска продолжали наступление. Противник, усилив свои боевые порядки 361 пехотной дивизией, только что прибывшей из Дании, предпринял несколько контратак. Советские части отбили вражеские контратаки и, продвигаясь вперед, заняли районный центр Ровенской области Верба, а также более 60 других населенных пунктов. В ходе боёв уничтожено 900 немецких солдат и офицеров, 9 танков и самоходных орудий. Захвачено 24 орудия, 52 пулемёта, 2 склада боеприпасов и склад с инженерным имуществом. Несмотря на бездорожье и распутицу, наши подвижные части совершили 30-километровый марш, вышли на шоссе Броды-Тарнополь и стремительной атакой овладели районным центром Львовской области Подкамень. Захвачены большие трофеи. На улицах города Кременец, на-днях занятого нашими войсками, обнаружено до 1.500 трупов немецких солдат и офицеров.

К югу от города Жмеринка части Н-ского соединения овладели важным узлом грунтовых дорог - городом Шаргород. Бойцы другого нашего соединения сломили упорное сопротивление немцев и, преследуя их, заняли районный центр Винницкой области Копайгород. Отступая под ударами советских войск, противник бросает орудия, автомашины и различное военное имущество. Бойцы Н-ской части, выбив гитлеровцев из одного села, захватили 17 орудий, из них 4 самоходных, с заведенными моторами. На другом участке советские танкисты атаковали роту противника. Немецкие солдаты и офицеры не оказали сопротивления. Они сложили оружие и сдались в плен.

Южнее города Могилев-Подольский наши войска вели успешные бои по расширению плацдармов на правом берегу Днестра. Советские части, занявшие город Могилев-Подольский, не теряя ни одной минуты, переправились через реку и штурмом овладели районным центром Молдавской ССР Атаки и рядом других населенных пунктов. Развивая успех и преодолевая днестровскую оборону немцев, наши бойцы перерезали важную железнодорожную магистраль Бельцы-Черновицы. Попытки противника контратаками задержать наступление наших войск потерпели неудачу.

Юго-западнее города Бобринец части Н-ского соединения продолжали развивать наступление и заняли более 40 населенных пунктов. Противник оказывал сильное огневое сопротивление и неоднократно бросал в контратаки пехоту и мелкие группы танков. Все контратаки гитлеровцев отбиты. Бойцы Н-ской части за день с боями прошли до 14 километров и истребили 600 немецких солдат и офицеров. Захвачено у немцев свыше 200 автомашин, 53 мотоцикла, 3 склада с продовольствием и склад с зерном. Взяты пленные. В самый разгар боя за один населенный пункт расчет старшего сержанта Солянина заметил, что к его орудию приближаются несколько танков и два самоходных орудия противника. Прямой наводкой наводчик Кутявин подбил один немецкий танк, а затем . Остальные немецкие танки быстро повернули обратно.

Партизанский отряд, действующий в Львовской области, в боях с численно превосходящими силами противника попал в окружение. Заняв круговую оборону, советские патриоты в шестичасовом бою подбили два немецких танка и истребили до 200 гитлеровцев. Ночью партизаны стремительной атакой прорвали кольцо окружения. Отряд партизан занял выгодные позиции и продолжает наносить удары немцам.

Жители села Ново-Мыиск, Ровенской области, рассказали о зверствах немецко-фашистских захватчиков: «Тяжелые страдания и неслыханные издевательства пережили мы за время фашистской оккупации. Гитлеровские изверги нагло заявляли, что украинцев они не считают людьми. В первые же дни оккупации нашего села немцы отобрали у крестьян землю, которую им дала советская власть после присоединения областей Западной Украины к УССР. Землю вместе с посевом захватили немецкие колонисты. Гитлеровцы вконец разорили всё население и обрекли его на голодную смерть. Немецко-фашистские палачи замучили и расстреляли многих ни в чем неповинных жителей нашего села». // .

________________________________________ ________
** ("Красная звезда", СССР)
* ("Известия", СССР)
** ("Красная звезда", СССР)**

Карикатура в годы Великой Отечественной войны

Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной.

От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, - требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

«Все для фронта, все для победы!» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты и карикатуристы.

В первые недели войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага. Это-де легкомысленно, вредно, демобилизует. Военная обстановка требует совсем другого подхода: уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к отпору, к мести, к уничтожению фашистов. А смеяться нечего.

Но советская сатира не пошла по этому пути. Ведь не смеется над врагом только тот, кто его боится. А Гитлеру не удалось запугать советский народ. Само собой разумеется, что гневные, патетические, призывные плакаты были в ту пору необходимы и играли огромную агитационную роль, но из этого совершенно не следовало, что надо было отменить смех.

Известно, что когда в 1919 году белогвардейские войска Юденича, наступавшие на Петроград, пустили в ход присланные им англичанами танки, то некоторые молодые, еще не обстрелянные красноармейцы, впервые увидев эти непонятные, страшные машины, дрогнули. Советское командование решило принять срочные меры против «танкобоязни». Одной из таких действенных мер оказался смех. По специальному заданию поэт Демьян Бедный за несколько часов написал веселые частушки «Танька-Ванька». Припевом были такие слова: «Как пальнет по Таньке Ванька -- Танька, глядь, колеса врозь!».

И в 1943 году, когда были впервые двинуты на наши позиции в знаменитом сражении на Курской дуге германские танки марки «тигр», газеты «Правда» и «Красная звезда» в один день напечатали карикатуры, высмеивавшие расчеты гитлеровцев запугать наших бойцов этими «тиграми». Некоторое время художники изображали Гитлера не иначе, как верхом на битом тигре или в рваной тигровой шкуре с полуоторванным хвостом. Это осмеяние даже сильного противника вызывало у солдат чувство морального превосходства, ослабляло и даже уничтожало страх перед стальным чудовищем. Размышляя о роли смешного, когда дело идет о судьбах мира, роли комического, когда происходит трагедия, я считаю наиболее ценным в этом вопросе мнение тех, кто, как мне кажется, более других вправе судить о том, нужна или не нужна смешная сатира в обстановке битвы не на жизнь, а на смерть. Этих, наиболее авторитётных критиков не пришлось специально опрашивать -- они сами, по собственной инициативе и охотно, прислали отзывы о работе советских карикатуристов.

Эти драгоценные отзывы написаны одни наспех, карандашом, быстрым трудноразборчивым почерком, другие -- старательно, чернилами, ровными красивыми строчками. Они написаны и на измятых страничках из школьных тетрадей, и на обороте каких-то старых бланков, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один -- «Полевая почта, номер такой-то».

Где теперь воины, писавшие в редакцию отзывы о работе советских карикатуристов? Как сложились их судьбы? Кто из них увидел великий день Победы, а кто не дожил до торжества правого дела? Куда привели их дороги войны?

Но пусть мысли и чувства, высказанные читателями-фронтовиками в те суровые и славные годы, прозвучат сегодня, пусть оживут для нового поколения, как еще одно свидетельство силы духа советских солдат, бивших фашистов не только оружием, но и спокойным жизнеутверждающим оптимизмом, умением видеть в свирепом облике врага смешное и презренное.

Так в годы Великой Отечественной войны советская карикатура сделала все, что могла, чтобы с честью оправдать высокое звание боевого оружия. Она вела сатирический огонь по врагу со страниц центральной и фронтовой печати, резала агитационными плакатами, «Окнами ТАСС», поднималась красочными плакатами на перекрестках военных дорог, рассыпалась летучим дождем листовок. Шагая в боевых подразделениях, она вместе с воинами отступала почти до Москвы, наступала от берегов Волги, пришла в Берлин и, несколько позже, в Нюрнбёрг, где были вынесены приговоры главарям гитлеровского рейха. Присутствие советских карикатуристов на историческом Нюрнбергском процессе явилось как бы последней, наполненной большим символическим смыслом страницей их военно-патриотической деятельности в годы Великой Отечественной войны. Почетная миссия -- быть представителями всех художников-бойцов, карикатуристов больших и малых, центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет, быть посланцами всей советской боевой изобразительной публицистики -- выпала на долю небольшой бригады, которую составили Кукрыниксы и Б. Ефимов. И мы своими глазами увидели то, что на протяжении всех дней великой борьбы нашего народа с захватчиками советские карикатуристы не раз с глубокой верой изображали в рисунках и плакатах, -- мы увидели, наконец, кровавых гитлеровских преступников на скамье подсудимых перед грозным судом народов.

Геринг, Розенберг, Риббентроп, Кейтель и другие фашистские изверги, которых художники сотни раз рисовали, так сказать, заочно, предстали перед ними там, в Нюрнберге, воочию в роли натурщиков поневоле. Вот они с блокнотами и карандашами стоят у барьера, отделявшего скамью подсудимых от зала. Первым с краю в полутора метрах от них сидит Геринг. Невольно приходит сравнение: так в террариуме зоопарка близко рассматривают отвратительного, шевелящего своими кольцами жирного удава, которого, кстати, очень напоминал Геринга холодными злыми глазками, огромным беззубым ртом, скользящими движениями тяжелого тела. Сначала Геринг делает вид, что не обращает ни на кого внимания. Потом это пристальное разглядывание советских художников начинает его раздражать, и он нервно отворачивается, метнув исподлобья свирепый взгляд в нашу сторону… Но мы продолжаем работу -- не ради любопытства. Нет! Мы, художники, должны запечатлеть для истории каждый момент справедливого суда народов над теми, кто хотел уничтожить цивилизацию, мир и счастье на земле. Мы должны с помощью искусства карикатуры раскрыть людям звериную сущность этих «правителей», показать их ничтожество, подвергнув осмеянию идеи мирового господства, которые они вынашивали.

Наступили дни мирной жизни…

Плакаты в годы ВОВ

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. Во второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыннксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвиче собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт. Самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированным городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.

Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята верх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката -- Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг -- защитить Отечество.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках -- тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование -- отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам. Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв, спасшего человечество от фашистского рабства.

Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.

следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Хочу предложить несколько карикатур Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов,Н.А.Соколов) на военную тему. Рисунки и комментарии к ним взяты из издания «Кукрыниксы» 1984 года. Надо сказать, что агитпроп на фронте – дело не лишнее, а, может быть, и первейшее. В то время, как можно видеть, этим занимались люди талантливые, делали свое дело всерьез, и, главное, сами верили тому, в чем хотели убедить народ. Эти работы относятся к самому тяжелому периоду войны. Обратите внимание: никакой поспешности, никакой паники. Они были с самого начала абсолютно уверены в победе. Гитлер и его приспешники показаны в карикатурах жалкими и смешными людьми. В первую очередь упор делается на такие черты немецкого солдата, как его жадность и стремление поживиться за чужой счет. Враг не демонизируется, кажется даже, что художники чуть-чуть сочувствуют замерзающим немцам и их незадачливому фюреру. Наш солдат показан, как человек, стоящий значительно выше этих уродов. Таких можно только презирать, смеяться над ними, но их даже немного жалко. В стихах используются сложная лексика и литературные образы, обыгрываются текущие политические моменты. При этом авторы были уверены, что солдаты их поймут. Все это опровергает образ советского солдата, как полудикого существа, сражающегося с врагом исключительно из страха перед командирами и отсутствия воображения, как его изображала и продолжает изображать западная пропаганда, а молодые люди слушают – и верят.


АРАПСКИЕ СКАЗКИ НЕМЕЦКОГО ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ, ИЛИ ТЫСЯЧА И ОДНА ЛОЖЬ. 1941



В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад
И прочитал ему доклад:

Один немецкий пулемет
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта" на лету
Забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем...

Калиф прервал его доклад,
Прикрыв плотнее двери:
- А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

Калиф, ты задал мне вопрос
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!

ФАШИСТСКАЯ ПСАРНЯ. 1941



Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии - Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии - предгорья Карпат до Днестра.
Карикатура сопровождалась стихами С, Маршака:
Гитлер вымолвил в Берлине:
„Муссолини, куш!"
-Ляжет на пол Муссолини,
Толст и неуклюж.

Если фюрер скажет резко:
„Мой Трезор, ату!"
-Вихрем мчится Антонеску
С плеткою во рту.

Если Гитлер палку бросит,
Говоря: „Аппорт!"
-Маннергейм ее приносит,
Радостен и горд.

У стола сидят собачки,
Образуя круг.
Ждут какой-нибудь подачки
Из хозяйских рук.

Но обещанные кости
Ест хозяин сам.
Только плети, только трости
Остаются псам.

ЗАВОЕВАТЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ ДРУЖБОЙ.




Смотрят жадные враги,
Чем бы поживиться?
Каши просят сапоги
У фашиста Фрица.

К нам явился без сапог
Этот вор и пьяница,
А домой уйдет без ног,
Если жив останется.
К НАМ ЯВИЛСЯ ОН ЗА КАШЕЙ... Упаковка для концентрата.
Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
К нам явился он за кашей
С ложкой, вилкой и ножом,
Но его отучат наши
Заниматься грабежом.

Хотел отведать каши
Владетельный барон.
Теперь на грядке нашей
Пугает он ворон.

ДАМСКИЕ МОДЫ В ГЕРМАНИИ. ЗИМНИЙ СЕЗОН


ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ


БЛИЦ-ГРИП



Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Молниеносную войну
Он обещал в июне,
И целый час метал слюну,
Беснуясь на трибуне.

Он говорил: - Исход войны
Решу я в две недели!
-И дураки его страны
В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек.
Бессовестный оракул
Двухмесячный назначил срок.
А Геббельс „хох!" проквакал.

То к ноябрю, то к рождеству,
То первого апреля
Грозился фюрер взять Москву.
А месяцы летели...

«Не думать о конце войны!» -
Таков приказ последний.
«Немедля сдать в казну штаны!» -
Гласит приказ соседний.

Уже листов календаря
Не остается, кроме
Сорок восьмого мартобря
На стенке в желтом доме…

ПЯТНА КРОВИ. 1942.


Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего – пишет она – если они испачканы в крови, их можно выстирать.»(Из газет)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
- Мой Фриц, сокровище мое,
Пиши нам о своем здоровье.
Пришли нам теплое белье,
Хотя бы залитое кровью.
Его могу я постирать.
Оно малютке пригодится...
Так пишет женщина и мать,
Достойная подруга Фрица.
Когда устраивал погром
Фашист, клейменый смертным знаком,
Незримо с ним врывалась в дом
Она с кошелкой и рюкзаком.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА
ЛИЦА.). 1942



«Прошло всего несколько месяцев, а как изменились» - Геббельс.

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.
„Никто не знает, как долго еще продлится война", - сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. „Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат".

СКОРБНАЯ ПОМОЩЬ. 1942



Картинки отсканированы самостоятельно для свободного использования всех желающих.