Быт людей в 20 30 годы. Важнейшие предметы быта советского человека

Новый социалистический быт в СССР

Выполнил:

Проверил:

Волгоград 2009

Введение. 3

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг. 5

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества. 7

3. Реформирования в области образования и науки. 8

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

Введение

Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.

3. Реформирования в области образования и науки

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Вопреки страшилкам, которые сочиняют сейчас о том времени, именно в предвоенные годы существовала не часто встречающаяся в жизни симфония власти и народа. Народ, одушевленный великой идеей построения первого в истории человечества справедливого общества без угнетателей и угнетенных, показывал чудеса героизма и самоотверженности. А государство в те годы, ныне изображаемое нашими либеральными историками и публицистами чудовищной репрессивной машиной, отвечало народу заботой о нем.

Бесплатные медицина и образование, санатории и дома отдыха, пионерлагеря, детские сады, библиотеки, кружки стали массовым явлением и были доступны всем. Не случайно во время войны, по воспоминаниям очевидцев, люди мечтали только об одном: чтобы все стало, как до войны.

Вот что писал, например, о том времени посол США в 1937-1938 гг. Джозеф Е.Девис:

«С группой американских журналистов я посетил пять городов, где осмотрел крупнейшие предприятия: тракторный завод (12 тыс. рабочих), завод электродвигателей (38 тыс. рабочих), Днепрогэс, алюминиевый завод (3 тыс. рабочих), который считается крупнейшим в мире, Запорожсталь (35 тыс. рабочих), больницу (18 врачей и 120 медсестер), ясли и детские сады, завод Ростсельмаш (16 тыс. работающих), Дворец пионеров (здание с 280 помещениями для 320 преподавателей и 27 тыс. детей). Последнее из этих учреждений представляет собой одно из наиболее интересных явлений в Советском Союзе. Подобные дворцы возводятся во всех крупных городах и предназначаются для воплощения в жизнь сталинского лозунга о детях, как наиболее ценном достоянии страны. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования …»

И каждый был уверен, что его дарование не зачахнет и не пропадет втуне, что у него есть все возможности для осуществления любой мечты во всех сферах жизни. Перед детьми рабочих и крестьян открылись двери средней и высшей школы. На полную мощность работали социальные лифты, вознося вчерашних рабочих и крестьян на вершины власти, открывая перед ними горизонты науки, премудрости техники, подмостки сцены. «В буднях великих строек» поднималась новая, невиданная миром страна – «страна героев, страна мечтателей, страна ученых».

А для того, чтобы уничтожить всякую возможность эксплуатации человека – будь то частник или государство, — первыми же декретами в СССР был введен восьмичасовой рабочий день. Кроме того, был установлен шестичасовой рабочий день для подростков, запрещен труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодежи за счет государства. В то время как США и страны Запада задыхались в тисках «Великой депрессии», в Советском Союзе в 1936 году 5 млн. работников имели шестичасовой и более сокращенный рабочий день, почти 9% промышленных рабочих пользовались выходным после четырех дней работы, 10% рабочих, занятых в непрерывном производстве, после трех восьмичасовых рабочих дней получали два выходных.

Более чем в два раза выросла зарплата рабочих и служащих, а также личные доходы колхозников. Взрослые, наверное, уже не помнят, а молодые и не знают, что в Великую Отечественную войну некоторые колхозники дарили фронту самолеты и танки, построенные на личные сбережения, которые они спели накопить за не столь долгое время, прошедшее после «преступной» коллективизации. Каким образом им это удалось?

Дело в том, что количество обязательных трудодней для «бесплатных рабов» составляло в тридцатые годы 60-100 (в зависимости от района). После этого колхозник мог работать на себя – на своем участке или в производственном кооперативе, которых было огромное количество по всему СССР. Как пишет создатель сайта «Русский проект» публицист Павел Краснов, « … В сталинском СССР желающие проявить личную инициативу имели всю возможность сделать это в кооперативном движении. Нельзя было только пользоваться наемным трудом, договорно-кооперативным – сколько угодно.

В стране существовало мощнейшее кооперативное движение, в кооперативах постоянно работали почти 2 миллиона человек, которые производили 6% валовой продукции промышленности СССР: 40% всей мебели, 70% всей металлической посуды, 35% верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.

Кроме того в стране было кооперативных 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории, два научно-исследовательских института. Это без учета кооперативных сельских артелей с частичной занятостью. В них работало в 30-е годы до 30 миллионов человек.

Можно было заниматься индивидуальным трудом – например, иметь свою фотолабораторию, платя с этого налоги, врачи могли иметь частную практику и так далее. В кооперативах обычно участвовали высококлассные профессионалы своего дела, организованные в эффективные структуры, чем объясняется их высокий вклад в продукцию СССР.

Все это было ликвидировано Хрущевым ударными темпами с 56 года – имущество кооперативов и частных предпринимателей было конфисковано, даже личное подсобное хозяйство и частный скот».

Добавим, что тогда же, в 1956-ом году и количество обязательных трудодней было повышено до трехсот. Результаты не заставили себя долго ждать – тут же появились первые проблемы с продуктами.

В тридцатые годы также широко применялась сдельная оплата труда. Практиковалось дополнительное премирование за сохранность механизмов, экономию электроэнергии, топлива, сырья, материалов. Вводилось в практику премирование за перевыполнение плана, снижение себестоимости, выпуск продукции повышенного качества. Осуществлялась продуманная система подготовки квалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства. Только за годы второй пятилетки было подготовлено около 6 млн. человек вместо 5 млн., предусмотренных планом.

Наконец, в СССР впервые в мире была ликвидирована безработица – труднейшая и неразрешимая в условиях рыночного капитализма социальная проблема. Для всех стало реальным закрепленное Конституцией СССР право на труд. Уже в 1930 году, во время первой пятилетки, прекратили свое существование биржи труда.

Вместе с индустриализацией страны, со строительством новых заводов и фабрик велось и жилищное строительство. Государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением во второй пятилетке было введено в действие 67,3 млн. квадратных метров полезной площади жилищ. С помощью государства и колхозов труженики села возвели 800 тыс. домов.

Инвестиционные вложения государственных и кооперативных организаций в жилищное строительство вместе с индивидуальным увеличилось в 1,8 раза по сравнению с первой пятилеткой. Квартиры, как мы помним, предоставлялись бесплатно при самой низкой в мире кварплате. И, наверное мало кто знает, что за вторую пятилетку в жилищное, коммунальное и культурное строительство, в здравоохранение в бурно развивающемся Советском Союзе было вложено почти столько же средств, сколько в тяжелую промышленность.

В 1935 году вошел в строй лучший в мире по техническому оснащению и художественному оформлению метрополитен. Летом 1937 года был сдан в эксплуатацию канал Москва-Волга, решивший проблему водоснабжения столицы и улучшивший ее транспортные связи.

В 30-е годы в стране не только выросли десятки новых городов, но в 42 городах был построен водопровод, в 38 – канализация, развивалась транспортная сеть, запускались новые линии трамваев, расширился автобусный парк, начал вводиться троллейбус.

В годы предвоенных пятилеток в стране впервые в мировой практике были сформированы общественные формы народного потребления , которыми, сверх оплаты труда, пользовалась каждая советская семья. Средства из них шли на строительство и содержание жилья, культурно-бытовых учреждений, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на различные пенсии и пособия. Втрое, по сравнению с первой пятилеткой, увеличились расходы на социальное обеспечение и социальное страхование.

Быстро ширилась сеть санаториев и домов отдыха, путевки в которые, приобретенные на средства социального страхования, распределялись профсоюзами среди рабочих и служащих бесплатно или на льготных условиях. Только за одну вторую пятилетку в домах отдыха и санаториях отдыхало и лечилось 8,4 млн. человек, в 10,7 раза увеличились по сравнению с первой пятилеткой расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Выросла средняя продолжительность жизни.

Такое государство не могло не восприниматься народом как свое, народное, родное, за которое не жаль отдать жизнь, ради которого хочется совершать подвиги… Как воплощение той революционной мечты об обетованной стране, где зримо, на глазах воплощалась в жизнь великая идея народного счастья. Над словами Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» в перестроечное время и послеперестроечные годы принято глумиться, однако они отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни советского общества.

Эти изменения не могли остаться незамеченными и на Западе. Мы уже привыкли, что доверять советской пропаганде нельзя, что правду о том, как у нас обстоят дела, говорят только на Западе. Что ж, посмотрим, как оценивали успехи советского государства господа капиталисты.

Так, Гиббсон Джарви, председатель банка «Юнайтед доминион» заявлял в октябре 1932 года:

«Я хочу разъяснить, что я не коммунист и не большевик, я определенный капиталист и индивидуалист… Россия движется вперед, в то время как слишком много наших заводов бездействует и примерно 3 млн. нашего народа ищут в отчаянии работы. Пятилетку высмеивали и предсказывали ее провал. Но вы можете считать несомненным, что в условиях пятилетнего плана сделано больше, чем намечалось

… Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенные деревьями и скверами, с домами наиболее современного типа, школами, больницами, рабочими клубами и неизбежными детскими яслями и детскими садами, где заботятся о детях работающих матерей…

Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться… Сегодняшняя Россия — страна с душой и идеалом. Россия – страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми … Быть может самое важное – в том, что вся молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду».

А вот что писал журнал «Форвард» (Англия) в том же 1932 году:

«Бросается в глаза огромная работа, которая происходит в СССР. Новые заводы, новые школы, новое кино, новые клубы, новые громадные дома – всюду новые постройки. Многие из них уже закончены, другие еще окружены лесами. Трудно рассказать английскому читателю, что сделано за последние два года и что делается дальше. Надо это все видеть для того, чтобы этому поверить.

Наши собственные достижения, осуществленные нами во время войны – лишь пустяк по сравнению с тем, что делается в СССР. Американцы признают, что даже в период самой стремительной созидательной горячки в западных штатах там не было ничего похожего на теперешнюю лихорадочную творческую деятельность в СССР. За последние два года в СССР произошло так много изменений, что отказываешься даже представить себе, что же будет в этой стране еще через 10 лет.

Выбросьте из головы фантастические страшные истории, рассказываемые английскими газетами, которые так упорно и нелепо лгут об СССР. Выбросьте также из головы всю ту половинчатую правду и впечатления, основанные на непонимании, которые пущены в ход дилетанствующими интеллигентами, покровительственно глядящими на СССР сквозь очи среднего класса, но не имеющими ни малейшего представления о том, что происходит там: СССР строит новое общество на здоровых основах.

Чтобы осуществить эту цель, надо подвергаться риску, надо работать с энтузиазмом, с такой энергией, которой мир до сих пор не знал, надо бороться с огромнейшими трудностями, неизбежными при попытке построить социализм в обширной стране, изолированной от остального мира. Посетив эту страну вторично за два года, я получил впечатление, что она идет по пути прочного прогресса, планирует и строит, и все это в таком масштабе, который является ярким вызовом по адресу враждебного капиталистического мира».

Форварду вторил американский «Нейшен»:

«Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости: это верно относительно Москвы с ее сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на ее окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов.

Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере, 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых электростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: «Социализм есть советская власть плюс электрификация».

Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия никогда раньше не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарико-подшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и несколько сот новых типов машин.

Впервые истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали ее. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает «мыслить машинами». Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».

Так отзывались о СССР в 30-х годах гордые англичане и американцы, завидуя советским людям – нашим родителям.

Из книги Нелли Гореславской «Иосиф Сталин. Отец народов и его дети», Москва, Книжный мир, 2011, страницы 52-58.

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

XX ВЕКА»

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века

ЗАДАЧИ:

    Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;

    Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;

    Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Магнитола, проигрыватель, транспарант

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор

ТИП УРОКА:

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

О чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»

Учитель:

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Учащиеся :

В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты

Учитель:

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Учащиеся :

С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.

Учитель:

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Учащиеся :

Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.

Учитель:

Кто относится к представителям «неофициального» искусства?

Учащиеся :

К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 – 80 ГОДЫ XX ВЕКА»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

МАГНИТОЛА РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ

Учитель :

В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.

В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.

А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.

Стоимость такого телевизора была в два – три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.

Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.

Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.

Запись музыки производилась на магнитные ленты.

Учитель :

Какие товары покупали советские люди?

Учащиеся :

Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.

Учитель :

Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?

Учащиеся :

На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.

Учитель :

Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?

Учащиеся :

Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.

Учитель :

В 70 – 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,

на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».


Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».

В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль – то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 – 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.

Учитель :

Какие марки машин выпускались в эти годы?

Учащиеся :

В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».

Учитель :

Какие марки машин были более престижными?

Учащиеся :

Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».

Учитель :

Кто мог себе позволить покупку автомобиля?

Учащиеся :

Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.

Учитель :

Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?

Учащиеся :

По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.

Учитель :

Учащиеся :

Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.

Учитель :

Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 – 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:

Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?

РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 – 269 (со 2 абзаца)

Учитель :

Какие продукты питания считались дефицитными?

Учащиеся :

Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.

Учитель :

Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?

Учащиеся :

Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века.

Учитель :

Какие товары пользовались спросом у советских людей?

Учащиеся :

У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.

Учитель :

Какие товары были большой редкостью в магазинах?

Учащиеся :

В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили

Учитель :

Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?

Учащиеся :

Нет, не каждая,

Учитель :

Какие трудности были с приобретением автомобиля?

Учащиеся :

Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.

Учитель :

Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:

    Зарплата

    Промышленные товары

    Продукты

    Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)

Учитель :

Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?

Учащиеся :

Что в стране появилось неравенство.

Учитель :

Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

I ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271

II ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,

III ГРУППА – стр. 267 - 270, читать,

Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отража­ли политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы - установку любой ценой построить социализм; в годы войны - разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы - восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. - в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой.

По мере нарастания экономических трудностей и раз­рыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг., согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей - получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п.

Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако неспособность высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жиз­ни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.

Атеизм и религиозность

Несмотря на насильственное внедрение атеизма и официальные гонения властей на церковь, религиозные настроения в советском обществе были традиционно весьма распространены. Они еще более усилились в годы войны, когда человек в экстремальной ситуации обращался с мольбой о помощи и поддержке не к власти, а к Богу, а партийно-государственное руководство активно использовало авторитет и поддержку духо­венства различных конфессий в организации отпора врагу. Порой казалось, что и высшие лица страны обратились в самые трудные дни войны к вере отцов. Очевидцы рассказывают о том, как по приказу Сталина в самые сложные дни обороны Москвы осенью 1941 г. самолет с иконой Тихвинской Божией Матери совершил облет Москвы с целью не допустить падения столицы.

Заключенный в годы войны «конкордат» власти и церкви сохранялся не только до самой смерти Сталина, но практически до конца 50-х гг. С постановкой перехода к «развернутому коммунистическому строительству» власти начали новый этап борьбы с «религиозными пережитками», вновь начав разрушение церквей и установив партийно-государственный контроль над конфессиями. Верующие были вынуждены скрывать свои религиозные чувства и отправление обрядов.

По мере нарастания кризисных явлений в коммунистической идеологии, неспособной объяснить новые условия жизни, интерес людей к религии вновь возрос и приобрел открытые формы.

К концу же перестройки в условиях глубокого кризиса официальной идеологии религиозность населения страны стала впервые за все послереволюционные годы носить массовый характер. По данным опросов, о своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. почти 75% опрошенных.

Наше продвижение к коммунизму предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нам нужна такая система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков.

Изменение общекультурного и образовательного уровня

Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня об­разования и культуры населения. 60-70-е годы стали периодом перехода к всеобщему среднему образованию. В результате к середине 80-х гг. среднее образование (полное и незаконченное) имели уже почти 94% молодежи. Правда, качественные показатели были иногда еще далеко не лучшими, а сама реализация этого курса напоминала шумные идеологические кампании 20-30-х гг. Заметно выросло и мастерство учительских кадров: удельный вес учителей, закончивших педагогические институты и университеты, вырос с 14% в 1952 г. до 74% в 1982 г.

Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло достигать высокого уровня знаний у учащихся.

Изменился и уровень общекультурной подготовки. По данным официальной статистики, каждый взрослый городской житель по нескольку раз в год посещал театры, музеи, выставки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, однако в условиях закрытости советского общества от остального мира интерес зрителей привлекали главным образом зарубежные фильмы.

Традиционная ставка властей на развитие массовых и военно-прикладных видов спорта неизбежно вела к поддержанию значительного интереса болельщиков и зрителей к таким его видам, как футбол, а позже хоккей, фигурное катание и др.

Доступность цен на зрелищные мероприятия (билет в кинотеатр стоил 25 копеек, а в театр - от 50 копеек) давала возможность их массового посещения и даже вела к дефициту билетов на популярные постановки. Ежегодно зрителями театральных спектаклей становилось несколько миллионов человек.

В 70-80-е гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада. Концерты советских и зарубежных исполнителей (преимущественно из стран социалистического содружества), как правило, собирали полные залы.

Одним из важнейших завоеваний советской системы стала именно массовость культурных мероприятий и доступность учреждений культуры простому человеку.

Семья

Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья. Гибель на фронтах войны миллионов мужчин привела к значительному росту числа неполных семей. Даже в начале 80-х гг. демографические последствия войны продолжали сказываться: на 100 мужчин в это время по статистике приходилось 115 женщин.

Не способствовали прочности советских семей и материальные условия жизни (отсутствие нормальных жилищных условий, достаточной заработной платы, необходимого ассортимента товаров и услуг в системе торговли и бытового обслуживания, элементарной бытовой техники и т. п.). В результате всего за неполных двадцать лет число разводов на каждую тысячу браков выросло втрое (в 1963 г. один развод приходился на девять браков, а в 1981 г. - на три).

Одной из самых острых проблем советской семьи стало пьянство. По официальным данным, в начале 80-х гг. до 10% доходов семей тратилось на покупку спиртного (а в селах этот показатель превышал третью часть семейного бюджета). Уже в начале 70-х гг. доходы государства от торговли спиртным составили 19 млрд рублей, что превышало все его расходы на здравоохранение и социальное обеспечение.

Все это вело к сокращению рождаемости и росту смертности. В СССР начала 80-х гг. она превышала аналогичный показатель США ровно вдвое (на 1000 человек здесь приходилось 10,2 умерших, а в Америке - 5,68).

Только за 1970-1975 гг. детская смертность в СССР выросла на треть.

Выход из создавшегося положения власти видели не в укреплении материально-бытовых условий жизни советской семьи, а в «повышении роли партийных организаций» в сфере быта и досуга граждан, попытках поставить под партийный контроль даже вопросы личной жизни: разводы и другие стороны личной жизни коммунистов стали обсуждаться на партийных бюро.

Перемены в повседневном быте

Повседневный быт советского человека за послевоенные годы претерпел серьезные изменения.

В первые послевоенные годы решение жилищной проблемы (особенно в разрушенных районах европейской части страны) проходило путем предоставления места в землянках, вагончиках и в лучшем случае - в коммунальной квартире. Однако с середины 50-х гг. был взят курс на масштабное жилищное строительство, что дало возможность в короткий срок (лишь за 1958-1964 гг.) увеличить жилой фонд страны на 40%. Значительно обновилось и качество жилья - новоселам предоставляли преимущественно отдельные квартиры. Эта тенденция, несмотря на некоторое снижение валовых показателей, сохранилась и в последующие годы.

Вместе с тем принижение роли материальных стимулов к труду на селе, подрыв приусадебного хозяйства колхозников привели уже в начале 60-х гг. к перебоям в снабжении населения продуктами питания. В последующие годы, несмотря на принятые меры, перемен к лучшему не отмечалось. Дефицит продуктов питания стал хроническим. Закупки их за границей могли обеспечить потребности лишь Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, куда устремились в поисках колбасы, масла, мяса миллионы жителей других регионов.

Неразвитость легкой промышленности вела к аналогичному положению дел с товарами повседневного спроса. В условиях тотального дефицита расцвели злоупотребления в сфере торговли.

Начало демонтажа планово-директивной экономики в годы перестройки и перехода на новую систему хозяйствования привело к обвальному нарушению снабжения населения товарами первой необходимости. В регионах (включая Москву) начала вводиться карточная система, отмененная в первые послевоенные годы.

Тем не менее, согласно официальной статистике, к концу 80-х гг. практически в каждой семье был не только минимальный набор мебели, но также телевизор, стиральная машина и холодильник отечественного производства.

Таким образом, завершение построения в СССР экономических основ индустриального общества сопровождалось ростом образовательного и общекультурного уровня населения страны. Вместе с тем общий кризис советской общественной системы нашел проявление в кризисе официальной идеологии, изменении представления советских людей о жизни, переменах в советской семье.