Что такое государство в 18 веке. Великие державы xviii века: борьба за власть и влияние

Конец XVII века и весь XVIII век русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика, вырастает торговый капитал и пускает первые ростки промышленный капитал. Явления церковной жизни тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII века из фактической служанки государства формально превратилась в орудие государственного управления. Перемены, происходящие в церкви, всегда являются следствием перемен в политической жизни. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство причисляет церковь к числу своих государственных учреждений Никольский Н.М. Указ. работа. С.188..

Верховным авторитетом в делах религии признавался собор ирархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде го-нимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели, сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Петр ценил их более, чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре - епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более, чем к отмеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллизиях Льюва, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, - поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны - помогла ему сблизиться с Петром во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомясь с Феофаном впервые в Киеве в 1706 году, Петр в 1716 году вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападков со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником Ключевский В.О. Значение Петра I // Знание - сила. 1989. №1. С. 66-71..

Феофану и принадлежит разработка и, может быть, даже самая мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700-1721 гг.) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 года совершилось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Он поднял бурю негодования. Сильнее всего он обрушивался на черное духовенство:

  • · мужчинам запрещено поступать в монастырь до 30 лет;
  • · монахам вменяется в обязанность исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;
  • · во всех монастырях вводится обязательный труд;
  • · монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома;
  • · монахиням запрещается давать окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.

Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом Буганов В.И. Петр Великий и его время - М., Наука, 1989. С.87..

Итак, с XVIII века византийская система отношений между государством и церковью, несвободная от влияния западных иерократических идей, получила резкий отпечаток государственной церковности, т. е. той системы, которая процветала в то время в государствах западной Европы. В лице патриарха Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства, опираясь на теорию параллелизма властей духовной и светской, «солнца и месяца», причем «как солнце выше месяца, так и священство выше царства». Попытка опиралась на недостаточно мощную материальную базу, и потерпела фиаско. Государство сделало церкви только одну уступку - уничтожило Монастырский приказ, в котором царь Алексей Михайлович хотел сосредоточить контроль над церковным вотчинным хозяйством и суд над церковными людьми. Для Петра, совершенно чуждого старому благочестию, церковь имела значение только как орудие власти и как источник государственных доходов. Его меркантилистическая политика требовала колоссального напряжения платежных сил населения и огромных людских резервов и вызывала против себя жестокую оппозицию, в первых рядах которой стояла церковь. Это последнее обстоятельство сыграло роль ускоряющего момента и придало мерам Петра особенно крутой характер; по существу же церковные реформы Петра, несмотря на их непривычную для тогдашнего времени фразеологию, лишь завершили процесс огосударствления церкви, начавшийся еще в середине XVI века, и дали ему совершенно точное и ясное юридическое оформление Никольский Н.М.Там же. С.189..

Петр Великий упразднил патриаршество, которое давало многим повод думать, что патриарх есть "второй государь, самодержцу равносильный, или больше его", и что священство или духовный чин есть "другое и лучшее государство". Территориалистическая мысль государственной церковности находила себе ясное выражение в ряд государственных учреждений и духовного ведомства в ряд других ведомств, особенно когда, по смерти Петра Великого, синод, лишенный титула "Правительствующего" был подчинен верховному тайному совету и кабинету. Этого подчинения могло бы и не быть, но к нему легко можно было придти - и не в России только, где теоретические понятия были слабы, а и в государствах западной Европы, где теоретическая мысль развивалась последовательно в течение нескольких столетий. Взгляд на церковное правительство, как на ветвь государственного правительства, был общераспространенным взглядом в философии естественного права и в практике западно-европейских государств. Во второй половине XVII века высшая русская духовная иерархия стремилась разрешить византийскую неясность отношений между государством и церковью в смысле иерократической системы. Петр, упраздняя государство в государстве и устраняя патриарха, как другого самодержца и даже большего, чем сам монарх, разрешил эту неясность в смысле государственной церковности. Вместе с тем, с XVIII века идеал слияния русского государства с русской православной церковью стало менее и менее достижимым. Некогда правительство царя Федора Ивановича могло говорить, что государю нашему до иностранных вер дела нет, и игнорировать религиознообщественную жизнь иноверцев, поскольку последние и не нарушали государственного порядка. Но с присоединением в XVIII веке к России прибалтийского края и Финляндии с лютеранским населением, западных и польских губерний с католическим населением, кавказского края с армяно-григорянами, а затем с неоднократными вызывами иностранных канонистов в Россию, московская точка зрения сделалась прямо невозможной Суворов Н.С. Указ.работа. С.191.. Сами же иноверцы обращались к правительству с приношениями о регулировании их церковных дел. В первой половине XVIII века духовные дела других вероисповеданий ведались даже православным св. синодом, в чем опять нельзя не видеть яркого выражения территориалистической мысли: духовные дела составляют одну из ветвей государственного правительства, и так как Святой синод учрежден был в смысле центральной коллегии для заведывания этой отраслью, то, с точки зрения территориалистической, не было никакого препятствия поручить этому учреждению все религиозные дела на пространстве государства, невзирая на разницу вероисповеданий. Однако, была создана, испытывая разные последовательные перемены, известная религиозная организация, для католиков в особенности по сношениям и соглашениям с римским папой. Организация эта, регулированная уставами, вошедшими в свод законов российской империи, есть часть государственного порядка, так что в этом смысле можно говорить и о слиянии русского государства с другими вероисповеданиями Суворов Н.С. Указ. работа. С.192..

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские (даже суд о преступлениях против веры и церкви не мог совершаться без участия светской власти). Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, закрытый в 1677 году, был в 1701 году восстановлен Монастырский приказ со светскими судами Буганов В.И. Указ. соч. С.89.

С начала XVIII века в России распространилась теория естественного права. В ней сочеталось почитание бога как творца вселенной с представлением о том, что «неземная сила» не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей. В этих условиях научное познание окружающего мира получало относительную для себя свободу. Соображения просвещенных людей о переустройстве общественных порядков становились в меньшую зависимость от богословских канонов.

Мысль о государстве, как верховном правителе в государстве и в церкви, не вытеснила идеи государя христианского и православного. Свои церковные реформы Петр Великий мотивировал не идеями естественного права, а тем, что он, "посмотря на духовный чин и, видя в нем много настроений и великую в делах его скудость, несуетный на совести своей возымел страх", как бы не оказаться ему неблагоприятным пред Всевышним, который помог ему ввести усовершенствования в других областях народной жизни, если пренебрежет исправлением и чина духовного. И в позднейших императорских указах, поскольку они относились к церковным делам, всегда можно проследить попечение о благе церкви. Верховная власть императора в государстве и в церкви основывается на личной принадлежности императора к православной церкви. Император, всероссийским престолом обладающий не может исповедывать никакой иной веры, кроме православной. Принадлежность русского императора к какому-либо другому вероисповеданию, кроме православного, есть такая же невозможность, как принадлежность напр. римского папы к евангелическому вероисповеданию. На этой личной принадлежности основывается защита и охранение императорским догматом господствующей веры, блюстительно правоверия и всякого в церкви святой благочиния. В предпринятии мер к ограждению православия и к устроению церковного благочиния он действует через Святой синод, откуда не следует, что св. синод должен быть подчинен государственной власти и тем более органам верховной государственной власти. По вопросам, важным не только для церкви, но и для государства, русский монарх действует, как носитель той и другой власти, государственной и церковной, соединяющий их в своем лице, не допускающий смешения органов церковного управления с органами государственного управления, а равным образом конфликтов между государством и церковью.

В XVIII веке православная духовная иерархия, точно также как духовенство других вероисповеданий, не принимала участия в делах государственного управления, обращенная исключительно к своему духовному призванию. В настоящее время духовенство, наравне с другими гражданами, призвано к участию в политических выборах и в законодательной деятельности государственной думы и государственного совета Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991. С. 27..

Государство смотрит на регулированный законами вероисповедный порядок, как на часть публичного порядка. Поэтому органы государственной власти оказывают, в разнообразных формах, содействие достижению религиозными учреждениями их целей. Так распоряжения, решения и приговоры духовно-правительственных учреждений разных вероисповеданий имеют исполнительную силу в государстве; вероисповедное брачное право придерживается государством, с предоставлением духовенству ведения метрических книг, имеющих публичное значение актов состояния; если по производству дел в консисториях замечено будет промедление со стороны светских присутственных мест в отношении требований их (к доставлению справок и сведений), то консистория сообщает о том губернскому правлению для надлежащего распоряжения к побуждению кого следует, безотлагательно исполнить таковое требование. Духовные лица всех признанных в России вероисповеданий ограждаются уголовным законом, при совершении им духовных действий, от всяких посягательств, в виде насилия или воспрепятствования, освобождаются от воинской повинности и от обязанностей присяжных заседателей и т. п Суворов Н.С. Указ.работа. С.198..

К монашеству Петр относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. Человек с практическим направлением, Петр плохо понимал смысл современного ему монашества и думал, что в монахи большинство идет «от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть». Не работая, монахи, по мнению Петра, «поедают чужие труды» и в бездействии плодят ереси и суеверия и занимаются не своим делом: возбуждают народ против новшеств. При таком взгляде Петра понятно стремление его к сокращению числа монастырей и монахов, к строгому надзору за ними и ограничению их прав и льгот. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в «Объявлении о монашестве» (1724 г.). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

Но в 1721 году Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными - и с протестантами и католиками одинаково.

Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно религиозную секту, он относился к нему довольно мягко, не трогая верований раскольников (хотя с 1714 года и велел с них брать двойной податной оклад). Но когда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведет к консерватизму гражданскому и что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Петр изменил свое отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви, в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 году раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом Буганов В.И. Указ. соч. С.96..

Колебания в правительственной политике вот второй четверти XVIII века, связанные с переоценкой реформ петровского времени, в большей степени сказались в среде высшего духовенства. При преемниках Петра Iпротивники церковных реформ энергично выступали против нововведений и в первую очередь против главного помощника Петра Великого по делам церкви - Феофана Прокоповича. Борьба вокруг вопроса о церковной политике выразилась в длительных расследованиях по обвинениям, выдвинутым против Феофана Прокоповича и касающимся как общей системы его взглядов, так и мелких поступков. Нападкам подвергались не только Прокопович, но и другие сподвижники Петра по церковным реформам. Обвинителями же выступали лица, поднявшиеся при Петре и занявшие видные и прибыльные должности в церковной администрации Клибанов А.И. Указ. работа. С.260..

Вопросы устройства духовенства в имущественном и сословно-правовом отношениях занимали большое место в правительственной деятельности второй половины XVIII века. Наиболее серьезные трения между светской и церковной властью возникали в середине века по вопросу о судьбе земельного имущества и крестьян, принадлежавших монастырям и церковным организациям. Хотя духовенство не решалось открыто выступать в защиту своих интересов, все же, оказывая постоянное сопротивление мероприятиям правительства, оно в значительной степени тормозило дело секуляризации церковных имений.

Указ о секуляризации, то есть лишении духовенства права распоряжаться вотчинами, был обнародован 21 марта 1762 года. Подготовленный известным прогрессивным деятелем середины XVIII века Д.В.Волковым, этот указ относительно радикально разрешал сложный вопрос о церковных и монастырских имениях. Ими должна была ведать вновь образованная Коллегия экономии; крестьяне переводились на денежный оброк, а земли, как бывшие в пользовании, так и те, которые обрабатывались ими на монастыри, поступали в собственность крестьян.

Последующие политические события приостановили выполнение этого правительственного мероприятия. Екатерина II, отменив указ 1762 года, несколько задержала решение вопроса о церковных имениях, но ход событий указывал на необходимость радикальных мер.

Специальная Духовная комиссия, в которую входили как члены Синода, во главе с Дмитрием Сеченовым, так и светские лица, разрабатывала вопрос о распределении доходов с церковных имений. В этот период были проведены существенные меры по ограничению хозяйственной деятельности монастырских властей. Уже указ 12 августа 1762 года, ликвидировавший Коллегию экономии, предписывал формы строгой отчетности в остающихся суммах, что особенно раздражало духовенство. Комиссия продолжала описание имущества и доходов монастырей, церквей и архиерейских домов с помощью местных властей и военных лиц. 8 января 1763 года вышел специальный указ, которым регламентировались хозяйственные отношения между монастырями и крестьянами. Такая политика правительства не могла не вызвать ответной реакции со стороны духовенства, в особенности, тех его представителей, которые привыкли жить в большом достатке. Резче всего в защиту старых порядков выступил митрополит ростовский и ярославский Арсений Мацеевич, а также митрополит тобольский Павел Конюшкевич Клибанов А.И. Указ. работа. С.284..

Главным результатом реформы 1764 года с организационной стороны было полное превращение церкви в ведомство государственного управления, а епископов - чиновников.

Плоды реформы правительство пожало в начале XIX века, когда старые, уже не удовлетворявшие новым требованиям коллегии были заменены министерствами, в которых строго проводился принцип единоличного управления - каждый министр ведал своим ведомством и был подчинен непосредственно императору, сменявшему и назначавшему министров своими указами. Так епископат окончательно превратился из князей церкви в государственных должностных лиц Никольский Н.М. Указ. работа. С.210.

Типичным представителем нового типа духовенства высокого ранга во второй половине XVIII века был московский митрополит Платон (Левшин). В многочисленных своих сочинениях, инструкциях, проповедях и письмах Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни, поскольку церковные и гражданские установления не разнятся, а взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Он также убеждал богатых людей щедро жертвовать средства для украшения церквей, что, по его мнению, было более важным делом, чем помощь обездоленным, поскольку в богатом храме народ, пораженный великолепием богослужения забывает (хотя бы на время) о своем нищенском существовании.

Главным средством от распространения вольномыслия Платон считал развитие духовного обучения. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них в направлении его обновления и ознакомления учащихся с основами противоборствующих учений, чтобы вооружить их против неприятелей самых сильных. Своему воспитаннику - будущему императору Павлу I - Платон говорил о необходимости прилагать всевозможное старание, чтобы подданные его были обучаемы закону божьему Клибанов А.И. Указ. работа. С.299..

Подобные высказывания находили отклик со стороны правительства. Массовые народные движения второй половины XVIII века убеждали его в необходимости усилить авторитет церковнослужителей и повысить их материальный достаток. В последние десятилетия восемнадцатого столетия духовенство получило ряд правовых и имущественных привилегий, увеличился отпуск средств на духовные учебные заведения.

В 1797 году Павел I значительно увеличил земельные наделы монастырей и архиерейских домов. Расширились права церкви и на другие доходные статьи.

В инструкциях, составленных для рядовых церковнослужителей и надзирающих за ними благочинных, им предписывалось в бытовом отношении не смешивать себя с «простонародьем» и вести знакомство лишь с людьми знатными и богатыми.

Правительство Павла I приняло меры к тому, чтобы реально обеспечить такое возвышение церковников. Штатное жалование священников было увеличено более чем вдвое. Чтобы в селах им не приходилось заниматься, подобно крестьянам, земледелием, так как это дело «с саном их несовместное», было постановлено землю приходов, названную «церковным уделом», присоединить к общей крестьянской земле и выдавать церковнослужителям от общины готовый хлеб по размеру среднего урожая. В интересах церковников дозволялось заменять продукты деньгами. Служитель церкви находился в положении наставника для народа; ему же поручались и некоторые полицейские функции.

В период реакции конца XVIII века из специально выделенных лиц организовывалась духовная цензура, которая контролировала издание не только духовной, но и светской литературы.

В конце восемнадцатого столетия высшее, а в некоторой степени и рядовое духовенство превратилось в привилегированное сословие и верно служило делу укрепления феодально-абсолютистского государства Клибанов А.И. Указ. работа. С.301..

Победа в Войне за испанское наследство стала самой серьезной заявкой Англии на лидерство в международных отношениях. Между тем ни с точки зрения численности населения (табл. 3.1), ни с точки зрения размеров армии (табл. 3.2), Британия не была лидером среди других европейских великих держав XVIII в.

Таблица 3.1

Численность населения великих держав, млн чел.

Таблица 3.2

Численность сухопутных войск великих держав, чел.

Великобритания

Империя Габсбургов

Окончание табл. 3.2

Примечание. Н/д - нет данных

Правда, кое-что могут объяснить размеры военно-морских сил великих держав (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Численность линейных кораблей великих держав

Но и эти цифры, впрочем, не дают всей картины. В основе британского преобладания лежало ее торговое, финансовое, а с конца XVIII в. - и промышленное превосходство над континентальными державами, в том числе и над могущественнейшей из них, Францией.

Особо здесь следует остановиться па финансах. В конце XVIII в. государственный долг у обеих стран был примерно равен и составлял колоссальную по тем временам сумму 215 млн фунтов стерлингов, но если для Англии - торговой и промышленной нации - не составляло труда обслуживать этот долг, то аграрную Францию обслуживание долга привело к финансовому краху "старого режима", созыву Генеральных штатов в 1789 г. и т.д. Процент по займам во Франции был чрезвычайно высок; правительство вынуждено было платить по своим займам 12%.

Помимо того, что Англия уже тогда обладала более высоким уровнем индустриального развития, ее финансовая система находилась в неизмеримо лучшем состоянии, чем французская. Прямых налогов англичане тогда не знали (помимо земельного налога, но он затрагивал лишь меньшинство населения). Англичане платили косвенные налоги, акцизы и тарифы, но их тяготы не были столь же разорительны, как французская налоговая система.

Были и геополитические преимущества, связанные с островным положением Британии. В отличие от других великих держав, Англия могла позволить себе не разрываться между поддержанием морской и сухопутной мощи: англичане всю свою энергию направили на завоевание колоний и расширение торговли.

Что касается континента, то тут англичане ограничивались политическими комбинациями, о которых О. фон Бисмарк впоследствии сказал: "Политика Англии всегда заключалась в том, чтобы найти такого дурака в Европе, который своими боками защищал бы английские интересы". Это была политика найма "друзей" и натравливания их на врага номер один - Францию.

Британию беспокоили не только гегемонистские амбиции французской короны на континенте - стремление французов расширить свою колониальную империю в Вест-Индии, Индии и Северной Америке внушало озабоченность английским буржуа. Так, в ходе Семилетней войны союзник Англии - Пруссия - фактически потерпела поражение; тем не менее Англия воспользовалась ослаблением Франции для того чтобы выбить французов из Канады, Индии и Карибского бассейна. По итогам войны Англия аннексировала Луизиану и Флориду. Главное же - британский флот окончательно утвердил свое господство на морях.

Впрочем, уже тогда, в XVIII в., в английской дипломатии в полной мере проявились такие особенности буржуазной внешней политики, как отсутствие видения перспективы, ползучий прагматизм, нежелание строить долгосрочные планы и инвестировать в укрепление национальной безопасности. Лондон предпочитал реагировать на действия других держав, прежде всего Франции; и только совсем уж вызывающие действия французов, будь то в истории с испанским наследством, или же накануне Семилетней войны, пробуждали Британию от спячки. Господствовавшие в британском парламенте в первой половине XVIII в. виги стремились любой ценой избежать внешних конфликтов; лозунгом дня того времени были слова: "Если придут французы, платить им я буду, но драться - благодарю покорно!". Мысль о том, что не от всякой внешней угрозы можно откупиться, и что иногда приходится драться, с огромным трудом доходила до сознания английских буржуа, и тут огромную роль сыграл Уильям Питт-старший, крупнейший британский политик XVIII в., премьер-министр в 1766-1768 гг.

У. Питт-ст. был выраженным "ястребом"-реакционером. Придя к власти, он заявил: "Когда на карту поставлена торговля, мы обязаны сражаться за нее насмерть". В историю вошла фраза У. Питта-ст.: "Я знаю, что могу спасти Англию, мне одному это под силу".

Впрочем, даже его усилий оказалось недостаточно для того чтобы предотвратить крупнейшую внешнеполитическую неудачу Великобритании - потерю североамериканских колоний в результате Американской революции. Именно правительство Питта-ст. с упорством, достойным лучшего применения, проводило в североамериканских колониях ненавистный колонистам закон о гербовом сборе - закон, который стал последней каплей для американцев.

Уильям Питт-старший

Воина за независимость в Северной Америке.

Война за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. - освободительная война 13 английских колоний в Северной Америке против английского колониального господства, в ходе которой было создано независимое государство - Соединенные Штаты Америки. Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, рассматривавшей колонии как источник сырья и рынок сбыта. Английское правительство всячески препятствовало дальнейшему развитию промышленности и торговли в североамериканских колониях.

4 июля 1776 г. Континентальный конгресс принял Декларацию независимости, автором которой был Т. Джефферсон. Этот документ не только провозглашал об отделении 13 колоний от метрополии и образовании независимого государства - Соединенных Штатов Америки. Всемирно-историческое значение декларации состояло в том, что она была первым государственно-правовым документом, формально провозгласившим суверенитет народа и ответственность правительства перед ним:

"Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье".

США удалось использовать противоречия между Великобританией и другими европейскими державами. Хотя европейские монархи не могли сочувствовать "бунтовщикам" против "законного государя", они, тем fie менее, страстно желали ослабления надменного Альбиона. Направленный в Париж в качестве представителя США Бенджамин Франклин б февраля 1778 г. заключил военный союз с колониальной соперницей Великобритании - Францией. Франция признавала независимость колоний, обязывалась поддержать США в их претензиях на континентальные владения Англии и Бермудские острова, а Соединенные Штаты - претензии Франции на английские владения в Вест-Индии. Франция начала оказывать Соединенным Штатам и большую материальную помощь.

В 1779 г. в войну с Великобританией вступила Испания, а затем и Голландия. Россия заняла в отношении США благожелательную позицию, возглавив в 1780 г. так называемую Лигу нейтралитета, объединившую ряд европейских стран, выступивших против стремления Великобритании помешать торговле нейтральных стран с ее противниками. Личная просьба короля Георга III о посылке 20 тыс. русских солдат на помощь английским войскам в Северную Америку была отвергнута Екатериной II осенью 1775 г

Но Версальскому мирному договору 3 сентября 1783 г. Великобритания признала независимость США, Испания получала обратно Менорку и Флориду; что же касается Франции, то она довольствовалась лишь восстановлением своего престижа в результате победы над Англией.

Поражение Британии имело далеко идущие последствия для мировой политики. Война за независимость, выступившая в свое время образцом революционной войны, оказала влияние на борьбу европейской буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. В рядах американской армии сражались около 7 тыс. европейских добровольцев, среди них французы маркиз Лафайет, Анри Сен-Симон, поляк Тадеуш Костюшко и другие. В ходе Великой французской революции восставший парод воспользовался организационным опытом и революционной военной тактикой американцев. Победа североамериканцев в Войне за независимость способствовала развитию освободительного движения пародов Латинской Америки против испанского господства.

"Заокеанская республика" в первые годы своего существования была крайне слаба, но она могла в перспективе стать одним из основных центров силы, подорвав тем самым европейскую гегемонию в мировых делах.

  • Ibid.
  • Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers ... P. 99.
  • История США: в 4 т. М.: Наука, 1983-1987. Т. 1. С. 123-172.

Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и не явных, но все-таки ограничителей полномочий императоров. Именно в этом, а не в простом переходе власти "от одной кучки дворян или феодалов... другой" (В. И. Ленин), состоял смысл тех событий, которые вошли в историю под именем "эпохи дворцовых переворотов". Перевороты XVIII в. были, в сущности, отражением претензий российского общества на участие во власти. "Логика процесса поставила гвардию на то место, которое оставалось вакантным после упразднения земских соборов и любого рода представительных учреждений, так или иначе ограничивавших самодержавный произвол, когда он слишком явно вредил интересам страны. Этот "гвардейский парламент", сам принимавший решения и сам же реализовывавший, был, пожалуй, единственным в своем роде явлением в европейской политической истории" (Я. Гордин).

Благодаря настойчивости "гвардейского парламента" во второй половине XVIII произошла стабилизация политической системы, были выработаны новые формы взаимоотношений между монархией и обществом. Это не были какие-либо письменные взаимные обязательства в виде конституционного закона, скорее императорской властью были осознаны пределы ее возможностей, которые она старалась не переступать. Быть может такую монархию можно было бы определить как "самоограниченную". Именно эта необходимость самоограничения обусловила и успешность царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.) и, напротив, неудачу Павла I (1796 - 1801 гг.), и, наконец, непоследовательность и противоречивость политики Александра I.

Необходимость считаться с общественным мнением стала неотъемлемой чертой государственной системы и легла в основу политики, получившей название "просвещенного абсолютизма". Главным отличием ее от традиционного абсолютизма являлась двойственность проводимых мероприятий. С одной стороны, правительства активно противодействовали всяким попыткам изменениям существующей системы, но с другой - были вынуждены время от времени делать частичные уступки требованиям общества.

Так, почти все монархи начинали свое правление с поощрения либерализма. Если Екатерина II в первые годы после прихода к власти организовала созыв и работу Уложенной комиссии (1767 - 1769 гг.), ограничившейся, правда, лишь чтением наказов, то на долю Александра I приходится создание Негласного комитета М. М. Сперанского, создавшего ряд вполне либеральных законов. Более того, Александр даже продумывал план конституционных реформ, хотя и не осуществившихся, но отчетливо показывающих то направление, в котором нехотя двигалась российская монархия. Та же тенденция видна и в усилиях государства по распространению просвещения в стране, поскольку образование заметно увеличивало число тех, кто стремился провести идеи либерализма в российскую действительность. Не удивительно поэтому, что именно в эти годы в России получило широкое распространение свободомыслие (Вольное экономическое общество, Н. И. Новиков, А. И. Радищев, декабристы и т.д.).

В то же время, не было ни одного монарха, который бы был последователен в своих либеральных устремлениях. Все они, как правило, во второй половине царствования вступали в активную борьбу с либерализмом. Прежде всего она выражалась в укреплении централизма в системе государственного управления, имеющего цель поставить под жесткий контроль общество. Примерами такого рода являются, например, губернская реформа Екатерины II или создание Совета Министров Александром I. Не отказывалось правительство и от использования репрессивных методов в борьбе против либералов. Среди них можно назвать и достаточно жесткие, подобно аресту Н. И. Новикова или ссылке А. И. Радищева, и весьма умеренные, в виде традиционной опалы, как например, М. М. Сперанского. В противоположность политике привлечения реформаторов начала царствования в фавор входят весьма консервативные деятели, типа А. А. Аракчеева.
Не менее двойственный характер носила и социальная политика этой эпохи. Если расширение привилегий дворянства, наиболее полно выраженное в "Жалованной грамоте дворянству" (1785 г.), и организация местного дворянского самоуправления выглядели, в общем-то, естественно, то покровительственная политика по отношению к предпринимательским слоям и создание городского самоуправления ("Жалованная грамота городам" 1785 г.) и уж, тем более, попытки разрешения крестьянского вопроса (указы о трехдневной барщине и вольных хлебопашцах, ликвидация крепостного права в Прибалтике и др.) явно свидетельствуют о понимании государством необходимости хотя бы частичных изменений в социальной системе.

Однако главным направлением в социальной политике оставалось стремление сохранить сложившиеся отношения в неизменном виде. Поэтому именно во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв. крепостническая зависимость приобретает законченные формы рабства, превратив крестьян в абсолютно бесправное сословие. Закрепостительные тенденции отчетливо видны в практике создания военных поселений, в окончательной ликвидации казачьей автономии.

Следствием этой политики стало нарастание со второй половины XVIII в. социальных конфликтов. Особенно заметную роль сыграла в этом отношении казачье-крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Если такие действительно крупные социальные выступления предшествующих столетий (восстание под руководством С. Разина, или булавинское выступление), нередко определявшиеся в советской исторической науке как крестьянские войны, на деле таковыми не являлись, то выступление пугачевцев, пожалуй, мы вправе характеризовать именно как крестьянскую войну. И по причинам (рост крепостничества и наступление правительства на права казаков)), и по социальному составу участников (крестьяне, "работные люди", казачество, национальные меньшинства и т.д.), и по целям (борьба за ликвидацию крепостного права) это выступление было действительно крестьянским. Поэтому, несмотря на поражение восставших, значение восстания чрезвычайно велико: именно оно обнаружило силу накопленного в крестьянстве недовольства, чем стимулировало будущие поиски решения крестьянского вопроса и, в конечном итоге, стало тем фактором, память о котором вынудила российское государство в следующем веке отменить крепостное право. Менее широкими, но не менее значимыми были и многие другие социальные выступления (Чугуевское восстание военных поселян, восстание Семеновского полка и др.), обнаруживавшие все большее нарастание угрозы социальной нестабильности.

Фактически, та же картина наблюдается и в сфере экономики. Экономическое развитие России во 2-й половине XVIII в. характеризуется весьма заметными новациями. Прежде всего это касается роста применения свободного труда на мануфактурах. Ограниченность рынка свободных рабочих рук в городе приводила к появлению особой формы использования трудовых ресурсов деревни в виде отходничества. Выход из положения, таким образом, был найден, однако отходничество приводило к относительной дороговизне рабочей силы (поскольку в заработную плату приходилось закладывать сумму денежного оброка крестьянина) и нестабильности в обеспечении ею производства, что явно тормозило развитие мануфактурного производства. Другим характерным явлением второй половины XVIII в. стало сформирование всероссийского рынка, реально связавшего страну воедино.

Рынок, однако, весьма своеобразно воздействовал на развитие сельского хозяйства. Не создавая каких-либо качественно новых явлений в аграрном секторе, он вызвал изменение количественных характеристик существующих отношений. Стремление повысить производство хлеба на продажу заметно увеличило барскую запашку, что, в свою очередь, потребовало увеличения рабочего времени, необходимого для ее обработки. Рынок, тем самым, обернулся для крестьян ростом барщины, а порой (скажем, в случае перевода на "месячину"), их полным отделением от земли. К тем же последствиям приводил и перевод крестьян на денежный оброк, который, как раз, и вынуждал их отправляться на заработки в город. Потеря же связи крестьянина со своей землей подрывала основы существующей системы, создавала предпосылки для возникновения новых отношений (хотя и вне самого аграрного сектора).

Таким образом, для периода "просвещенного абсолютизма" характерно взаимопереплетение, взаимодействие и взаимное противоборство старого и нового во всех сферах жизни: либерализм и деспотизм в политике; расширение прав одних сословий и сужение - других в социальной сфере, увеличение свободы предпринимательства и ограничение возможностей хозяйственных субъектов - в экономике - везде наблюдается двойственный характер развития России в эту эпоху.

Развитие государственности в России стимулировалось не только внутренними факторами; большое значение имела внешнеполитическая деятельность Российского государства. Основные линии внешней политики России во 2-ой половине XVII - начале XIX вв. диктовались ее западнической ориентацией, заложенной еще при Петре I. Силы Российского государства к этому времени настолько возросли, что оно уже имело возможность действовать практически одновременно сразу на трех направлениях: борьба за выход к Черному (а в перспективе - и Средиземному) морю, удовлетворение территориальных претензий на западной границе и, наконец, сопротивление росту французского влияния в Европе. Русско-турецкие войны (1768 - 1774, 1787 - 1791, 1806 - 1812 гг.), участие в разделах Польши (1772, 1793, 1795 гг.) и борьба на стороне антифранцузской коалиции (русско-французкие войны конца XVIII - начала XIX вв.) не только повысили международный авторитет Российского государства, но и создали предпосылки для завершения процесса его превращения в "великую европейскую державу".

Впрочем, решающая фаза этого процесса относится лишь ко второму десятилетию XIX в. и связана с событиями Отечественной войны 1812 г. Будучи эпизодом в длительной истории борьбы за гегемонию на европейском континенте между Великобританией и Францией, эта война должна была стать средством укрепления позиций Наполеона на континенте (а в случае удачи, и привлечения России к антианглийской коалиции). Однако последний явно переоценил свои и недооценил силы России. В ходе военных действий, несмотря на первоначальный успех вторжения, французская армия потерпела сокрушительное поражение, чему были причинами умело выбранная стратегия ведения войны М. Б. Барклаем де Толли и М. И. Кутузовым (и, напротив, неудачная - Наполеоном), патриотизм русского народа, отчетливо выразившийся, в частности, в широком партизанском движении, и, наконец, природно-климатические условия России, талантливо использованные русскими полководцами.

Победа над Наполеоном в Отечественной войне, наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж. Не меньшее, а, пожалуй, и большее значение она имела для развития внутренней ситуации в России. Победа укрепила позиции самодержавной власти в стране, позволив ей стать более независимой от социального давления снизу, что заметно ослабило реформаторский пыл государственной власти.

Такая непоследовательность и вялость власти в создании перспективной политической стратегии, наряду со все более очевидными депрессивными явлениями во всех сферах жизни страны стала одним из первых признаков нарастания всеобщего кризиса в России. Собственно говоря, именно противодействие кризисным тенденциям в развитии российского общества и являлось главной задачей системы "просвещенного абсолютизма". Неудача в предложении действенной политики по выходу из кризисной ситуации "сверху", стала причиной усилившейся активности самого общества в поисках средств разрешения кризиса "снизу".

Именно такой попыткой найти достойный для России выход из тупика стало широко известное движение декабристов. Движение было результатом развития нескольких весьма противоречивых процессов политической жизни России. Во-первых, реальные противоречия российского общества требовали своего разрешения, во-вторых, сложился довольно значительный социальный слой, претендующий на соучастие в государственной деятельности, в-третьих, Отечественная война, с одной стороны, вполне проявила скрытые ранее возможности России, которым явно не соответствовала существующая в стране социально-экономическая и политическая система, а с другой - помогла увидеть, казалось, то, каким образом можно использовать их более эффективно (как это делалось, например, в Западной Европе). Именно это сыграло решающую роль в возникновении и развитии декабристских организаций.

Ставя своей задачей воспрепятствовать сползанию страны к предполагаемой, и, как известно, не без оснований, катастрофе, декабристы предлагали провести ряд весьма существенных перемен в внутриплеменных и политическом строе страны: ликвидацию крепостного права, уничтожение самодержавия (но не обязательно монархии), введение конституции и др. Попыткой достижения этих целей и явилось восстание 14 декабря 1825 г. Однако оно закончилось, и вполне закономерно, поражением. Неразвитость противоречий, слабость социальной опоры и сила государственной власти не позволяли в тех условиях решить поставленную задачу. Декабристы созрели раньше, нежели сложилась в них отчетливая потребность. Это привело к тому, что после их поражения в обществе почти не осталось политически активных сил, способных продолжить давление на правительство "снизу" в целях проведения антикризисной политики. Тем самым, резко вырос консерватизм последекабристской эпохи, обусловивший беспрепятственное движение России ко всеобщему и глубочайшему кризису



18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

Безместное духовенство – священники служившие по найму, для служб духовенство становилось на крестцах, обложено было пошлиной «крестцовой». Вело почти бродячию жизнь и не могло быть в силу своей неоседлости подчинено какому-нибудь. контролю и надзору. К началу 1770 года в одной лишь Москве скопилось до 250 таковых. Масштабы бродяжничества священнослужителей были безмерны. Связано с Секуляризацией церковных земель по реформе 1764г Екатерины 2.

Верховный тайный совет - высшее совещательное гос. учреждение России в 1726-1730 гг. Пытался ограничить власть императора, но был распущен Анной Иоановной после разрыва Кондиций.

Генерал-полицмейстер - руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена Указом Петра I от 25 мая 1718 г. Петр I лично участвовал в написании "Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру". В них входили надзор за порядком в самом широком смысле и контроль за строительством новой столицы Российской империи. Для решения задач г.-п. передавалась созданная в 1715 г. Полицмейстерская канцелярия (по смерти Петра I Главная полицмейстерская канцелярия) и армейский полк. Все чины этого полка становились полицейскими служащими. Кроме того, генерал-полицмейстер осуществлял общероссийское руководство полиц. отделениями крупных городов.

Генерал-прокурор - одна из высших гос. должностей пер. абсолютизма. Наблюдал за законностью деятельности госаппарата, возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.

Гильдия - в XVIII - нач. XX вв. сословное объединение купечества. Привилегированное купечество с 1775 г. делилось по размерам капитала на 3 гильдии.

Губерния - высшая адм. - терр. единица Российской империи XVIII - нач. XX вв. Созданы Петром 1 в 1708 г. Реформой 1719 - 1720 гг. на уровне Г. созданы местные учреждения. В перв. пол. XVIII в. территориально подразделялись на провинции и уезды. В результате реформы 1775 г. провинции были ликвидированы, а Г. укрупнены. К нач. XX в. в России насчитывалось 78 губерний, аппарат управления которых включал в себя губернатора - высшее должностное лицо местной администрации, губернское правление - совещательный орган при губернаторе, разл. рода совещательные учреждения - губернские присутствия. Значит. роль в реализации соц.-экон. политики играли также земские учреждения, созданные в 34 губерниях. Ликвидированы в результате областного районирования 1928 - 1929 гг.

Дворцовые крестьяне - в XII-XVIII вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях Великих князей и царей, несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 - удельные крестьяне.

Дворянский банк - это государственное кредитное учреждение, предоставляющее ссуды помещикам. Был основан в 1754 году по инициативе П.И. Шувалова и просуществовал до 1986 года. Свою деятельность осуществлял за счет казенных средств. Дворянский банк вошел в историю как первый банк в России. Изначально размер основного капитала составил 750 тыс. руб., но по мере развития банка существенно увеличился. До 1770 г. Дворянский банк осуществлял операции только по предоставлению ссуд. Выдавались помещикам ссуды и займы под 6% годовых, а их размер зависел от числа крепостных душ (и под залог земли).

Дистрикт - административно-территориальная единица в России в составе провинции. Была введена в 1719 году в ходе Областной реформы Петра I. Прообразом российского дистрикта был шведский герад - округ, объединявший до 1000 дворов сельского населения. Каждая провинция в России делилась на 5 дистриктов (при Петре I), состоявших из 1500-2000 дворов. В отличие от губернского и провинциального, управление дистрикта носило название земского. Во главе каждого дистрикта был земский комиссар, при котором состояли подьячий и три рассыльщика. В 1727 все дистрикты переименованы в уезды.

Император - один из монархических титулов; глава государства, включившего в себя территории других народов и стран. В России титул императора был поднесен Петру I в 1721 г.

Императорский совет – центральное законосовещательное учреждение России 1762-1769гг.

Кабинет-министры - звание, которое носили члены Верховного тайного совета. Некоторое время так продолжали называть высших сановников при Анне Ивановне, призванных заседать в Кабинете при императрице Анне Ивановне, являвшемся высшим совещательным учреждением Российской Империи.
Кабинет министров - центральный орган законодательной и исполнительной власти России в 1731-1741 гг.